Профилактика приобретенных пороков сердца
С точки зрения профилактики нужно рассматривать отдельно другую группу сердечных болезней детского возраста, приобретенные пороки сердца. Люди обычно считают, что у детей заболевания сердца встречаются значительно реже, чем у взрослых. Мы считаем, что - за исключением болезней изнашивания - происхождение сердечных болезней у взрослых в значительном проценте случаев нужно искать в детском возрасте. Если человечество хочет искоренить сердечные болезни, считающиеся «современными» болезнями, то профилактику нужно начать не у взрослых. Источник громадного увеличения процента смертных случаев от сердечных болезней нужно искать не в том, что взрослые подвержены многим волнениям, что у них нет достаточного покоя и что они подвержены многим вредным воздействиям, а нужно принять к сведению, что при этом «современном», мчащемся образе жизни детей постигает множество вредных воздействий, и у них нет достаточного покоя. Почти нет такого года, когда ребенок не переболел бы какой-нибудь инфекционной болезнью. Дифтерия, скарлатина, тиф, дизентерия, грипп, ангина, пневмония и - о чем родители обычно забывают - ревматическая лихорадка: это все такие болезни, которые избирательно поражают сердце детей. Почти нет такого ребенка, который не переболел бы той или другой из этих болезней, а многие переболевают почти всеми. В повседневной жизни мы видим, что ребенок, только что перенесший вызванную гриппозной инфекцией или фолликулярной ангиной температуру в 39-40° и едва один день имеющий нормальную температуру, уже направляется в школу, и сердцу, возможно и не больному, но во всяком случае более утомленному, чем до только что имевшейся основной болезни, мускулатура которого более дряблая, приходится с утра до вечера выполнять повышенную нагрузку. Такие дети затем неделями приходят из школы домой усталыми, они невнимательные до сих пор учившиеся хорошо, начинают учиться плохо, имевшие раньше хороший аппетит, теперь кушают плохо. При измерении температуры оказывается, что в послеобеденные часы у ребенка температура 37,1-37,2° С. Исследуются легкие, миндалины, почки, но в них не обнаруживается поражения. Если обращается внимание на сердце, то при детальном обследовании оказывается, что сердце не вынесло перегрузки, и в результате расстройства обмена веществ вторично возникло заболевание миокарда. Из этих сердечных болезней многие излечиваются рубцеванием, и ребенку затем на протяжении всей своей жизни приходится считаться с его последствиями. Необходимо подчеркнуть, какое громадное значение имеет своевременная активная иммунизация в деле профилактики сердечных болезней, вызванных этими инфекционными основными болезнями.
В младенческом возрасте из острых инфекционных болезней грипп и дизентерия, а в школьном возрасте грипп, фолликулярный тонзиллит, вызываемый стрептококковой инфекцией, дифтерит, скарлатина и прежде всего ревматическая лихорадка являются теми заболеваниями, которые почти повседневные и которые, с одной стороны, в какой-нибудь форме легко поражают также и сердце, а с другой стороны, во время которых - особенно в стадии острого наводнения токсинами - даже без морфологических изменений сердца легко нарушается равновесие кровообращения. Профилактика возникновения заболеваний сердца и расстройств кровообращения при этих клинических картинах имеет две фазы: одна из них заключается в том, что в острой инвазионной стадии, т. е. в первые двое-трое суток, когда болезнь сопровождается высокой температурой и тяжелым общими симптомами, нужно возможно радикально и активно побороть возбудителей и нейтрализовать их токсины. Нельзя успокаиваться на том, что преобладающее большинство этих болезней излечивается и при простом, не столь энергичной лечении. Это правда, что, для сердца, весьма чувствительного к самым различным токсинам, в особенности с точки зрения своей сосудистой системы, вовсе небезразлично насколько скоро и с какой интенсивностью мы уничтожим циркулирующие в организме возбудители и нейтрализуем их токсины. По мере возможности - если такая общая болезнь протекает хотя только немного тяжелее, чем обычно - нужно использовать специфические антитоксины, а если таковых нет, то нужно прибегать к неспецифическим действующим веществам (к смешанной сыворотке взрослых, к гамма-глобулину и т. д.). Эти средства нужно применять в соответствующих дозах, чтобы добиться в крови и в соках организма соответствующего титра и чтобы возможно скорее нейтрализовать циркулирующие в организме токсины. Нужно очень эффективно и активно прицельно применять антибиотики, чтобы возможно скорее уничтожить данного возбудителя. Далее, в первые дни нужно использовать все «дополнительные виды лечения», которые - в особенности в младенческом, но также и в раннем детском возрастах - предупреждают возникновение обезвоживания организма, ацидоза, алкалоза, тканевой гипоксии или гиперкапнии. В эти первые дни, когда ребенок обычно плохо кушает и у него нет аппетита, нужно предупредить, чтобы у больного не возникло латентного голодания. Больного нужно обильно поить фруктовыми соками, сладким чаем и нужно следить за тем, чтобы при болезнях, сопровождаемых рвотой и поносом, организм не терял бы слишком большого количества минеральных веществ и, в особенности, чтобы не возникала гипокалиемия. Эти дополнительные вмешательства важны потому, что в тканевых элементах сердца, в его мускулатуре, в образующей импульсы системе морфологические изменения могут возникать не только под действием бактерий и токсинов, но и при вышеуказанных состояниях, не по какой-нибудь специфической причине, а на основании упомянутых расстройств обмена веществ (дегидратации, ацидоза, алкалоза, гипокалиемии) также могут возникать расстройства питания клеток и, таким образом, последующие мелкоочаговые дегенеративные изменения.
Другая часть задач начинается послед окончания острой стадии, сопровождающейся высокой температурой. Как было уже выше упомянуто, школьников после окончания лихорадочной стадии, когда они уже не представляют опасности для остальных детей, обычно пускают в школу и, таким образом, они без всякого перехода приступают к своей повседневной работе. Нужно сказать, что это неправильно. Если ребенок школьного или дошкольного возраста переболел вышеуказанными болезнями или любой острой болезнью, сопровождающейся повышением температуры, то при наступлении безлихорадочного периода его еще нельзя считать совершенно здоровым, а только реконвалесцентом, и после отдельных болезней в течение нескольких дней, а после ревматической лихорадки в течение нескольких недель нельзя пускать в школу, а дети должны очень много отдыхать. Особенно после более тяжелых острых инфекционных болезней (дифтерита, скарлатины, брюшного тифа, дизентерии) всегда возникает вопрос, сколько времени держать таких больных в постели, когда разрешить им вставать и двигаться. У больных, страдающих этим болезнями, перед тем, как им разрешить окончательно встать с постели, непременно нужно провести весьма детальное обследование сердца с вовлечением ЭКГ. Ребенку разрешается только тогда вставать, когда сердечная деятельность также и клинически нормальная и, наряду с клинической бессимптомностью, ЭКГ не должна выявлять симптомы, указывающие на понижение тонуса миокарда, на тканевую гипоксию (изменения отрезка ST, зубца Т). Анализ крови не должен выявлять лейкоцитоза, в лейкоцитарной формуле не должен иметь место сдвиг влево, не должна существовать токсическая грануляция и РОЭ должна быть нормальная. Было бы желательно подвергать ребенка после всякой такой болезни тщательному осмотру педиатром, причем такому осмотру специалистом, когда весьма детально (включая также и ЭКГ) обследовалось бы сердце. Хотя это в настоящее время еще не может быть проведено во всех случаях, во всяком случае абсолютным правилом является то, что после гриппа, стрептококкового фолликулярного тонзиллита, дифтерита, скарлатины и ревматической лихорадки такое обследование обязательное. Все эти очень частые болезни детского возраста избирательно поражают сердце. Если после таких болезней родители замечают, что у ребенка настроение плохое, он раздражительный, аппетит плохой, имеется небольшая субфебрильность, плохо учится, по вечерам жалуется на головную боль, сон беспокойный, они должны обратиться к врачу, который после детального обследования решит вопрос, не идет ли речь о начинающемся легком заболевании сердца. Этими жалобами нельзя пренебрегать или считать признаком недисциплинированности ребенка, потому что сердечные болезни характеризуются тем, что при своевременном начале лечения можно добиться полного излечения, и ребенку не приходится в течение всей своей жизни считаться с последствиями оставшегося рубца.
Если все вышеуказанные исследования дали благоприятный результат и ребенку разрешается посещение школы, то нужно и тогда, если вышеуказанные болезни протекали более тяжело, настаивать на том, чтобы ребенок в школе некоторое время занимался только самыми необходимыми предметами. Так после окончания дифтерита, даже в том случае, если на сердце не может быть выявлено никакого изменения, в течение одного года нужно запретить всякое занятие спортом и физкультурой. После тяжелого гриппа учащихся также следует на полгода освободить от физкультуры, но через 2-3 месяца ребенок может участвовать в прогулках и экскурсиях в том случае, если сердце кажется вполне здоровым. Вообще после перенесения какой-либо из детских инфекционных болезней в последующем году разрешение на занятие спортом и физкультурой следует давать лишь в том случае, если, наряду с нормальными результатами клинического обследования, неоднократно проводимая электрокардиография также не выявляет никаких изменений.
В интересах поддержания равновесия кровообращения очень важно и то, что участие в спортивных соревнованиях и тренировка к ним разрешается только школьникам, сердце которых вполне здоровое. Это разрешение может быть выдано только после проведения всех перечисленных исследований. Детей, у которых имеется какое-либо поражение клапанов, не следует допускать к физкультурным занятиям в школе и в особенности к упражнениям на снарядах.
С точки зрения профилактики все это имеет особое значение в период полового созревания и в предшествующий ему период, т. е. в возрасте от 12 до 16 лет. В этом возрасте происходит не только преобразование всего организма, это не только период физиологического роста длины тела, но и очень важным этапом развития сердца. Именно поэтому за жизнью, учебой и занятием спортом детей в период после перенесения вышеуказанных болезней нужно проследить с самым большим вниманием, независимо от того, вполне здорово ли их сердце или же имеются у них морфологически рубцовые изменения. В этот период жизни нужно с особой строгостью придерживаться всего того, что мы выше предложили в интересах профилактики развития сердечных болезней и в острой инвазионной стадии инфекционных болезней, сопровождаемых лихорадочным состоянием, для предупреждения нарушения равновесия кровообращения.
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Йожеф Кудас
В младенческом возрасте из острых инфекционных болезней грипп и дизентерия, а в школьном возрасте грипп, фолликулярный тонзиллит, вызываемый стрептококковой инфекцией, дифтерит, скарлатина и прежде всего ревматическая лихорадка являются теми заболеваниями, которые почти повседневные и которые, с одной стороны, в какой-нибудь форме легко поражают также и сердце, а с другой стороны, во время которых - особенно в стадии острого наводнения токсинами - даже без морфологических изменений сердца легко нарушается равновесие кровообращения. Профилактика возникновения заболеваний сердца и расстройств кровообращения при этих клинических картинах имеет две фазы: одна из них заключается в том, что в острой инвазионной стадии, т. е. в первые двое-трое суток, когда болезнь сопровождается высокой температурой и тяжелым общими симптомами, нужно возможно радикально и активно побороть возбудителей и нейтрализовать их токсины. Нельзя успокаиваться на том, что преобладающее большинство этих болезней излечивается и при простом, не столь энергичной лечении. Это правда, что, для сердца, весьма чувствительного к самым различным токсинам, в особенности с точки зрения своей сосудистой системы, вовсе небезразлично насколько скоро и с какой интенсивностью мы уничтожим циркулирующие в организме возбудители и нейтрализуем их токсины. По мере возможности - если такая общая болезнь протекает хотя только немного тяжелее, чем обычно - нужно использовать специфические антитоксины, а если таковых нет, то нужно прибегать к неспецифическим действующим веществам (к смешанной сыворотке взрослых, к гамма-глобулину и т. д.). Эти средства нужно применять в соответствующих дозах, чтобы добиться в крови и в соках организма соответствующего титра и чтобы возможно скорее нейтрализовать циркулирующие в организме токсины. Нужно очень эффективно и активно прицельно применять антибиотики, чтобы возможно скорее уничтожить данного возбудителя. Далее, в первые дни нужно использовать все «дополнительные виды лечения», которые - в особенности в младенческом, но также и в раннем детском возрастах - предупреждают возникновение обезвоживания организма, ацидоза, алкалоза, тканевой гипоксии или гиперкапнии. В эти первые дни, когда ребенок обычно плохо кушает и у него нет аппетита, нужно предупредить, чтобы у больного не возникло латентного голодания. Больного нужно обильно поить фруктовыми соками, сладким чаем и нужно следить за тем, чтобы при болезнях, сопровождаемых рвотой и поносом, организм не терял бы слишком большого количества минеральных веществ и, в особенности, чтобы не возникала гипокалиемия. Эти дополнительные вмешательства важны потому, что в тканевых элементах сердца, в его мускулатуре, в образующей импульсы системе морфологические изменения могут возникать не только под действием бактерий и токсинов, но и при вышеуказанных состояниях, не по какой-нибудь специфической причине, а на основании упомянутых расстройств обмена веществ (дегидратации, ацидоза, алкалоза, гипокалиемии) также могут возникать расстройства питания клеток и, таким образом, последующие мелкоочаговые дегенеративные изменения.
Другая часть задач начинается послед окончания острой стадии, сопровождающейся высокой температурой. Как было уже выше упомянуто, школьников после окончания лихорадочной стадии, когда они уже не представляют опасности для остальных детей, обычно пускают в школу и, таким образом, они без всякого перехода приступают к своей повседневной работе. Нужно сказать, что это неправильно. Если ребенок школьного или дошкольного возраста переболел вышеуказанными болезнями или любой острой болезнью, сопровождающейся повышением температуры, то при наступлении безлихорадочного периода его еще нельзя считать совершенно здоровым, а только реконвалесцентом, и после отдельных болезней в течение нескольких дней, а после ревматической лихорадки в течение нескольких недель нельзя пускать в школу, а дети должны очень много отдыхать. Особенно после более тяжелых острых инфекционных болезней (дифтерита, скарлатины, брюшного тифа, дизентерии) всегда возникает вопрос, сколько времени держать таких больных в постели, когда разрешить им вставать и двигаться. У больных, страдающих этим болезнями, перед тем, как им разрешить окончательно встать с постели, непременно нужно провести весьма детальное обследование сердца с вовлечением ЭКГ. Ребенку разрешается только тогда вставать, когда сердечная деятельность также и клинически нормальная и, наряду с клинической бессимптомностью, ЭКГ не должна выявлять симптомы, указывающие на понижение тонуса миокарда, на тканевую гипоксию (изменения отрезка ST, зубца Т). Анализ крови не должен выявлять лейкоцитоза, в лейкоцитарной формуле не должен иметь место сдвиг влево, не должна существовать токсическая грануляция и РОЭ должна быть нормальная. Было бы желательно подвергать ребенка после всякой такой болезни тщательному осмотру педиатром, причем такому осмотру специалистом, когда весьма детально (включая также и ЭКГ) обследовалось бы сердце. Хотя это в настоящее время еще не может быть проведено во всех случаях, во всяком случае абсолютным правилом является то, что после гриппа, стрептококкового фолликулярного тонзиллита, дифтерита, скарлатины и ревматической лихорадки такое обследование обязательное. Все эти очень частые болезни детского возраста избирательно поражают сердце. Если после таких болезней родители замечают, что у ребенка настроение плохое, он раздражительный, аппетит плохой, имеется небольшая субфебрильность, плохо учится, по вечерам жалуется на головную боль, сон беспокойный, они должны обратиться к врачу, который после детального обследования решит вопрос, не идет ли речь о начинающемся легком заболевании сердца. Этими жалобами нельзя пренебрегать или считать признаком недисциплинированности ребенка, потому что сердечные болезни характеризуются тем, что при своевременном начале лечения можно добиться полного излечения, и ребенку не приходится в течение всей своей жизни считаться с последствиями оставшегося рубца.
Если все вышеуказанные исследования дали благоприятный результат и ребенку разрешается посещение школы, то нужно и тогда, если вышеуказанные болезни протекали более тяжело, настаивать на том, чтобы ребенок в школе некоторое время занимался только самыми необходимыми предметами. Так после окончания дифтерита, даже в том случае, если на сердце не может быть выявлено никакого изменения, в течение одного года нужно запретить всякое занятие спортом и физкультурой. После тяжелого гриппа учащихся также следует на полгода освободить от физкультуры, но через 2-3 месяца ребенок может участвовать в прогулках и экскурсиях в том случае, если сердце кажется вполне здоровым. Вообще после перенесения какой-либо из детских инфекционных болезней в последующем году разрешение на занятие спортом и физкультурой следует давать лишь в том случае, если, наряду с нормальными результатами клинического обследования, неоднократно проводимая электрокардиография также не выявляет никаких изменений.
В интересах поддержания равновесия кровообращения очень важно и то, что участие в спортивных соревнованиях и тренировка к ним разрешается только школьникам, сердце которых вполне здоровое. Это разрешение может быть выдано только после проведения всех перечисленных исследований. Детей, у которых имеется какое-либо поражение клапанов, не следует допускать к физкультурным занятиям в школе и в особенности к упражнениям на снарядах.
С точки зрения профилактики все это имеет особое значение в период полового созревания и в предшествующий ему период, т. е. в возрасте от 12 до 16 лет. В этом возрасте происходит не только преобразование всего организма, это не только период физиологического роста длины тела, но и очень важным этапом развития сердца. Именно поэтому за жизнью, учебой и занятием спортом детей в период после перенесения вышеуказанных болезней нужно проследить с самым большим вниманием, независимо от того, вполне здорово ли их сердце или же имеются у них морфологически рубцовые изменения. В этот период жизни нужно с особой строгостью придерживаться всего того, что мы выше предложили в интересах профилактики развития сердечных болезней и в острой инвазионной стадии инфекционных болезней, сопровождаемых лихорадочным состоянием, для предупреждения нарушения равновесия кровообращения.
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Йожеф Кудас
Еще по теме:
![]() |