Ятрогенные заболевания у детей
Понимание ятрогении в настоящее время претерпевает некоторые изменения. Так, И. А. Кассирский пишет: «Это болезни функциональные и органические, непосредственной причиной которых являются действия врача». Помимо психических травм, он выделяет в качестве причины ятрогенных болезней неправильное проведение инструментальных исследований, ошибочное введение лекарств.
Такое же содержание в этот термин вкладывается и Р. Конечным и М. Боухалом.
Smithells говорит о «ятрогенных вредностях», понимая под ними всякий риск для больного, ответственность за который врач несет полностью или частично. Такой подход является господствующим в литературе Западной Европы и США: ятрогения рассматривается как неблагоприятное последствие любого врачебного вмешательства.
Мы считаем, что деонтологический аспект является чрезвычайно важным в определении того круга действий врача, которые являются источником ятрогенных болезней. Определения понятия ятрогении, приведенные выше, по нашему мнению, не могут считаться полностью приемлемыми с точки зрения деонтологии.
Первое определение, справедливо подчеркивая ответственность врача за «психическое окружение» больного, не охватывает те возможные неблагоприятные для больного последствия диагностических и лечебных вмешательств, назначение которых врачом не имело достаточных оснований.
Определение Smithells, напротив, излишне расширяет понятие ятрогении, включая в него даже те осложнения, которые проистекают не по вине врача, а являются возможным следствием обоснованной (с точки зрения современной науки) назначенной терапии или исследования. Нельзя не согласиться с А. П. Громовым, считающим, что несчастные случаи и осложнения в результате врачебных ошибок, т. е. неправильных действий врача, связанных с объективными трудностями диагностики или оценки состояния больного, не следует относить к ятрогениям.
К ятрогенным заболеваниям мы считаем целесообразным относить как заболевания психогенного происхождения, вызванные неправильным поведением врача, так и последствия необоснованных врачебных назначений. Такое толкование ятрогении в применении к детскому возрасту в настоящее время особенно оправдано, поскольку травмирующие психику ятрогенные факторы по своей частоте и значению стали значительно уступать физическим (в широком смысле слова).
В литературе указывается, что психотравма может быть нанесена больному неправильным поведением не только врача, но и другого персонала. И. Харди, Р. Конечный и М. Боухал пользуются термином «сороригения» для обозначения последствий такого поведения медицинской сестры. Подобное расширенное толкование ятрогении безусловно оправдано, поскольку в обследовании и лечении больного большое участие принимают медицинские сестры.
В работе с детьми врачи и сестры должны учитывать не только возможность прямого, но и опосредованного влияния на ребенка через мать; последний путь играет большую роль и у самых маленьких пациентов, которые на измененное поведение матери нередко реагируют особенно остро. Все это позволяет нам расширить рамки понимания ятрогенных болезней, включив в их число не только следствия неблагоприятных воздействий на психический и соматический статус больного ребенка, но и результаты изменения поведения ухаживающего за ребенком лица, неблагоприятно сказывающиеся на его здоровье.
Читать Ятрогенные заболевания психогенного генеза у детей
Такое же содержание в этот термин вкладывается и Р. Конечным и М. Боухалом.
Smithells говорит о «ятрогенных вредностях», понимая под ними всякий риск для больного, ответственность за который врач несет полностью или частично. Такой подход является господствующим в литературе Западной Европы и США: ятрогения рассматривается как неблагоприятное последствие любого врачебного вмешательства.
Мы считаем, что деонтологический аспект является чрезвычайно важным в определении того круга действий врача, которые являются источником ятрогенных болезней. Определения понятия ятрогении, приведенные выше, по нашему мнению, не могут считаться полностью приемлемыми с точки зрения деонтологии.
Первое определение, справедливо подчеркивая ответственность врача за «психическое окружение» больного, не охватывает те возможные неблагоприятные для больного последствия диагностических и лечебных вмешательств, назначение которых врачом не имело достаточных оснований.
Определение Smithells, напротив, излишне расширяет понятие ятрогении, включая в него даже те осложнения, которые проистекают не по вине врача, а являются возможным следствием обоснованной (с точки зрения современной науки) назначенной терапии или исследования. Нельзя не согласиться с А. П. Громовым, считающим, что несчастные случаи и осложнения в результате врачебных ошибок, т. е. неправильных действий врача, связанных с объективными трудностями диагностики или оценки состояния больного, не следует относить к ятрогениям.
К ятрогенным заболеваниям мы считаем целесообразным относить как заболевания психогенного происхождения, вызванные неправильным поведением врача, так и последствия необоснованных врачебных назначений. Такое толкование ятрогении в применении к детскому возрасту в настоящее время особенно оправдано, поскольку травмирующие психику ятрогенные факторы по своей частоте и значению стали значительно уступать физическим (в широком смысле слова).
В литературе указывается, что психотравма может быть нанесена больному неправильным поведением не только врача, но и другого персонала. И. Харди, Р. Конечный и М. Боухал пользуются термином «сороригения» для обозначения последствий такого поведения медицинской сестры. Подобное расширенное толкование ятрогении безусловно оправдано, поскольку в обследовании и лечении больного большое участие принимают медицинские сестры.
В работе с детьми врачи и сестры должны учитывать не только возможность прямого, но и опосредованного влияния на ребенка через мать; последний путь играет большую роль и у самых маленьких пациентов, которые на измененное поведение матери нередко реагируют особенно остро. Все это позволяет нам расширить рамки понимания ятрогенных болезней, включив в их число не только следствия неблагоприятных воздействий на психический и соматический статус больного ребенка, но и результаты изменения поведения ухаживающего за ребенком лица, неблагоприятно сказывающиеся на его здоровье.
Читать Ятрогенные заболевания психогенного генеза у детей
Еще по теме:
- Специалисты подсчитали сколько лет сна теряют люди после появления ребенка
- За отказ от вакцинации детей родителей будут наказывать
- Подростки, питающиеся в фаст-фудах, учатся хуже своих сверстников
- Дети молодых матерей учатся в школе хуже своих сверстников
- Самыми счастливыми являются семьи, в которых воспитывается два ребенка
![]() |