Влияние лечения гормонами на проявление стрептококковой аллергизации у детей, страдающих ревматизмом


Большой клинический опыт применения гормонотерапии свидетельствует о ее благоприятном влиянии на ревматический процесс. Вопрос о механизмах действия гормонов и, в частности, об их влиянии на иммунологический статус организма остается далеко не выясненным.

Известно, что для характеристики иммунологического состояния существенное значение имеет определение уровня общей иммунологической реактивности (о. и. р.) и степени специфической аллергизации к антигенам возбудителя. Первая характеризует потенциальную готовность организма к мобилизации иммунологических механизмов, а вторая может характеризовать величину и постоянство антигенных стимулов, получаемых организмом, и позволяет судить о напряженности инфекционного процесса, когда речь идет об инфекционной аллергии.

Ниже излагаются результаты соответствующих наблюдений в отношении детей в возрасте от 7 до 15 лет, обследованных в остром (116 детей) и постприступном (265 детей) периоде ревматизма. В первой группе больные дифференцировались по тяжести процесса и выраженности поражения сердца, во второй группе - на перенесших первый или повторные приступы болезни. 83 ребенка из первой группы и 205 детей из второй - получили в активной стадии болезни обычную комплексную гормонально-медикаментозную терапию, в основном преднизон или преднизолон, в некоторых случаях - кортизон или АКТГ, а также противоревматические препараты. Остальные дети не получали гормональных препаратов.

Общую иммунологическую реактивность определяли посредством внутрикожной пробы по В. И. Иоффе. При этом исследуемая ("античеловеческая") кроличья иммунная сыворотка применялась в разведении 1 : 100 и 1 : 200, контролем служила нормальная кроличья сыворотка в разведении 1 : 100. При повторном обследовании появлялись иногда положительные реакции на контрольную сыворотку как ответ на сенсибилизацию кроличьим белком; однако реакция на иммунную сыворотку была значительно более выраженной, что позволяло в большинстве случаев оценивать результаты пробы, учитывая, насколько реакция на опытную сыворотку превосходит реакцию на контрольную.

Стрептококковую аллергизацию изучали также методом внутрикожных проб, вводя 4 кожные дозы стрептококкового аллергена.

Результаты обследования детей в остром периоде ревматизма. Первое обследование проводили в первую неделю пребывания ребенка в клинике, что соответствовало обычно 1-3 неделям от начала приступа. Повторно дети обследовались спустя 3- 4 недели, т. е. на 4-7-й неделе заболевания.

Число положительных реакций увеличилось у больных всех клинических групп, т. е. о. и. р. заметно повысилась. Это отмечалось в одинаковой степени у больных, которых лечили кортикостероидными гормонами, и у детей, которые их не получали.

Таким образом, по нашим наблюдениям, гормонотерапия не оказывала какого-либо тормозящего влияния на восстановление у больных общей иммунологической реактивности, которая была снижена в остром периоде. Снижение о. и. р. в период клинического улучшения отмечалось крайне редко (всего у 5 больных из 108, причем у 2 из них гормональное лечение не проводилось).

Среди леченных гормонами выделены больные с тяжелым течением рецидивов, поскольку в этой группе можно было ожидать снижения специфической аллергизации в результате более значительного угнетения общей иммунологической реактивности организма.

Таким образом, гормонотерапия вызывала подавление стрептококковой аллергизации у больных детей. Этот вывод подтверждался и в том случае, если прослеживали изменение аллергизации у каждого ребенка в отдельности. Так, среди леченных гормонами повышение аллергизации отмечено у 14 из 69 человек (включая больных с тяжелыми рецидивами), что составляет 20,3%. Среди не леченных гормонами повышение аллергизации наблюдалось у 12 из 28 человек (42,8%). Различие статистически достоверно.

Следует отметить, что десенсибилизирующее действие кортикостероидов проявлялось и в уменьшении числа положительных реакций на нормальную (контрольную) кроличью сыворотку при повторных определениях о. и. р. Так, из 28 детей, не леченных гормональными препаратами, сенсибилизировались к кроличьему белку и реагировали на повторное введение контрольной сыворотки 16 (57%), а из 68 больных, получавших кортикостероидные препараты, - лишь 13 (19%).

Вместе с тем прекращение гормонотерапии у 11 из 12 детей сопровождалось повышением стрептококковой аллергизации. Это позволяет предполагать, что кортикостероидная терапия вызывает лишь временное подавление стрептококковой аллергизации.
 
Как указывается в работах В. И. Иоффе, правильную клиническую оценку специфической аллергизации можно получить, лишь сопоставляя соответствующие данные с уровнем о. и. р. Так, например, высокая степень сенсибилизации к стрептококку при резко сниженной о. и. р. указывает на интенсивность инфекционного процесса. Такое сочетание оценивается как неблагоприятное в клиническом отношении. Напротив, отрицательную реакцию на аллерген при высоком уровне о. и. р. надо считать благоприятным сочетанием, которое указывает на незначительный антигенный стимул и, следовательно, на слабый инфекционный процесс.

В начале приступа не отмечалось существенных отличий в распределении больных по иммунологическим категориям в зависимости от соотношений между о. и. р. и специфической аллергазацией. Лишь среди больных с тяжелыми рецидивами были представлены дети (10 из 15), у которых обе пробы дали отрицательный результат.

Это было следствием наиболее глубокого понижения о. и. р. в этой группе. При втором обследовании картина изменилась. Среди больных, не леченных гормонами, значительно преобладали дети, у которых обе пробы были положительными. Эта категория увеличивалась не только за счет повышения о. и. р., но и за счет резкого усиления аллергизации к стрептококку. Больные, леченные гормонами, распределились равномернее по иммунологическим категориям. Изменения в этой группе произошли в большей степени за счет повышения о. и. р. и в меньшей - за счет повышения аллергизации.

В результате среди леченных гормонами удельный вес больных с благоприятным сочетанием иммунологических показателей оказался намного выше, чем среди не получавших гормональной терапии. Результаты обследования детей в постприступном периоде ревматизма. У детей данной группы по мере затихания ревматического процесса отмечалось повышение о. и. р. и убывание процента отрицательных реакций. Это было выражено у детей, леченных в активной стадии гормонами, не в меньшей степени, чем у тех, которые не получали кортикостероидных гормонов в активной стадии болезни.

При сопоставлении данных по о. и. р. с результатами специфической аллергизации можно было видеть, что среди детей, леченных в активной стадии гормонами (особенно среди перенесших первую атаку ревматизма), по мере стихания процесса нарастала категория с положительными реакциями на обе пробы, причем это шло за счет повышения стрептококковой аллергизации. В соответствующей группе детей, не леченных гормонами, это не отмечалось.

На основании полученных данных можно считать, что стероидные гормоны не снижали о. и. р. больных. С другой стороны, они обладали десенсибилизирующим действием как в отношении антигенов стрептококка, так и в отношении чужеродного белка у больных во время лечения. Но зато в периоде затухания процесса и к моменту полного клинического выздоровления у этих детей стрептококковая аллергизация была значительно более выраженной, чем у детей, не получавших гормональных препаратов. И если лечение кортикостероидными гормонами заметно подавляло сенсибилизацию к чужеродному белку, то оно не влияло на этот процесс во внеприступном периоде, в отличие от действия на проявление стрептококковой аллергизации у больных. По-видимому, эти различия связаны с тем, что в одном случае (при введении чужеродного белка) речь идет об эффекте подавления выработки антител, в другом же - не только об этом, но и об изменениях в развитии хронического инфекционного процесса. Повышение стрептококковой аллергизации после предшествовавшего гормонального лечения заставляет думать, что такие дети особенно нуждаются в длительном наблюдении, желательно в условиях санатория, чтобы предохранить их от новой инфекции, которая в высоко сенсибилизированном к стрептококку организме может стать причиной новой ревматической атаки.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Гормонотерапия не подавляла о. и. р. у больных ревматизмом. Восстановление о. и. р., сниженной в остром периоде болезни, было одинаковым у детей, леченных или, напротив, не леченных кортикостероидными препаратами.

2. Наряду с этим гормонотерапия тормозила в значительной степени развитие стрептококковой аллергизации у детей, больных ревматизмом. В постприступном периоде у детей, ранее получавших гормональное лечение, отмечалось нарастание чувствительности к стрептококковому аллергену, что указывает на необходимость тщательного наблюдения за такими детьми.

3. Десенсибилизирующее действие гормонотерапии проявилось и в заметном снижении положительных реакций у детей в остром периоде ревматизма на повторное введение нормальной кроличьей сыворотки, служившей контролем при выявлении о. и. р.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  А. Б. Воловик

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: