Физиология пищеварения у детей раннего возраста и особенности развития гипотрофии


В процессе роста и развития ребенка очень важны три элемента: пища, пищеварение, трофика.

У взрослого человека пища служит в основном для покрытия затрат, т. е. для поддержания энергетического баланса. Организм взрослого может длительное время обходиться качественно односторонним питанием, компенсируя одни недостающие ингредиенты другими (например, углеводами белки, жиры). У ребенка же пища служит не только для покрытия энергетических затрат, которые у него выше из-за более напряженного обмена, но и для пластических целей. Кроме того, пища должна соответствовать возрастным потребностям и возможностям. В рационе ребенка особое значение приобретают животные белки и жиры. Они должны удовлетворять возрастным нормативам и иметь определенную структуру (лучше усваивается белок молока, особенно грудного). Животный белок - источник ферментов, гормонов, витаминов, в свою очередь обеспечивающих процесс пищеварения и усвоения пищи. Являясь источником энергетических и пластических ресурсов, пища усваивается после сложной предварительной обработки в процессе пищеварения, который условно разделяется на три этапа: прием пищи, расщепление и всасывание ее.

Во внутриутробный период поступление пищевых веществ осуществляется двумя путями. Ведущим является парентеральный, или гемотрофный, т. е. плод получает кислород и питательные вещества через кровь от матери. Второй путь - энтеральный, или амниотрофный, - ребенок заглатывает околоплодные воды, богатые белком и другими веществами.

Таким образом, еще в утробный период происходит "апробирование" железистого аппарата желудочно-кишечного тракта (меконий - результат утробного пищеварения).

После рождения ребенок переходит на энтеральный лактотрофный путь питания (молочное питание). К этому времени органы пищеварения ребенка относительно зрелы и подготовлены к такому виду пищи. В процессе развития происходит дальнейшее совершенствование пищеварительной системы. Преобразуется ферментативная функция - нарастает сила ферментов желудочно-кишечного тракта, более устойчивой становится моторная функция. Все это связано с развитием пищеварительного тракта, совершенствованием управления функцией пищеварения со стороны центральной нервной системы. Утилизация, ассимиляция продуктов пищеварения обеспечиваются трофической функцией организма, под которой понимается нервно-регуляторное влияние на метаболизм тканей, т. е. на тонкие химические процессы.

Регуляция этих процессов осуществляется комплексом воздействий, в числе которых периферические нервы обеспечивают исполнительные функции. Основную же роль играют вегетативные центры, представленные подкорковыми образованиями в гипоталамической области.
Из сказанного становится понятным, что сложная адаптационно-трофическая функция совершенствуется с возрастом ребенка по мере развития высшей нервной деятельности.

Продолжительность пребывания пищи в желудке зависит от рода ее. У здорового ребенка, находящегося на естественном вскармливании, эвакуация пищи из желудка наступает через 2-3 ч; при вскармливании коровьим молоком - через 3-4 ч. Пища, даваемая насильно или утомленному, больному ребенку, требует для своего переваривания более продолжительного времени. В сущности, желудок является временным "складом" пищи, поступающей в значительном количестве с большими или меньшими интервалами. Собственно пищеварение по-настоящему начинается в тонком кишечнике.

В наиболее общих чертах пищеварение представляет собой процесс гидролитического расщепления сложных органических веществ (полимеров) до сравнительно простых, лишенных видовой специфичности и пригодных к ассимиляции мономеров. Обеспечивается пищеварение ферментами, выделяющимися в просвет кишечника. Действуют ферменты путем гидролиза, т. е. присоединением воды, и активируются специальными активаторами (более сложными ферментами), которые тоже продуцируются крупными и мелкими пищеварительными железами. Процесс пищеварения включает также перемещение пищи и механическое дробление химуса с перемешиванием. Заключительные стадии пищеварения связаны с кишечной стенкой.

Пристеночное пищеварение - не только последний этап расщепления, но и первый этап всасывания пищевых ингредиентов и собственно всасывание (активный и довольно сложный процесс).

Из желудка пища через рефлекторно раскрывающийся привратник порциями поступает в двенадцатиперстную кишку, где подвергается действию пищеварительных ферментов поджелудочной железы - трипсина, амилазы, липазы. Трипсин - протеолитический фермент, представляет собой комплекс белковых ферментов. Он расщепляет белки до аминокислот. Амилаза (диастаза) активируется желчью, расщепляет крахмал и гликоген до мальтозы, которая под действием мальтазы переходит в глюкозу. Липаза, подвергаясь действию желчных кислот, расщепляет нейтральные жиры до глицерина и жирных кислот.

Из двенадцатиперстной кишки пища переходит в тонкую кишку, где совершаются окончательное переваривание и всасывание конечных продуктов расщепления всех основных веществ - белков, жиров, углеводов, солей (некоторые минеральные вещества, в частности фосфор и железо, всасываются в толстом кишечнике).

Следует указать, что липаза кишечного сока не очень активна, однако характеризуется стойкостью; в противоположность липазе панкреатического сока она не активируется желчью. Сравнительно низкую активность имеет также амилаза кишечного сока. Усвоение различных ингредиентов пищи у взрослых и детей осуществляется по-разному. Всасывание белков у взрослых происходит на уровне аминокислот, а у детей раннего возраста возможно поступление в кровь пептидов, что облегчает их использование, но может служить и причиной сенсибилизации. Углеводы всасываются в виде гексоз путем фосфорилирования и дефосфорилировакия. Жиры расщепляются до жирных кислот и глицеринов и всасываются в лимфу, но жирные кислоты с короткой углеводной цепью поступают прямо в кровь. Вода всасывается уже в желудке и тонком кишечнике, но основная резорбция ее активно осуществляется в толстом кишечнике. Ввиду обилия капилляров в слизистой и высокой проницаемости кишечного эпителия у ребенка грудного возраста в кровь могут легко проникать продукты неполного расщепления пищи, а также микробные токсины. Нейтрализация токсических веществ и микробов, проникающих из кишечника в систему воротной вены, происходит в печени. Однако в связи с недостаточной зрелостью паренхимы печени при выраженных интоксикациях в ней легко наступают расстройства кровообращения и дегенеративные изменения.

У детей довольно часто отмечаются нарушения со стороны двигательной и других функций кишечника. Чем младше возраст ребенка, тем чаще наблюдаются моторные и функциональные нарушения. Это в значительной мере зависит от анатомо-физиологических особенностей кишечника (незаконченность развития нервного аппарата, нежность слизистой оболочки, обильная васкуляризация, слабость мышечного слоя, недостаточное развитие мышечных волокон, некоторая функциональная недостаточность пищеварительных кишечных желез у ребенка).

Таким образом, морфологические и функциональные особенности желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста обусловливают его значительную функциональную лабильность и относительно быстрое нарушение усвоения и всасывания пищи, что приводит к развитию патологических процессов не только в самом кишечнике, но и в целом организме.

В отношении питания детей грудного и раннего возраста нужно иметь в виду два важных обстоятельства: с одной стороны, сравнительно большую потребность растущего организма в питательных веществах и с другой - ограниченные возможности органов пищеварения. Желудочно-кишечный тракт и другие органы, участвующие в пищеварении, особенно печень, являются относительно несовершенными, обладают незначительной резервной возможностью и ограниченной толерантностью, вследствие чего легко возникает нарушение их функций в случае повышенных к ним требований.

В свете сказанного становится ясным, что кроме экзогенных причин, ведущих к голоданию, легко возникают и эндогенные предпосылки для количественного и качественного голодания ребенка, что, несомненно, может обусловить недостаточное поступление в организм необходимого пластического и энергетического материала. Это в свою очередь может повлечь за собой извращение и угнетение ферментативных процессов, снижение регуляторной функции коры вследствие недостаточного поступления питательного материала к клеткам головного мозга. Результатом указанных нарушений в организме может быть извращение процессов пищеварения и всасывания, т. е. возникновение трофических расстройств.

Читать далее о симптомах гипотрофии

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Лидия Тимошкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: