Постоянные шины для группы жевательных зубов и всего зубного ряда


Шинирование группы жевательных зубов и выравнивание силовых соотношений между жевательными зубами антагонирующих челюстей весьма часто является основой ортопедического лечения при пародонтозе. Иммобилизация шинными приспособлениями группы жевательных зубов имеет целью не только воздействовать на пораженный аппарат жевательных зубов, но и одновременно разгрузить фронтальные зубы обеих челюстей.

При выборе метода шинирования группы жевательных зубов следует учитывать не только степень поражения опорного аппарата зубов, подлежащих шинированию, но также и силовые соотношения, которые возникнут между шинированными зубами и их нешинированными антагонистами. Это важно потому, что, укрепляя одну группу зубов, можно создать травматические условия для зубов-антагонистов. Сказанное иллюстрирует пародонтограмма.

Анализируя данные пародонтограммы, можно установить, что процессы разрушения опорного аппарата зубов нижней и верхней челюстей происходили равномерно и имеется сравнительно уравновешенная зубочелюстная система.

Сагиттальная стабилизация. Сагиттальное шинирование группы жевательных зубов одной из сторон верхней или нижней челюсти имеет целью связать воедино группу зубов с пораженным опорным аппаратом. Неравномерность поражения альвеолярных отростков и лунок зубов и нагрузки во время жевания делает такое вмешательство целесообразным. Связыванием зубов удается укрепить ту или иную пораженную стенку лунки и перераспределить жевательную нагрузку, ослабив давление на наиболее пораженные участки опорных тканей и одновременно усилив давление на менее пораженные ткани. Сагиттальная стабилизация жевательных зубов показана в тех случаях, когда после шинирования силы антагонирующих шинированных и нешинированных зубов будут уравновешены. Показанием к сагиттальной стабилизации жевательных зубов при интактности опорного аппарата антагонирующих зубов следует считать такие поражения опорного аппарата шинируемых зубов, когда вся группа в целом в состоянии оказать сопротивление антагонистам, равное половине их силе. Например, если в физиологических условиях сила зубов, нагружающих пораженные зубы, равна 9,5 единицы, то шинированные зубы должны оказать сопротивление, равное 4,75 единицы. Только в таких случаях шинированием удается более или менее целесообразно перераспределить жевательное давление.

Самым простым методом сагиттальной стабилизации жевательных зубов следует считать наложение на всю группу металлических, спаянных вместе коронок.

Коронки для такой шины не следует доводить до десневого края. Чтобы ослабить поперечные жевательные толчки, на металлических коронках не делают резко выраженных жевательных бугров. По той же причине целесообразно сошлифовывать бугры у антагонирующих зубов до наложения шины. При наличии шины должен быть восстановлен окклюзионный контакт. Свободу боковых скользящих движений нижней челюсти в области шинированных и нешинированных зубов проверяют с помощью копировальной бумаги. При горизонтальной атрофии альвеолярного отростка и обнажении бифуркации корней не следует покрывать бифуркацию металлическими коронками во избежание образования ретенционных пунктов.

Если через некоторое время после шинирования на основании клинических данных устанавливают, что равновесия сил шинированных зубов и их антагонистов не наступило, необходимо продолжить шину или изменить систему шинирования. Так, например, при преимуществе шинированных зубов над их нешинированными антагонистами последние следует тоже шинировать. Если шинирование не обеспечило равновесия сил с нешинированными антагонистами и последние остаются более мощными, шинирующая дуга должна быть удлинена и разгрузка может быть достигнута парасагиттальной или фронтально-сагиттальной стабилизацией.

Парасагиттальная стабилизация. В основе парасагиттальной стабилизации лежит шинирование единой системой жевательных зубов обеих сторон одной челюсти. При такой стабилизации жевательная нагрузка, возникающая на одной стороне, распределяется на обе группы жевательных зубов одной челюсти вследствие того, что они образуют единый блок. Парасагиттальная стабилизация обеспечивает правильное распределение жевательного давления, что облегчает разжевывание пищи, делает его безболезненным и нетравматичным для пораженных опорных тканей.

В основе расчета при конструировании шин с такой стабилизацией лежит сопоставление данных пародонтограммы опорного аппарата всех шинированных зубов с силой антагонирующих зубов только одной стороны челюсти. Как правило, при парасагиттальной стабилизации сила зубов, включенных в блок, превалирует над силой зубов-аитагонистов одной стороны челюсти.

Парасагиттальная стабилизация жевательных зубов достигается наложением съемных аппаратов или комбинаций несъемных частей шины со съемной.

Для парасагиттальной стабилизации жевательных зубов нижней челюсти при интактном зубном ряде могут служить: спаянные коронки с апроксимальными промежутками для кламмеров и съемный бюгельный протез с кламмерами.

Последовательность изготовления парасагиттальной иммобилизующей шины такова: опорные зубы подготовляют под коронки, коронки припасовывают и выпиливают ложе для балки; снимают слепки с обеих челюстей.
 
В зубопротезной лаборатории шины изготовляют на модели с металлическими коронками. Промежуточные зубы с подготовленным в них ложем для балки отливают из легкоплавкого металла или цемента.

Наложение шины и укрепление коронок цементом в тех случаях, когда для парасагиттальной стабилизации избран бюгельный протез, производятся в один сеанс. Цемента замешивают достаточное количество для всех коронок; зубы тщательно дезинфицируют и высушивают; коронки, наполненные цементом, укрепляют на зубах и тут же накладывают съемный бюгельный протез. Такая методика укрепления несъемной части протеза цементом необходима для правильного наложения съемного бюгельного протеза.

Фронтально-сагиттальная стабилизация. Усиление пораженного опорного аппарата жевательных зубов может быть достигнуто фронтально-сагиттальной стабилизацией, заключающейся в связывании группы жевательных и фронтальных зубов в единую систему.

Показания к фронтально-сагиттальному шинированию основаны на неравномерности нагрузки зубного ряда во время откусывания и разжевывания пищи. При фронтально-сагиттальной стабилизации возникающее давление распределяется на все зубы, соединенные шиной, чем еще больше облегчаются условия амортизации нагрузки пораженным опорным аппаратом.

Этот вид шинирования показан в тех случаях, когда пародонтограмма указывает на недостаточность только сагиттального шинирования и необходимая разгрузка может быть достигнута удлинением шинирующей дуги от группы жевательных зубов до группы фронтальных зубов.

В тех случаях, когда одна из шин, фронтальная или сагиттальная, уже наложена и необходимо усилить стабилизацию, вторую шину изготовляют с соединяющим шины кламмером. Если наложены две раздельные шины - одна для фронтальной, а другая для сагиттальной стабилизации и между ними имеется зуб, не включенный в шину, то соединение обеих шин в единый блок достигается наложением коронки с двумя кламмерами (ретенционная коронка).

Кроме того, фронтально-сагиттальная стабилизация зубов может быть осуществлена монолитной шиной, фиксированной на двух или трех опорных коронках, соединенных балками.

Стабилизация по дуге. При недостаточности фронтальной, сагиттальной, парасагиттальной или фронтально-сагиттальной стабилизации зубного ряда шинными приспособлениями прибегают к стабилизации по дуге, т. е. к шинированию, обеспечивающему стабилизацию всего зубного ряда. При шинировании по дуге в лечебных целях полностью исчерпываются резервные силы амфодонта зубного ряда. Шинирование всего зубного ряда может быть достигнуто монолитной или многозвеньевой шиной.

Монолитная дуговая балочная шина фиксируется на четырех опорных коронках, многозвеньевая шина - на пяти или шести опорных коронках.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: