Симпатические трунциты


Симпатический трунцит - заболевание пограничного симпатического ствола. В 1904 г. Л. С. Минор впервые описал больного с поражением шейного симпатического нерва. Последующие его наблюдения убедили в верности постоянства наблюдаемых симптомов.

Большое внимание было уделено этому вопросу в период первой мировой войны, особенно французской школой (Lerihe, Fontain и др.). Однако клиническая картина поражения пограничного симпатического ствола в то время была изучена недостаточно. Более подробно были проведены патологоанатомические, морфологические исследования, благодаря которым были подчеркнуты особенности поражения симпатической нервной системы при инфекциях и интоксикациях - тифе, бронхопневмониях, туберкулезе, сифилисе. В этом отношении следует отметить работы В. Н. Могильницкого, И. В. Давыдовского, А. И. Абрикосова и др. И только в 30-40-х годах в основном отечественными клиницистами была тщательно изучена и описана клиническая картина поражения различных отделов симпатического ствола. Особенно большое число работ появилось во время Великой Отечественной войны и после нее.

А. М. Гринштейн описал 7 клинических синдромов при поражении узлов пограничного ствола:

1) висцерально-аффекторные нарушения - вазомоторные, секреторные, пиломоторные и трофические;

2) нарушения со стороны внутренних органов;

3) нарушения со стороны поперечнополосатых мышц без явлений реакции перерождения (атония, гипертония до резких контрактур, дрожание);

4) изменение чувствительности - боли иногда в виде приступов, захватывающие одноименную половину тела; расстройство в основном болевой чувствительности (а также тактильной, температурной); часто гиперпатия; тип расстройств - сегментарно-вегетативный;

5) изменение рефлексов - сухожильные рефлексы либо понижаются, либо повышаются;

6) изменение психики;

7) гуморальные нарушения.

А. М. Гринштейн приводит 5 типов распространения болезненных симптомов; им дана топография поражения симпатического узла: автономная, максимальная, тотальная, парциальная, диссеминированная. Эти зоны не остаются стабильными, так как постепенно могут увеличиваться, распространяться на территории, иннервируемые соседними узлами, что проявляется либо постепенно, либо толчкообразно в виде висцеральных кризов.

Различают шейные, нижнешейные и верхнегрудные (в основном звездчатый узел), среднегрудные, нижнегрудные, поясничные симпатические трунциты.

Клиническая картина заболевания зависит от уровня и степени поражения узлов. В развитии симпатического трунцита имеет значение сочетание плеврита и малярии, грипп, ангина, туберкулез, опухоли. За последнее время обращают внимание на поражение симпатического ствола в связи с дегенеративными изменениями межпозвонковых дисков в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Поражения узлов могут также быть обусловлены хронической ирритацией с периферического очага.

Синдром верхнего симпатического узла хорошо изучен в эксперименте, где выделены две формы его проявления - паралитическая и ирритативная. Эти состояния в клинике, как правило, не наблюдают, так как преобладают смешанные формы с преобладанием ирритативной. Прежде всего нарушается вегетативно-эффекторная система головы и шеи, появляются характерные боли симпатальгического характера, расстройство чувствительности на лице, иногда шее и др.

В последнее время причиной заболевания являются: перитонзиллярный абсцесс: шейный лимфаденит; ревматизм; тонзиллит; прямую связь этого синдрома с шейным остеохондрозом пока установить не удалось.

У больных выявляются симптом Горнера или симптом, обратный ему, гипергидроз половины лица, головы, шеи, нарушение окраски кожи и ее температуры, нарушение поверхностной чувствительности (гиперестезия или гипестезия с гиперпатией), возможна и гемиатрофия лица. В. К. Хорошко, как и Г. М. Маркелов, при гемиатрофии лица был склонен предполагать наличие раздражения верхнего симпатического узла. Благодаря тесной связи этого узла с каротидным образованием можно наблюдать усиление слезоотделения, носовой секреции и т. д. Иногда может развиться церебрально-васкулярная недостаточность, нарушиться функция гипофиза. Боли в лице иногда сопровождаются нерезкой болезненностью мест выхода тройничного нерва.

Наибольший интерес и значение представляют поражения звездчатого узла и верхнегрудного отдела слева, так как эта область тесно связана с иннервацией сердца. Повреждения этих отделов могут повлечь за собой расстройство, которое иногда принимают за первичное заболевание сердца.

Заболевание принимает хронический рецидивирующий характер. Часто в основе его лежат плеврит, малярия, травмы, грипп, ангина, остеохондроз нижнешейного и верхнегрудного отдела позвоночника, как отраженные явления при ирритативных очагах с периферии, например при фантоме ампутированных.

В клинической картине поражения этой локализации имеются чувствительные, висцеральные и эффекторные нарушения в руке и верхней части грудной клетки. Расстройства со стороны двигательной функции, рефлексов появляются с меньшим постоянством, проявляясь в виде контрактуры, «руки акушера»; сухожильные и периостальные рефлексы чаще повышаются. Из черепных признаков чаще наблюдают симптом Горнера, реже - симптом, обратный ему. Из эффекторных признаков наблюдают потливость, синюшность, зябкость и др. Из висцеральных Нарушений первое место занимают сердечно-иннервационные, особенно при левосторонних поражениях пограничного симпатического ствола. У большинства больных имеются боли жгучие, сжимающие, постоянного и приступообразного характера. Из особенностей заболевания следует отметить приступообразное усиление клинических признаков с иррадиацией не только по всему пограничному симпатическому стволу, но и в вышележащие отделы вегетативной нервной системы (озноб, головная боль, диффузное жжение, явления синестезиальгии, отек, повышение артериального давления, учащение пульса).

Сегментарный принцип имеет значение лишь в начале заболевания. При длительном и стойком раздражении появляются признаки поражения диэнцефальной области, развиваются кризы вегетативно-сосудистого характера.
 
Поясничные симпатические ганглиониты бывают довольно редко. Наиболее полно они описаны при травмах военного времени; семиотика их также изучена при симпатэктомии первого и второго поясничного узлов. При этом нарушается кожно-вегетативная иннервация нижней части живота и ноги, особенно бедра.

Характерным для всех уровней поражения является одновременное сочетание симптомов раздражения и выпадения. Однако для такого рода больных, как и для всей вегетативной нервной системы, более свойственно состояние возбуждения с широкой генерализацией процесса, приступообразное течение заболевания, так называемая патологическая реактивность, для которой характерна высокая возбудимость при малом функциональном объеме; это созвучно с учением Н. Е. Введенского и А. А. Ухтомского о стадиях парабиоза и патологическом доминантном очаге.

При заболевании пограничного симпатического ствола следует учитывать наличие явлений угнетения или раздражения. Боли симпатического характера всегда указывают на признаки раздражения. Необходимо также учитывать причину заболевания.

При опухолях самого пограничного ствола или окружающих тканей лечение должно быть хирургическим; при туберкулезе легких, медиастинальных процессах и т. д. оно должно быть направлено на основное заболевание. При лечении всегда следует учитывать этиологию и патогенетическую особенность заболевания. Патогенетической является медикаментозная терапия (ганглиоблокаторы - гексоний, ганглерон, пахикарпин и др.). В острой стадии заболевания широко распространены новокаиновые блокады (0,5% раствор новокаина по 5-10 мл).

Широко используют методы физиотерапии. Для воздействия на область шейных симпатических узлов применяют диатермию (сила тока 0,4-0,5 а) через день; при диатермии грудного и поясничного отделов силу тока увеличивают За последние годы диатермию вытесняет индуктотермия.

С. С. Магазаник при заболеваниях пограничного симпатического ствола применяла электрическое поле УВЧ, гальванизацию, рентгенотерапию, а при вовлечении в заболевание всей вегетативной нервной системы - облучение рентгеновыми лучами области межуточного мозга.

Г. И. Маркелов при хронических формах рекомендует сочетать диатермию с местным новокаин-электрофорезом. Г. И. Маркелов, Ф. М. Лисица и др. подчеркивают плохую переносимость тепловых процедур при поражении левого звездчатого узла; при вегетативных радикулитах они считают грязелечение и диатермию противопоказанными.

Ввиду ганглиоблокирующего, болеутоляющего действия ультразвука применение его при инфекционных, травматических поражениях пограничного симпатического ствола или его узлов, а также в результате остеохондроза вполне оправдано. Ультразвук в импульсном режиме при интенсивности 0,2-0,4 вт/см2 применяют при всех указанных синдромах паравертебрально и на область верхнего симпатического ствола (при его поражении), исключая воздействия на звездчатый узел, так как при этом возможно падение сердечной деятельности. При болях лица ультразвук    в   импульсном    режиме   применяют   при интенсивности 0,05-0,2 вт/см2. Процедуры проводят по 3-9 минут, через день; всего 12-14 процедур.

Наши наблюдения показали целесообразность бальнео- и пелоидотерапии больных симпатическими ганглиотрунцитами во внекурортной обстановке.

Соматически крепким больным показаны грязевые аппликации сегментарно и на соответствующую руку температуры 35-37°, по 10-15 минут, через день; всего 10-15 процедур. При правосторонней локализации поражения, когда реже бывают боли в области сердца, температуру грязи можно доводить до 40-42°. При генерализации заболевания грязевые аппликации можно чередовать с радоновыми или реже с сероводородными ваннами.

Ослабленным больным с неврастеническим симптомокомплексом, а также при генерализации процесса показаны радоновые ванны с концентрацией радона 50-100-200 единиц Махе или сероводородные ванны с концентрацией сероводорода 50-100 мг/л, в чередовании по дням с новокаин-электрофорезом шейно-грудного отдела позвоночника.

В комплекс лечебных мероприятий включают лечебную физкультуру, массаж, инъекции витамина В1. Лечебную физкультуру и массаж назначают строго индивидуально, так как применение при массаже, например, элементов разминания, поколачивания, вибрации вызывает обострение болей.

При начальных явлениях коронарокардиосклероза, когда симпатальгические боли провоцируют стенокардические (при так называемой сочетанной стенокардии), пелоидо-бальнеотерапию сочетают с ганглиоблокирующими или сосудорасширяющими средствами при учете реакции на них больного.

К. Ф. Никитин и Е. 3. Неймарк, применяя мацестинские ванны больным симпатоганглионитами, также отметили улучшение и значительное улучшение.

В настоящее время симпатические ганглиониты включены в список болезней, при которых показано курортное лечение; при этом учитываются особенности заболевания, непереносимость перегревания и необходимость комплексного лечения.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: