Подострый склерозирующий панэнцефалит


Подострый склерозирующий панэнцефалит является редким воспалительным заболеванием ЦНС (0,5-1 случай на 1 млн жителей), которое преимущественно развивается в возрасте от 2 до 20 лет и характеризуется длительным прогрессирующим течением.

Симптомы. Типичные симптомы инфекции, как правило, отсутствуют. В течении заболевания выделяют три стадии. I - медленное постепенное начало, нарушение психики, прогрессирующее снижение трудоспособности; II - развитие неврологических симптомов (пирамидная и экстрапирамидная недостаточность), нарастающая апатия; III - коматозное состояние с симптомами декортикации и дисфункции гипоталамуса. В спинномозговой жидкости существенно повышается уровень белка без значительного плеоцитоза. Заболевание длится от нескольких месяцев до 2 лет и большей частью приводит к летальному исходу от паралича дыхания, сердечно-сосудистой недостаточности или сопутствующих инфекций.

Морфологические изменения характеризуются периваскулярной инфильтрацией мононуклеарными клетками, диффузной или узелковой пролиферацией микро- и макроглии, а также гибелью ганглиозных клеток в области коры головного, мозга, вызывающей грубые нарушения структуры ЦНС. В области белого вещества выявляют процессы демиелинизации, выраженные в различной степени, и склерозирование глиальных волокон вследствие их разрастания и диффузной инфильтрации мононуклеарными клетками. В олигодендрологии, а также в других клетках глии и в нервных волокнах можно обнаружить включения, которые соответствуют РНК-содержащим вирусам (парамиксовирусы).

Иммунология. Наиболее характерным феноменом является высокий титр антител к вирусу кори, который у больных корью значительно ниже. Уровень антител в ликворе выше, чем в сыворотке.

Этиология и патогенез. Исследования, связанные с выделением вируса, оказались успешными только при использовании специальных методов культивирования. Вирус, обусловливающий развитие ПСП, отличается от обычного возбудителя кори (однако следовало бы говорить не о новом типе вируса, а о его варианте). У экспериментальных животных он вызывает энцефалиты, которые отличаются от ПСП в различной степени. Несмотря на свидетельства вирусной этиологии заболевания, патогенез его еще неизвестен. Примечательно, что все больные с ПСП в прошлом перенесли корь, но обычно это приводит к длительному иммунитету. По всей вероятности, особую роль при ПСП играет дефект Т-клеток, хотя возможны и другие нарушения иммунной системы. Решающее значение придают нарушению функциональной активности иммунокомпетентных и фагоцитарных клеток против антигена вируса кори.

Обращают на себя внимание отрицательные кожные пробы, сниженная продукция антител к М-белку вируса (протеин, играющий определенную роль в репликации вируса). Заключение об отсутствии этого белка, что в свою очередь объясняет атипичную картину заболевания, не получило подтверждения. Неизвестно, развивается ли ПСП с инкубационным периодом 1 - 17 лет вследствие персистентности соответствующего вируса или реинфекции. Дефект лимфоцитов, связанный с нарушением распознавания антигенной специфичности вируса, приводит к аномальному размножению последнего и соответственно к стимуляции продукции антител. О гипериммунизации при ПСП свидетельствует тот факт, что противовирусные антитела нередко обладают свойствами моноклональных антител. Преимущественная локализация вирусов в ЦНС объясняется их особым тропизмом. При помощи иммунофлюоресценции в ядрах и цитоплазме клеток почек и глии, иногда также в нервных волокнах выявляют антиген вируса кори. Свечение в виде ядер можно наблюдать только в том случае, если использованы антисыворотки больных ПСП или корью в период реконвалесценции (персистенция антител, которые в норме вырабатываются кратковременно). В конце 4-го месяца заболевания эти антитела можно обнаружить только после перенесенной пневмонии, вызванной вирусом кори. Антиген вируса расположен в ЦНС, большей частью в форме ИК, частично с комплементом, поэтому вполне понятны цитотоксические эффекты. Однако не ясно, почему этот антиген, входящий в состав иммунных комплексов, локализуется внутриклеточно. Возможно, роль играет фагоцитоз, свойственный клеткам глии. По всей вероятности, для нервных клеток значение имеют дополнительные факторы (повреждение мембраны вирусом и вследствие этого постоянные реакции антиген - антитело на поверхности мембраны). В некоторых случаях ИК образуются не только в ЦНС - их определяют также в периферической крови и в почечных клубочках (частично с умеренными признаками гломерулонефрита).

Мнения, что аутоиммунную агрессию вызывает вирусная; инфекция, придерживаются только немногие авторы. Поиск соответствующих аутоантител привел к спорным результатам; при этом нельзя забывать, что поражения ткани ЦНС невоспалительного характера также могут приводить к выработке аутоантител.

Лечение. Принимая во внимание, что в основе развития медленно текущих вирусных инфекций лежит дефект иммунокомпетентных клеток, в отдельных случаях больным назначают терапию фактором переноса. Это приводит иногда к стойкой ремиссии в течение нескольких месяцев, однако оценка состояния больного остается проблематичной из-за непредсказуемости течения заболевания.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: