Ошибки при лечении дуоденостаза


Одной из ошибок при оперативном лечении наших больных, страдающих дуоденальным стазом, явилось разъединение спаек, выявленных по ходу двенадцатиперстной кишки, которые были сочтены повинными в нарушении проходимости кишки. Однако, как показали результаты повторного исследования больных после такой операции, состояние их не улучшалось. Большинство из них пришлось повторно оперировать ввиду сохраняющихся признаков дуоденального стаза. Как отмечалось ранее, мы считаем ошибочным во всех случаях выявленного дуоденального стаза применять дуоденоеюноанастомоз по типу бок в бок без учета причины и стадии нарушения моторики двенадцатиперстной кишки. Кроме указанных ошибочных действий, у 5 больных были допущены грубые ошибки в оперативной тактике. Среди них у одной больной с выраженной клинической картиной нарушения моторики двенадцатиперстной кишки не были учтены резкая атония и эктазия кишки, и операция была завершена созданием гастроэнтероанастомоза. После операции состояние больной продолжало ухудшаться, и она погибла в результате продолжающегося нарушения проходимости двенадцатиперстной кишки. Приводим наблюдение.

Больная Д., 60 лет, считает себя больной около 2 лет, когда се стали беспокоить диспепсические расстройства. В последнее время состояние значительно ухудшилось: появилась рвота, и больная стала прогрессивно худеть. Состояние тяжелое. Больная вялая, адинамичная, истощена. Живот болезненный в эпигастральной области, печень выступает из подреберья. Заключение рентгенолога: гипотония и птоз желудка, эктазия двенадцатиперстной кишки, стеноз нисходящего отдела двенадцатиперстной кишки, по-видимому, органической природы. При операции чревосечения выявлено, что желудок и двенадцатиперстная кишка значительно растянуты, дряблые. В области привратника неясное уплотнение. Гастротомия. Пилорический канал пропускает палец. Наложен передний гастроэнтероанастомоз. После операции состояние больной остается слабым, продолжается рвота. При рентгеноскопии в течение 40 мин после приема бария не удалось выявить заполнения двенадцатиперстной кишки. Несмотря на проводимое лечение, состояние больной прогрессивно ухудшалось, и она умерла.

На аутопсии: резкая эктазия желудка и двенадцатиперстной кишки. В желудке остатки бария. Слизистая оболочка желудка и двенадцатиперстной кишки синюшна. Локальных органических изменений в них не найдено. Гастроэнтероанастомоз проходим. Смерть наступила вследствие истощения и интоксикации.

У второй больной с острым течением нарушения проходимости двенадцатиперстной кишки при экстренной операции была выявлена значительная эктазия желудка и двенадцатиперстной кишки. При операции ограничились лишь пункцией желудка и эвакуацией его содержимого и содержимого двенадцатиперстной кишки. Это привело к устранению только признаков острой непроходимости и к временному улучшению. Однако в последующем больную продолжали беспокоить приступы болей и периодически рвота желчью. При рентгенологическом исследовании выявлялся дуоденальный стаз с эктазией кишки.

Ошибочной была оперативная тактика и у третьего больного, с клинической картиной язвенной болезни в сочетании с дуоденальным стазом. При операции у него была выявлена также эктазия начальной петли тощей кишки. Не определив на ощупь язвы, хирург ограничился наложением анастомоза по типу бок в бок. Операция не принесла облегчения больному. Ввиду продолжающихся болевых явлений и диспепсических расстройств больной был оперирован повторно, и у него была выполнена резекция желудка по Бильрот II. Однако и на сей раз не было учтено наличие эктазированной и отечной начальной петли тощей кишки. После второй операции повторилась рвота, по поводу чего больной вновь был подвергнут операции - резекции желудка и начальной петли тощей кишки на протяжении 50 см (ввиду ее эктазии и атонии) с последующим формированием у-образного анастомоза по Ру. После этой операции рвота прекратилась, наступило клиническое выздоровление.

У одной больной (с наложенным в прошлом гастроэнтероанастомозом по поводу язвы двенадцатиперстной кишки) во время повторной операции (ввиду рецидива язвенной болезни) были установлены признаки дуоденального стаза в виде значительной эктазии и атонии двенадцатиперстной кишки. Однако это состояние кишки не было учтено. Была выполнена резекция желудка до места гастроэнтероанастомоза. Разгрузки двенадцатиперстной кишки не производилось. В послеоперационном периоде у больной появилась упорная рвота с примесью желчи, по поводу чего ее пришлось вновь оперировать в экстренном порядке. При релапаротомии оказалось, что причиной упорных рвот была плохо опорожняющаяся двенадцатиперстная кишка. После формирования анастомоза наступило выздоровление.

Ошибочная оперативная тактика была допущена у одной больной, оперированной по поводу повторных приступов панкреатита с установленным рентгенологически и подтвержденным во время операции гипотоническим дуоденальным стазом. Несмотря на такой диагноз, для разгрузки билиарного тракта был наложен анастомоз. После операции состояние больной не улучшилось. Ее продолжали беспокоить приступы болей. Больная переведена на инвалидность.

Приведенные наблюдения свидетельствуют о важности учета моторно-эвакуаторной функции двенадцатиперстной кишки при принятии решения об оперативной тактике. Нарушение этого правила приводит к неблагоприятным результатам и требует повторной операции.


Еще по теме:


Гость, 28.12.2016 11:32:59
Где,кто,сколько стоит,в какой больнице можно нормально,полностью обследования пройти,как подътвердить наличие дуоденостаз????Кем написана эта статья?И где в какой больнице все это делают?????
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: