Показания для назначения продуктов питания, обогащенных защитными факторами, для профилактики гастроэнтерологических заболеваний


Для разработки научных принципов профилактики заболеваний, связанных с нарушением защитных механизмов пищеварительного тракта, необходимо знать критерии нормы и пограничных состояний в целях ранней диагностики на догоспитальных этапах возникновения и развития болезни, когда вмешательство врача, как писал еще около 100 лет назад И. И. Мечников, может усилить защитные и приспособительные силы организма. В связи с этим большое научно-практическое значение имеет установление биологических закономерностей взаимодействия организма с изменяющейся микрофлорой кишечника у здоровых детей в возрастном аспекте, начиная с периода новорожденности, а также сопоставление характера микрофлоры с показателями неспецифической резистентности организма.

Известно, что в становлении микроэкологии пищеварительного тракта, в формировании местной и общей резистентности организма большое значение имеет раннее кормление грудью. Это связано с тем, что кормящая мать является главным источником бифидофлоры, а в грудном молоке содержатся бифидогенные факторы и антитела к патогенным и условно-патогенным микроорганизмам. Поэтому у детей, приложенных к груди матери через 12 часов, количество бифидобактерий было в 2 раза выше, чем у детей, приложенных к груди на третьи сутки и позже.

В последующем на фоне дефицита бифидофлоры отмечалось более частое развитие гипотрофии, рахита, анемии.

Уникальные защитные свойства грудного молока обусловлены не только наличием иммуноглобулинов, но и наличием лизоцима, содержание которого превышает таковое в коровьем молоке.

В настоящей работе представлены результаты исследования связи уровня лизоцимной активности с состоянием здоровья новорожденных, а также особенности ее и микрофлоры кишечника у здоровых детей.

Обследовано 443 здоровых ребенка с первого дня жизни до 12 лет. Выявлено, что активность лизоцима слюны повышалась от первого дня жизни новорожденных детей к 5-6 дню и была наибольшей у детей, своевременно приложенных к груди матери, но сравнению с детьми, приложенными к груди в более поздние сроки. Установлена зависимость активности лизоцима слюны у новорожденных от длительности вскармливания их грудью матери. Она была ниже у новорожденных в первые дни вскармливания грудью матери и повышалась к 5-6 дню вскармливания. Отмечается прямая корреляционная зависимость между активностью лизоцима грудного молока и слюны новорожденных детей. Установлено, что активность лизоцима слюны здоровых новорожденных была значительно выше, чем у больных и ослабленных детей. В группу так называемых «ослабленных» вошли дети, родившиеся или с обвитием пуповины, или с небольшой родовой опухолью, или вяло сосавшие при прикладывании к груди, хотя при выписке на 7-8 день жизни состояние здоровья их оценивалось как удовлетворительное. У этих детей активность лизоцима слюны выше, чем у больных детей, но значительно ниже по сравнению с детьми здоровыми.

Выявленные различия в уровне активности лизоцима слюны у новорожденных детей в зависимости от состояния их здоровья свидетельствуют о возможности использования этого показателя в качестве дополнительного критерия при оценке состояния здоровья новорожденных детей.

Таким образом, уже у самых истоков внутриутробной жизни при позднем прикладывании ребенка к груди матери может возникать преморбидный фон для заболеваний, связанных с дефицитом бифидофлоры и снижением лизоцимной активности слюны. Этому контингенту детей показано профилактическое назначение донорского молока, обогащенного бифидобактериями и лизоцимом, так как даже при минимальной термической обработке молоко теряет свои защитные свойства.

Определение лизоцимной активности слюны в последующих возрастных группах здоровых детей показало, что у детей на первом месяце жизни лизоцимная активность остается высокой, резко снижаясь на 2-3 и 5-6 месяцах жизни. Для этого периода характерным является введение в пищевой рацион сначала соков, а в последующем докорма и прикорма, что повышает антигенную нагрузку на организм ребенка.

Начало клинически выраженных заболеваний чаще всего приходится на возраст 2-3 месяцев. Этому способствуют неблагоприятные сдвиги в составе кишечной микрофлоры в данный период, которые также связаны с характером вскармливания детей. При исследовании микрофлоры кишечника у 40 детей первых 4 месяцев жизни оказалось, что преобладающей флорой у детей, находящихся на естественном вскармливании, являлись бифидобактери, при искусственном вскармливании количество их снижалось до 38,4%. Содержание условно-патогенных бактерий в кишечнике ребенка при введении докорма и замене грудного вскармливания искусственным возрастало и составляло 80-82%. При грудном вскармливании условно-патогенные микробы в разных ассоциациях высевались в 2 раза реже, чем при искусственном.

Сопоставление лизоцимной активности и микроэкологии кишечника в последующих возрастных группах показало, что с возрастом, несмотря на снижение лизоцимной активности слюны, к 8-12 годам организм становится более устойчивым к антигенным воздействиям.

С возрастом организм ребенка приспосабливается и к изменившемуся составу кишечной микрофлоры, так как процессы адаптации у большинства детей идут на уровне компенсаторно-защитных реакций без разрушения клеточных элементов кишечной стенки. У детей же раннего возраста нарушение процессов компенсации происходит в 3-4 раза чаще, чем у старших.

Снижение резистентности организма, которое наблюдается у детей с дефицитом бифидофлоры, приводит к нарушению компенсаторных механизмов и повреждению кишечной стенки, которое выявляется по тканевому белку кала. Положительные реакции на тканевой белок кала чаще выявляются при отсутствии бифидобактерий в содержимом кишечника. Причем чаще положительные реакции появляются у детей младшего возраста. Отмечается тесная обратная корреляционная зависимость: чем старше дети, тем реже выявляется тканевой белок в кале.

Среди здоровых детей выделена группа часто болеющих (4 и более раз в году) респираторными и простудными заболеваниями. Почти половина детей имели низкий уровень лизоцимной активности слюны. Дети 3-летнего возраста из группы часто болеющих имели наиболее низкую лизоцимную активность, по сравнению со здоровыми детьми.

У 1/3 часто болеющих детей выявлен дефицит бифидофлоры, причем с большей частотой в младших группах 2 и 3 лет (соответственно 59% и 47%). У половины детей дефицит бифидобактерий сопровождался снижением лизоцимной активности слюны до 32,3%.

Таким образом, в группе часто болеющих детей наиболее уязвимым является возраст 2-3 лет. Этот контингент детей нуждается в профилактическом назначении продуктов питания, обогащенных молочнокислыми бактериями и лизоцимом.

Аналогичные данные получены и при обследовании детей с аллергической настроенностью. Наибольшая антигенная нагрузка выявлена у детей 3-летнего возраста, что сочетается со снижением лизоцимной активности слюны до 37% в период проявления аллергических реакций.

Полученные данные свидетельствуют о том, что критериями для назначения продуктов питания, обогащенных защитными факторами (молочнокислыми бактериями и лизоцимом), являются следующие тесты, доступные для широкого внедрения в медицинскую практику: дефицит бифидофлоры в кишечном содержимом и сниженная лизоцимная активность слюны.

На основании проведенных исследований следует выделить контингента детей, которым показано профилактическое назначение продуктов питания, обогащенных естественными защитными факторами. К ним относятся: 1) новорожденные дети, которые по различным причинам поздно прикладываются к груди матери; 2) дети 2-5 месяцев при введении в рацион питания соков, раннего докорма и различных видов прикорма; 3) дети, часто болеющие и с аллергической настроенностью, особенно в возрасте 2-3 лет.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: