Частота заболеваний лейкозом
Частота возникновения лейкозов у детей определяется исключительно частотой их острых форм. Хронические миелоидные лейкозы у детей являются редкими заболеваниями, а хронические лимфоидные формы у детей не описаны. До последних лет частота лейкозов у детей изучалась главным образом по данным смертности или по статистике госпитализаций. С конца 60-х годов эти методы не могут быть надежными ориентирами уровней заболеваемости, так как повышение эффективности лечебных мероприятий привело к увеличению числа детей с большой длительностью жизни и практически выздоровевших от острого лейкоза.
Вопрос о показателях заболеваемости и смертности особенно остро обсуждался 15-20 лет назад, когда многочисленные исследователи приводили подтверждения неуклонного роста частоты лейкозов как у взрослых, так и у детей. Очень близкие данные по смертности детей в США в 30-40-х годах приводит J. Cooke. Не менее убедительны в отношении роста смертности от лейкозов и данные Е. Bjelke по Норвегии.
Тенденции роста заболеваемости и смертности затрагивали все возрастные группы, но особенно выраженными оказались для лиц старческого возраста и для детей. Некоторой иллюстрацией этого положения для Англии и Уэльса являются данные, цитируемые М. Alderson.
С конца 60-х годов в связи с совершенствованием методов лечения острых лейкозов начинается последовательное снижение смертности от лейкозов у детей и молодых взрослых. Довольно быстро достигается почти двукратное снижение смертности детей, но в последующие годы дальнейшее снижение происходит очень медленно.
Кроме хронологических сдвигов смертности в отдельных странах мира, имеются и существенные различия по ее географическому распределению. Обращает на себя внимание значительное отличие уровней смертности от лейкозов между разными странами.
Есть страны с очень высокими показателями смертности от лейкозов (Дания, Франция, Бельгия, ФРГ имеют средний общий показатель - 8,3), и страны с показателями, относительно низкими - Сирия, Гватемала, Египет и СФРЮ со средним показателем- 1,4. Причины этих различий очень сложны и включают в себя как истинные различия в заболеваемости лейкозами людей разных расовых и этнических групп, так и различия в полноте патоморфологического исследования и клинического распознавания болезни.
В результате специального цитоморфологического исследования всех заболевших лейкозами, формируется статистика заболеваемости, смертности от различных цитоморфологических форм лейкозов.
Данные о заболеваемости лейкозами в мировой литературе представлены значительно хуже, чем данные смертности. Тем не менее, следует подчеркнуть, что среди публикаций отсутствуют сведения о тенденции к снижению заболеваемости в последние десятилетия и приводятся данные либо о стабильных уровнях заболеваемости детей, либо о ее незначительном нарастании, чаще в отдельных возрастно-половых или этнических группах. Наиболее представительными сводками заболеваемости последних лет в Великобритании является работа С. Stiller и J. Dreper; обобщение литературных источников по заболеваемости детей в США приводят P. Greenber и I. Sinister.
Как следует из статистических данных, в периоды - 9 лет для Великобритании и 14 лет для США - происходило увеличение заболеваемости лимфобластными формами лейкозов, однако для Великобритании оно оказалось существенным в группе мальчиков, а для США - преимущественно в группе девочек. Таким образом, отмечающиеся в развитых странах сдвиги в сторону уменьшения смертности от лейкозов следует объяснять исключительно влиянием лечения и роста продолжительности жизни больных детей.
Все исследователи вопроса отмечают как своеобразное свойство эпидемиологии острого лейкоза у детей - формирование пика заболеваемости и смертности в возрастной категории от 2 до 4 лет.
Пик заболеваемости, соответственный возрастной группе 2-4 года, выявляется в разных странах и в разных половых подгруппах неодновременно. Впервые он был отмечен в 20-х годах текущего столетия в Англии, затем к началу 40-х годов он появляется у мальчиков белого населения США; к концу 40-х годов - у белых девочек США; в начале 60-х годов этот пик описан у детей Японии и со значительно меньшей определенностью - у негритянских детей США.
Опираясь на эти факты, некоторые авторы считают, что японские дети и негры в США поздней вступили в контакт с некоторым лейкемогенным фактором, чем дети Англии и других стран Европы.
В настоящее время младенческий пик установился в картине заболеваемости детей многих стран мира. Его констатируют в Скандинавских странах, государствах Латинской Америки, Японии.
Почему именно эта возрастная группа обладает наибольшей степенью поражаемости при лейкозах, остается неясным. A. Stewart, В. MacMahon высказали предположение о том, что «младенческий пик» лейкозов отражает пренатальное происхождение лейкозов и наличие латентного периода, продолжительностью в 2-4 года.
Здесь же нужно подчеркнуть, что со времени внедрения методов цитологической дифференцировки лейкозов все исследователи писали о том, что младенческий пик заболеваемости лейкозами связан исключительно с лимфоидными формами.
Все основные статистические данные о заболеваемости и смертности детей от лейкозов показывают определенное преобладание мальчиков над девочками. Однако, по данным статистики США, в последние десятилетия происходит сглаживание половых различий заболеваемости и смертности от лейкозов в детском возрасте.
Общая динамика заболеваемости представляет собой как бы двухкомпонентный ряд - в первые 15 лет имел место закономерный рост заболеваемости, а с 1964 г. происходит ее волнообразное изменение, близкое к синусоидальной кривой с периодом около 10 лет.
Для анализа динамических рядов заболеваемости использовался комплекс статистических методов. К ним относятся:
- анализ достоверности различий по числу больных в отдельные годы и периоды исходя из границ доверительных интервалов показателей, подчиняющихся распределению Пуассона;
- анализ линейности тренда по тесту непараметрической корреляции;
- анализ закономерности (случайности) числа точек перегиба кривой или экстремумов;
- анализ числа фаз и их длительности;
- исследование динамического ряда на соответствие линейной или периодической функции.
Рост заболеваемости в первые 15 лет удовлетворял критериям линейного тренда с коэффициентом Спирмена. В последние два десятилетия линейного роста заболеваемости отметить уже нельзя, однако цикличность изменений заболеваемости подтверждается по тесту экстремумов и фаз. Примерно аналогичные закономерности свойственны и динамическим рядам заболеваемости по отдельным возрастным группам детей. Вместе с тем, в повозрастных динамических рядах заболеваемости не удалось выявить достоверных закономерностей по распределению фаз различной длительности или изменению числа экстремумов.
Ярко выраженная и почти линейная тенденция роста заболеваемости по всем возрастным группам свойственна только первым 15 годам изучаемого периода; в остальные годы отсутствовали не только линейные, но и другие закономерные сдвиги заболеваемости. Между возрастными динамическими рядами заболеваемости отмечена непараметрическая корреляционная связь слабой степени по всему периоду и сильная за первые 15 лет. В 1965-1984 гг. корреляционная связь вообще не выявлена.
Обращает на себя внимание наличие «пиков» заболеваемости, приходящихся на периоды 1960-1964 гг. и 1970-1974 гг. Средние уровни заболеваемости детей оказываются вполне сопоставимыми со статистическими данными по развитым странам.
Представляют интерес и некоторые особенности динамики заболеваемости у мальчиков и девочек, во всех сдвигах заболеваемости мальчики включаются первыми.
Анализ возрастного распределения заболеваемости показывает существенно более высокую подверженность детей 2-4 лет. Можно видеть и менее определенный подъем заболеваемости после 11-12 лет, главным образом у мальчиков.
Особый интерес представляет изучение заболеваемости в когортных динамических рядах, где представлена частота лейкозов у детей по годам их рождения. Сопоставление обычных (календарных) показателей и когортных динамических рядов очень важно для суждения о возможной роли пренатальных влияний на изменения заболеваемости.
Интересные сравнения могут быть проведены при изучении возрастного распределения больных в когортах и при обычном изучении заболеваемости.
Можно отметить, что дети в когорте намного старше, чем в обычной регистрации. Средний возраст детей в когорте составляет 8,93 г, в то время как средний возраст больных за соответствующие годы составил 4,2 г. Это несоответствие может быть объяснено только тем, что через 10 лет от начала изучаемого периода значительно возросла заболеваемость и возрастной состав когорты сместился в сторону старших возрастов. Это опять является отражением пассивного переноса характерных закономерностей календарной заболеваемости в когортную форму регистрации. Приведенные различия возрастного распределения достоверны.
Еще больший интерес представляет сравнение возрастного состава в когортах с максимально высокими и самыми низкими показателями заболеваемости. Надо предполагать, что наличие когортного фактора, увеличивающего чувствительность к лейкемогенам, должно существенно ускорить выявление болезни и привести к омоложению больных в «максимальной» когорте по сравнению с «минимальной».
И эта методика дает парадоксальные результаты - средний возраст детей в когортах с высокой заболеваемостью, как правило, не ниже и даже выше, чем в когортах с низкой заболеваемостью. Такое положение возможно только в том случае, если мы имеем дело не с когортой по существу, имеющей какую-то общую характеристику по чувствительности к лейкемогенам и заболеваемости, а с когортой в формальном плане, т. е. иной формой записи календарной заболеваемости. Очевидно, тенденция увеличения заболеваемости у детей вряд ли объяснена наличием закономерно нарастающей лейкемогенной ситуации, имеющей точку приложения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития детей.
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Николай Алексеев
Вопрос о показателях заболеваемости и смертности особенно остро обсуждался 15-20 лет назад, когда многочисленные исследователи приводили подтверждения неуклонного роста частоты лейкозов как у взрослых, так и у детей. Очень близкие данные по смертности детей в США в 30-40-х годах приводит J. Cooke. Не менее убедительны в отношении роста смертности от лейкозов и данные Е. Bjelke по Норвегии.
Тенденции роста заболеваемости и смертности затрагивали все возрастные группы, но особенно выраженными оказались для лиц старческого возраста и для детей. Некоторой иллюстрацией этого положения для Англии и Уэльса являются данные, цитируемые М. Alderson.
С конца 60-х годов в связи с совершенствованием методов лечения острых лейкозов начинается последовательное снижение смертности от лейкозов у детей и молодых взрослых. Довольно быстро достигается почти двукратное снижение смертности детей, но в последующие годы дальнейшее снижение происходит очень медленно.
Кроме хронологических сдвигов смертности в отдельных странах мира, имеются и существенные различия по ее географическому распределению. Обращает на себя внимание значительное отличие уровней смертности от лейкозов между разными странами.
Есть страны с очень высокими показателями смертности от лейкозов (Дания, Франция, Бельгия, ФРГ имеют средний общий показатель - 8,3), и страны с показателями, относительно низкими - Сирия, Гватемала, Египет и СФРЮ со средним показателем- 1,4. Причины этих различий очень сложны и включают в себя как истинные различия в заболеваемости лейкозами людей разных расовых и этнических групп, так и различия в полноте патоморфологического исследования и клинического распознавания болезни.
В результате специального цитоморфологического исследования всех заболевших лейкозами, формируется статистика заболеваемости, смертности от различных цитоморфологических форм лейкозов.
Данные о заболеваемости лейкозами в мировой литературе представлены значительно хуже, чем данные смертности. Тем не менее, следует подчеркнуть, что среди публикаций отсутствуют сведения о тенденции к снижению заболеваемости в последние десятилетия и приводятся данные либо о стабильных уровнях заболеваемости детей, либо о ее незначительном нарастании, чаще в отдельных возрастно-половых или этнических группах. Наиболее представительными сводками заболеваемости последних лет в Великобритании является работа С. Stiller и J. Dreper; обобщение литературных источников по заболеваемости детей в США приводят P. Greenber и I. Sinister.
Как следует из статистических данных, в периоды - 9 лет для Великобритании и 14 лет для США - происходило увеличение заболеваемости лимфобластными формами лейкозов, однако для Великобритании оно оказалось существенным в группе мальчиков, а для США - преимущественно в группе девочек. Таким образом, отмечающиеся в развитых странах сдвиги в сторону уменьшения смертности от лейкозов следует объяснять исключительно влиянием лечения и роста продолжительности жизни больных детей.
Все исследователи вопроса отмечают как своеобразное свойство эпидемиологии острого лейкоза у детей - формирование пика заболеваемости и смертности в возрастной категории от 2 до 4 лет.
Пик заболеваемости, соответственный возрастной группе 2-4 года, выявляется в разных странах и в разных половых подгруппах неодновременно. Впервые он был отмечен в 20-х годах текущего столетия в Англии, затем к началу 40-х годов он появляется у мальчиков белого населения США; к концу 40-х годов - у белых девочек США; в начале 60-х годов этот пик описан у детей Японии и со значительно меньшей определенностью - у негритянских детей США.
Опираясь на эти факты, некоторые авторы считают, что японские дети и негры в США поздней вступили в контакт с некоторым лейкемогенным фактором, чем дети Англии и других стран Европы.
В настоящее время младенческий пик установился в картине заболеваемости детей многих стран мира. Его констатируют в Скандинавских странах, государствах Латинской Америки, Японии.
Почему именно эта возрастная группа обладает наибольшей степенью поражаемости при лейкозах, остается неясным. A. Stewart, В. MacMahon высказали предположение о том, что «младенческий пик» лейкозов отражает пренатальное происхождение лейкозов и наличие латентного периода, продолжительностью в 2-4 года.
Здесь же нужно подчеркнуть, что со времени внедрения методов цитологической дифференцировки лейкозов все исследователи писали о том, что младенческий пик заболеваемости лейкозами связан исключительно с лимфоидными формами.
Все основные статистические данные о заболеваемости и смертности детей от лейкозов показывают определенное преобладание мальчиков над девочками. Однако, по данным статистики США, в последние десятилетия происходит сглаживание половых различий заболеваемости и смертности от лейкозов в детском возрасте.
Общая динамика заболеваемости представляет собой как бы двухкомпонентный ряд - в первые 15 лет имел место закономерный рост заболеваемости, а с 1964 г. происходит ее волнообразное изменение, близкое к синусоидальной кривой с периодом около 10 лет.
Для анализа динамических рядов заболеваемости использовался комплекс статистических методов. К ним относятся:
- анализ достоверности различий по числу больных в отдельные годы и периоды исходя из границ доверительных интервалов показателей, подчиняющихся распределению Пуассона;
- анализ линейности тренда по тесту непараметрической корреляции;
- анализ закономерности (случайности) числа точек перегиба кривой или экстремумов;
- анализ числа фаз и их длительности;
- исследование динамического ряда на соответствие линейной или периодической функции.
Рост заболеваемости в первые 15 лет удовлетворял критериям линейного тренда с коэффициентом Спирмена. В последние два десятилетия линейного роста заболеваемости отметить уже нельзя, однако цикличность изменений заболеваемости подтверждается по тесту экстремумов и фаз. Примерно аналогичные закономерности свойственны и динамическим рядам заболеваемости по отдельным возрастным группам детей. Вместе с тем, в повозрастных динамических рядах заболеваемости не удалось выявить достоверных закономерностей по распределению фаз различной длительности или изменению числа экстремумов.
Ярко выраженная и почти линейная тенденция роста заболеваемости по всем возрастным группам свойственна только первым 15 годам изучаемого периода; в остальные годы отсутствовали не только линейные, но и другие закономерные сдвиги заболеваемости. Между возрастными динамическими рядами заболеваемости отмечена непараметрическая корреляционная связь слабой степени по всему периоду и сильная за первые 15 лет. В 1965-1984 гг. корреляционная связь вообще не выявлена.
Обращает на себя внимание наличие «пиков» заболеваемости, приходящихся на периоды 1960-1964 гг. и 1970-1974 гг. Средние уровни заболеваемости детей оказываются вполне сопоставимыми со статистическими данными по развитым странам.
Представляют интерес и некоторые особенности динамики заболеваемости у мальчиков и девочек, во всех сдвигах заболеваемости мальчики включаются первыми.
Анализ возрастного распределения заболеваемости показывает существенно более высокую подверженность детей 2-4 лет. Можно видеть и менее определенный подъем заболеваемости после 11-12 лет, главным образом у мальчиков.
Особый интерес представляет изучение заболеваемости в когортных динамических рядах, где представлена частота лейкозов у детей по годам их рождения. Сопоставление обычных (календарных) показателей и когортных динамических рядов очень важно для суждения о возможной роли пренатальных влияний на изменения заболеваемости.
Интересные сравнения могут быть проведены при изучении возрастного распределения больных в когортах и при обычном изучении заболеваемости.
Можно отметить, что дети в когорте намного старше, чем в обычной регистрации. Средний возраст детей в когорте составляет 8,93 г, в то время как средний возраст больных за соответствующие годы составил 4,2 г. Это несоответствие может быть объяснено только тем, что через 10 лет от начала изучаемого периода значительно возросла заболеваемость и возрастной состав когорты сместился в сторону старших возрастов. Это опять является отражением пассивного переноса характерных закономерностей календарной заболеваемости в когортную форму регистрации. Приведенные различия возрастного распределения достоверны.
Еще больший интерес представляет сравнение возрастного состава в когортах с максимально высокими и самыми низкими показателями заболеваемости. Надо предполагать, что наличие когортного фактора, увеличивающего чувствительность к лейкемогенам, должно существенно ускорить выявление болезни и привести к омоложению больных в «максимальной» когорте по сравнению с «минимальной».
И эта методика дает парадоксальные результаты - средний возраст детей в когортах с высокой заболеваемостью, как правило, не ниже и даже выше, чем в когортах с низкой заболеваемостью. Такое положение возможно только в том случае, если мы имеем дело не с когортой по существу, имеющей какую-то общую характеристику по чувствительности к лейкемогенам и заболеваемости, а с когортой в формальном плане, т. е. иной формой записи календарной заболеваемости. Очевидно, тенденция увеличения заболеваемости у детей вряд ли объяснена наличием закономерно нарастающей лейкемогенной ситуации, имеющей точку приложения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития детей.
Женский журнал www.BlackPantera.ru: Николай Алексеев