Период ремиссии лейкоза


Ремиссия - это состояние, при котором отсутствуют клинические и гематологические признаки острого лейкоза. Однако ремиссию нельзя отождествлять с выздоровлением. Изучение лейкоконцентратов, трепанатов костного мозга и биоптатов различных органов, цитогенетические исследования, данные культивирования гемопоэтических клеток в агаровой среде и др., а также результаты вскрытий лиц, умерших в состоянии ремиссии, свидетельствуют, что в этот период в организме почти всегда удается обнаружить очаги лейкозных клеток. У больных, находящихся в полной ремиссии, в пунктате костного мозга обнаруживаются клетки анеуплоидного клона, присущие прогредиентной стадии процесса. Таким образом, и в периоде полной ремиссии прогрессирование процесса происходит, но оно протекает субклинически, ограничено в пространстве и глубине и носит не столько количественный, сколько качественный характер. Вместе с тем, сам факт достижения ремиссии доказывает принципиальную возможность выздоровления от острого лейкоза. Это обстоятельство является не только поводом для оптимизма, но и диктует необходимость тщательного и всестороннего изучения особенностей и механизма возникновения ремиссий. В настоящее время в гематологической практике используются критерии ремиссии, которые позволяют оценить эффективность схем проводимого лечения, применяемых для индукции ремиссии.

H. Bisel предложил стандартизировать ремиссии лейкоза по следующим признакам:

А. Костный мозг:

1. Отсутствие анаплазированных бластов, содержание последних менее 5%, а суммарно с лимфоцитами - менее 20%. Приближение к нормальному соотношению клеток гранулоцитарного, эритроидного и мегакариоцитарного ростков, нормальная морфология этих клеток.

2. Определенное улучшение с увеличением клеток нормального кроветворения до 30% и более с уменьшением содержания бластных клеток (в сумме с лимфоцитами они составляют менее 70%).

3. Без перемен или изменения менее выраженные, чем указано в п. 2.

В. Периферическая кровь:

1. Отсутствие анаплазированных бластных клеток, уровень гемоглобина более 110 г/л, количество гранулоцитов более 1,5*(10*9)/л, тромбоцитов - более 100*(10*9)л. Сохранение этих показателей более 1 мес.

2. Улучшение периферической крови за счет уменьшения бластных форм; гемоглобин, 90 г/л или выше в течение 1 мес.

С. Физикальные данные:

1. Признаки лейкозной инфильтрации печени, селезенки, лимфатических узлов и других органов не определяются.

2. Уменьшение размеров органов с лейкозной инфильтрацией на 50% и более.

3. Без перемен.

D. Клинические данные:

1. Отсутствие симптомов, относимых к лейкозу.

2. Симптомы определяются, но при явной регрессии.

Мы в своей практической деятельности придерживались этой градации, но с небольшой поправкой: ремиссию полной мы считали в том случае, если она сохранялась у ребенка более 3 мес. Наличие у ребенка клинических (стоматит, неврит и др.) и гематологических признаков токсичности антилейкозных средств (умеренная гипоплазия костного мозга, наличие мегалобластного эритропоэза) не являлось основанием для исключения ремиссии.

Синдром Кушинга в период становления ремиссии наблюдался у 79,67% больных. Наличие синдрома Кушинга и степень его выраженности не всегда коррелировали с общей дозой глюкокортикоидов, что, вероятнее всего, обусловлено индивидуальной чувствительностью организма. Обычно после отмены кортикостероидных препаратов синдром Кушинга исчезал в течение 2-3 мес. При проведении курсов реиндукции, при которых всегда одним из компонентов полихимиотерапии являлся преднизолон, никогда не наблюдалось развитие синдрома Кушинга. Прогрессирующее увеличение массы тела в период ремиссии, появление некоторых внешних признаков, напоминающих синдром Кушинга, должно насторожить врача относительно возможного возникновения нейролейкоза с появлением лейкозной инфильтрации в мезэнцефально-диэнцефальной области.

Длительное использование антилейкозных средств приводит к иммунодепрессии, и это является одной из главных причин повышения частоты интеркуррентных заболеваний в периоде ремиссии. Течение этих болезней может приводить к летальному исходу.

Наши данные не подтверждают мнения ряда исследователей о том, что при остром лейкозе (при любых форме и варианте) резко увеличен риск присоединения вторичных заболеваний. Однако, хотя частота интеркуррентных вирусных и бактериальных заболеваний у детей с лейкозами не увеличена по сравнению с таковой у детей без лейкоза, тем не менее, течение этих болезней протекает тяжелее, летальных исходов, больше.

Из 423 детей с острым лейкозом в период полной ремиссии умер 31 ребенок (7,34%), из них 5,21% - от интеркуррентных заболеваний бактериальной и (или) вирусной этиологии; 9 детей (2,13%) - от аппендицита, кишечной непроходимости, сердечно-сосудистой заболеваний наблюдались у детей на фоне развития гипопластического состояния кроветворения.

При ветряной оспе у 1 девочки в период ремиссии возникла генерализованная форма болезни с поражением внутренних органов и развитием синдрома ДВС. Вирусный гепатит наблюдался у 39 детей в возрасте 4-14 лет, у всех из них он расценен как гепатит В. У большинства больных (36) была среднетяжелая форма заболевания. У 34 детей заболевание протекало с нарушением пигментного обмена (билирубинемией). У половины детей наблюдалось острое начало в виде повышения температуры тела, нарастающей анорексии, тошноты, рвоты. Мы считаем, что при вирусном гепатите следует с осторожностью назначать антилейкозную терапию. У 3 детей болезнь протекала тяжело и, несмотря на лечение, они умерли.

Пневмонии
в период ремиссии отмечались у 116 больных и у большинства из них (97) протекали в среднетяжелой форме с благоприятным исходом. У 13 детей пневмонии возникли на фоне гипопластического состояния кроветворения, протекали тяжело, с выраженной легочно-сердечной недостаточностью, и, несмотря на проведенную терапию, наступил летальный исход.

2 детей умерли от гнойного менингита, при этом у 1 наблюдался абсцесс головного мозга. Эти осложнения были следствием инфицирования при проведении эндолюмбальных пункций.

Таким образом, период полной ремиссии характеризуется отсутствием клинических и гематологических проявлений острого лейкоза, наличием менее 5% бластных клеток в пунктате костного мозга. По мнению A. Spiers, если состояние полной ремиссии сохраняется более 5 лет, то следует говорить о выздоровлении, и лечение должно быть отменено. Вместе с тем, и собственный опыт, и наблюдения других авторов показали, что рецидив острого лейкоза может возникнуть через 6-7 лет и даже через 16-20 лет. Поэтому при наличии у ребенка 5-летней безрецидивной полной ремиссии говорить о выздоровлении следует с осторожностью. Однако, как правило, у большинства детей в периоде полной ремиссии сохраняются пролифераты бластных клеток в различных органах и системах, и у больных имеется определенная потенциальная возможность к рецидиву опухолевого процесса. Механизмы, сдерживающие развитие процесса, не ясны. Имеется прямая зависимость между длительностью ремиссии и проводимой антилейкозной терапией. Цитостатические препараты, а возможно, и эндогенные регуляторы сдерживают развитие очагов бластных клеток на низком уровне, препятствуя их интенсивному размножению. Тем не менее у большинства больных наступает рецидив с появлением лейкозных клеток, иногда устойчивых к предшествующему лечению.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Николай Алексеев

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: