Роль наследственных и средовых факторов в нарушениях роста и развития у детей


Нарушения роста и развития у детей часто встречаются в педиатрической практике. В статье обсуждается роль генетических и средовых факторов. Особое внимание обращено на врожденные наследственные заболевания, при которых часто наблюдаются нарушения роста и развития. Среди наиболее актуальных проблем для научной разработки выдвигаются: изучение фенотипических проявлений наследственных заболеваний, разработка новых методов оценки состояния роста и развития, создание объективных критериев дифференциальной диагностики и принципов патогенетической терапии.

Нарушения роста и развития у детей диагностируются часто. В это понятие объединяются как нарушения физического развития, так и состояние высших функций ЦНС. Критерием нормального роста и развития принято считать гармоничное развитие. Врач стремится получить объективную информацию о росте и развитии ребенка на разных этапах его жизни. При этом в оценке Состояния ребенка принимают участие многие специалисты: акушеры, неонатологи, педиатры, невропатологи, нейрофизиологи, психиатры и др. Так как к этой проблеме внимание не ослабевает и течение многих десятилетий, то, естественно, предложены разнообразные критерии диагностики нарушений роста и развития.

Оценивая состояние и особенности роста плода, акушеры используют ультразвук. Серия измерений бипариетального диаметра, окружности головы и живота позволяет получить достоверную информацию о задержке роста плода. С помощью фетальной радиографии получают сведения об аномалиях головы, позвоночника и других частей скелета. С этой же целью может быть применена и фетоскопия и др.

При рождении ребенка основными критериями оценки роста И развития являются: антропометрические показатели, поведенческие реакции новорожденного и особенности его нервно-рефлекторной деятельности. Так, антропометрия в сочетании с анамнестическими сведениями позволяет среди новорожденных выделить: доношенных, недоношенных и детей, у которых их антропометрические показатели не соответствуют календарному возрасту.

В оценке состояния ЦНС и степени ее зрелости используется изучение нервно-рефлекторной деятельности - физиологические рефлексы.

Для детей более старших возрастных групп разработаны таблицы нормативов физического развития по годам, физиологами и психологами установлены сроки становления наиболее важных жизненных функций, в значительной мере определяющих рост и развитие детей.

В последние годы предприняты попытки использования ряда метаболических показателей для биохимической оценки роста и развития ребенка. Так, В. Г. Шамхалова предложила в комплексной оценке физического развития детей методы биохимического анализа, отражающие состояние соединительной и мышечной ткани (почечная экскреция оксипролина и креатинина).

Широко используются в педиатрических учреждениях рентгенологические показатели, костный возраст и др. Тем не менее, в этой проблеме остается много нерешенных вопросов, что можно прежде всего объяснить существованием большого числа факторов, регулирующих процессы развития и роста. Среди них выделяются:

1. Генетические факторы.

2. Средовые факторы
а) алиментарные (например, питание),
б) климатические - влияние времени года, влияние фоновой радиации, влияние загрязнителей среды.

3. Социально-экономические факторы:
а) размер и бюджет семьи,
б) профессия родителей,
в) уклад жизни в семье (культурный, психологический уровень, личные качества и состояние здоровья родителей и др.).

Известно, что факторы, определяющие рост и развитие на протяжении всего онтогенеза, не являются однозначными в разные возрастные периоды. Так, считается, что наивысшая интенсивность роста свойственна периоду антенатального онтогенеза, когда происходит бурная дифференцировка и образование отдельных частей организма, тканей и органов.

На ранних этапах постнатальной жизни, когда уже не происходит образования новых тканей, в основном идет интенсивный рост и созревание существующих клеток. Однако константа роста по сравнению с антенатальным периодом снижается приблизительно в 3 раза. Для этого периода развития свойственна адаптация к условиям окружающей среды (смена питания, температурные условия, зрительные и слуховые раздражители и пр.).

В постнатальном онтогенезе существуют свои особые периоды. Так, выделяется возраст семи лет, когда увеличиваются энергетические траты, идет развитие скелетной мускулатуры и пр. При этом направление роста преимущественно осуществляется вдоль продольной оси. В период полового созревания (у девочек 12- 13 лет, у мальчиков 14-15 лет) на процессы роста мощное влияние оказывают гормональные воздействия (андрогены) - происходит быстрое и бурное морфофизиологическое преобразование организма.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Юрий Барашнев

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: