Характеристика отдельных неврологических синдромов при гриппе и ОРВИ


Клинические формы изменений нервной системы при респираторной вирусной инфекции весьма разнообразны - невралгии и невриты, менингиты и энцефалиты, полирадикулиты, миелиты и т. д. По литературным данным, при респираторной вирусной инфекции фактически могут иметь место все виды поражений нервной системы. Однако, несмотря на многообразие неврологических расстройств, четко очерченной классификации этих нарушений нет. Еще Н. П. Постовский предлагал выделить две группы поражений нервной системы при гриппе: 1) функциональные, развивающиеся в острый период гриппа как проявление токсикоза; 2) локальные, возникающие в поздний период и рассматриваемые как осложнения гриппа. Со времени Н. П. Постовского особых изменений в классификации не произошло.

Е. Ф. Давиденкова и соавторы также различают две группы поражений нервной системы у больных гриппом: 1) без неврологических нарушений, но с выраженными вегетативными расстройствами; 2) различные по неврологическим проявлениям формы: оболочечный синдром, полушарный гемисиндром, стволовые симптомы, психические расстройства и периферические поражения. Ф. М. Лисица пытается положить в основу классификации тяжесть течения различных неврологических симптомов. Она рассматривает: 1) тяжелые формы, протекающие с поражением мозговых оболочек головного и спинного мозга; 2) средней тяжести формы с менее выраженными симптомами тех же поражений; 3) осложнения со скудной симптоматикой (радикулиты, невралгии, плекситы и т. д.). А. Ф. Макарченко и А. Д. Дипабург свою классификацию построили в основном на локализации процесса, имея в виду преимущественно тяжелые формы поражений нервной системы (стволовые энцефалиты, геморрагические менингоэнцефалиты, серозные менингиты).

При изучении неврологических расстройств у детей многие авторы пытались провести классификацию по синдромальному принципу. Н. М. Златковская среди общих мозговых расстройств у детей при гриппе выделяет три основных синдрома: судороги, сопорозные- и делириозные состояния. Э. А. Эдельштейн рассматривает две формы поражения - энцефалитическую реакцию и геморрагический энцефалит. В. М. Сепиашвили описывает при гриппе у детей следующие синдромы: энцефало-астенический, энцефалитический и гипертензионно-оболочечный. Хотя классификация по синдромальному признаку далеко не исчерпывающая, она все же помогает несколько систематизировать то разнообразие неврологических симптомов, которые наблюдаются при гриппе и других респираторных вирусных инфекциях у детей.

На основании многолетнего изучения особенностей поражения нервной системы при респираторных вирусных инфекциях мы считали правильным говорить о нескольких неврологических синдромах. В основу деления положены прежде всего клинические особенности: выраженность тех или иных неврологических проявлений и, кроме того, их патогенетическая сущность. У ряда больных имелось сочетание отдельных синдромов. Однако такие больные были отнесены к определенной группе на основании ведущей симптоматики. Мы полагаем целесообразным говорить о следующих клинических синдромах: 1) нейротоксическом; 2) нейротоксическом с судорогами; 3) менингеальном; 4) энцефалитическом. Как отдельные формы поражения нервной системы, отличающиеся особенностями течения, нами выделены менингиты, энцефалиты и менингоэнцефалиты.

Нейротоксический синдром - наиболее часто наблюдаемая форма поражения нервной системы при респираторных вирусных инфекциях. Она встречалась у 195 детей, что составляет 44,1% из общего числа 442 детей с изменениями нервной системы при респираторных вирусных инфекциях.

Нейротоксические явления присущи и другим синдромам и входят в клиническую картину болезни как один из ее составных компонентов. Нейротоксический синдром - это те первичные признаки интоксикации нервной системы, которые постоянно наблюдаются при токсических и субтоксических формах заболевания. Тем не менее у части детей нейротоксические явления были единственным и основным проявлением заболевания, что позволило нам говорить об этом синдроме отдельно.

Вторым по частоте являлся нейротоксический синдром с судорогами. Он наблюдался у 116 детей, т. е. у 26,2% больных с изменениями нервной системы при респираторных вирусных инфекциях. Судороги развивались на фоне общих токсических явлений, на высоте лихорадочной реакции и нередко были первыми признаками заболевания. Несмотря на то что судороги являются одним из проявлений нейротоксикоза, мы рассматривали этот синдром отдельно в силу его своеобразия, частоты возникновения и превалирования в общей картине заболевания.

Менингеальный синдром наблюдался у 66 больных (14,9%). В эту группу были включены больные, у которых имелись менингеальные явления. Отличительной особенностью менингеальных явлений при респираторных вирусных инфекциях была их малая выраженность и диссоциированный характер симптомов.

Энцефалитический синдром встречался у 22 больных (5%). В группу детей с энцефалитическим синдромом были включены больные, в клинической картине заболевания которых наряду с общими мозговыми симптомами более резкой выраженности (вялость, резкая головная боль и др.) наблюдались очаговые поражения нервной системы.

У 25 больных (5,6%) на фоне респираторной вирусной инфекции развился серозный менингит, у 13 (2,9%) - энцефалит, у 5 (1,3%) - менингоэнцефалит. Тяжесть течения неврологических расстройств при указанных синдромах была различной. Наиболее благоприятное течение наблюдалось при нейротоксическом синдроме, тяжелое - при энцефалите, менингоэнцефалите и энцефалите.
 
Указанные неврологические синдромы встречались у детей различного возраста. Можно лишь отметить явное преобладание нейротоксического синдрома с судорогами у детей раннего возраста и менингеальных явлений, менингита и энцефалита у более старших детей.

При сопоставлении отдельных неврологических синдромов и этиологического фактора, на первый взгляд, определить какую-либо зависимость трудно. Нейротоксические явления встречались при всех респираторных вирусных инфекциях. То же касается судорожного, менингеального и энцефалитического синдромов. Однако при внимательном рассмотрении можно было отметить некоторые особенности. Так, при гриппе преобладали нейротоксические явления и судорожный синдром. В то же время энцефалитов и менингитов не отмечено.

При такой, казалось бы, безобидной в отношении влияния на центральную нервную систему инфекции, как парагрипп, у 2 больных наблюдался серозный менингит, у 3 - энцефалитические явления и у 9 - менингеальные симптомы. В 2 случаях серозного менингита парагриппозные вирусы обнаружены в ликворе, имелся прирост антител к соответствующему вирусу. Здесь можно думать о трех возможностях: 1) ввиду ограниченного набора антигенов не был выделен второй вирус; 2) менингит был вызван нейротропным вирусом (в частности, вирусом паротита), ибо, по литературным данным, при инфицировании паротитным вирусом наблюдается нарастание антител к парагриппозным вирусам; 3) вирусы парагриппа, имеющие биологическое сходство с вирусами паротита, самостоятельно вызывали серозный менингит. Эти данные являются предварительными; требуется дальнейшее накопление факторов для окончательного решения вопроса.

При аденовирусной инфекции нам пришлось наблюдать у 1 больного тяжелый менингоэнцефалит, у 1 - энцефалитические явления, у 8 - менингеальный синдром.

Наиболее тяжелое течение отмечалось при смешанной вирусной инфекции. Преобладающими формами поражения нервной системы были энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Калерия Ладодо

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: