Изменения в вегетативной нервной системе при столбняке


Уже давно многими клиницистами были высказаны предположения, что вегетативные расстройства при столбняке связаны с нарушением деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы. Действительно, такие яркие и тяжелые клинические признаки, как гипергидроз, гипертермия, тахикардия, повышение обмена веществ и др., несомненно, свидетельствуют о вовлечении в реакцию вегетативной нервной системы. Остаются, однако, неясными механизмы этого вовлечения: обусловлено ли оно непосредственным действием столбнячного токсина на вегетативные центры, либо влиянием вторичных факторов, возникающих в процессе заболевания (гипоксия, гиперкапния, нарушение метаболизма и пр.), либо, наконец, имеют место оба механизма.

Гладкая мускулатура, как указывает большинство авторов, при столбняке не поражается. Однако описаны случаи, когда наряду с другими признаками столбняка обращали на себя внимание симптомы нарушения функций мочевого пузыря и кишечника. Выпадение третьего века является одним из характерных и ранних признаков столбняка у сельскохозяйственных животных, в частности у лошадей. Некоторые авторы считают, что во время общих судорог возникают судорожные сокращения мышц внутренних органов. По мнению В. И. Попова и Н. К. Семенова, отмеченные в литературе спазмы желудка и кишечника указывают на участие симпатической нервной системы в патологическом процессе. Однако в оценке этих явлений следует быть осторожным, так как они могут быть связаны с поражением наружных сфинктеров, мышц промежности и брюшного пресса. Вместе с тем Eastman и Nesbit, измерив манометрически давление в мочевом пузыре больного общим столбняком, обнаружили паралитическое расслабление стенок мочевого пузыря, что авторы связывают с местным действием столбнячного токсина. Столбнячный токсин, введенный в переднюю камеру глаза, парализует холинергические окончания в радужке, в результате чего возникает стойкий мидриаз. При этом радужка сохраняет способность реагировать на ацетилхолин. Таким образом, столбнячный токсин может действовать на вегетативные холинергические окончания. Имеет ли место этот эффект при обычном течении столбняка, остается неясным; в обычных условиях такой эффект не отмечен.

Известно, что симпатическая нервная система, влияя на трофику тканей, изменяет их функциональные возможности. Эти влияния распространяются и на нервно-мышечную систему. Поэтому естественным является мысль о том, что осуществление судорожного синдрома при столбняке происходит при участии симпатической нервной системы. В. И. Попов и Н. И. Семенов высказали предположение, что мышечная ригидность при местном столбняке и общие судороги при общем столбняке связаны с вовлечением в патологический процесс соответственно регионарных и высших отделов симпатической нервной системы. Однако результаты экспериментальных исследований, посвященных изучению возможного действия столбнячного токсина на элементы симпатической нервной системы и ее участия в патогенезе столбняка, весьма разноречивы и не дают оснований для каких-либо определенных заключений. Имеются сообщения о повышении возбудимости симпатических нервов при столбняке. В свое время А. Л. Фенелонов и И. П. Бобков наблюдали изменение величины зрачка после введения столбнячного токсина в верхний шейный симпатический узел. По данным Lissak и Varterez, столбнячный токсин действует угнетающе на функцию верхнего шейного симпатического узла, однако это действие, как указывают авторы, может быть связано с наличием примесей в токсине. Ambache и соавторы установили, что столбнячный токсин не влияет на адренергические окончания в радужке. По некоторым данным, удаление верхних шейных симпатических узлов несколько увеличивает продолжительность жизни подопытных животных. Однако еще Liljestrand и Magnus, а затем Ranson показали, что при одностороннем удалении симпатикуса ригидность мышц обеих задних конечностей развивается одинаково, а удаление верхнего шейного узла не сказывается на ригидности трехглавой мышцы плеча у кошки. С. Д. Каминский отметил различный эффект от удаления симпатической цепочки в зависимости от сроков введения токсина после операции. Вместе с тем даже двустороннее удаление симпатикуса не оказывало существенного влияния на возникновение ригидности. Поэтому автор не придает решающего значения симпатической нервной системе в патогенезе судорожного синдрома при столбняке и указывает на значение нервной травмы в связи с вмешательством и на значение сроков нанесения этой травмы.

Тот факт, что аминазин, который выключает адренергические структуры ретикулярной формации ствола, обусловливает мышечное расслабление и оказывает общее благоприятное влияние на судорожный синдром, дает основание думать о патогенетическом значении этих структур в осуществлении судорожного синдрома при столбняке. Однако опыты с непосредственным введением столбнячного токсина в ретикулярную формацию ствола дали отрицательные результаты. В целом вопрос об участии вегетативной нервной системы в патогенезе столбняка и, в частности, в патогенезе судорожного синдрома остается недостаточно изученным. Нет сомнения в том, что вегетативная нервная система вовлекается в патологический процесс и что с этим связано развитие вегетативных патогенетических комплексов. Однако механизмы этого вовлечения, как и сам характер участия вегетативной нервной системы в патологическом процессе, остается во многом неясным.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Георгий Крыжановский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: