Психические аномалии


Мы непосредственно подходим к рассмотрению интересующей нас проблемы, т. е. к тем формам функциональных аномалий, при которых дезинтеграция выражается преимущественно в психической сфере, где психические факторы - ведущие в общей системе болезненных явлений. Эти нарушения, которые, подобно всем аномалиям, являются преимущественно количественными отклонениями от нормы, мы объединяем в группу психических аномалий.

Предпосылкой дальнейшего подразделения служит для нас предложенное Е. Bleuler различение в психическом феномене двух сторон: интеллектуальной, охватывающей восприятие, представление и мышление, и аффективной, к которой относятся эмоции и импульсы (последние в свою очередь подразделяются на инстинкты, влечения и волевые процессы). Под аффектом мы разумеем единство чувства и импульса. Из группы психических аномалий мы прежде всего должны изъять дезинтегративные расстройства, обусловленные недоразвитием интеллекта, т. е. случаи эндогенного слабоумия, так как и оно представляет собой сопредельную область, не являющуюся предметом нашего непосредственного изучения. Ввиду того что здесь определяемые наследственностью интеллектуальные задатки не получают достаточного развития, интеллектуальная деятельность остается скудной и недифференцированной. Поэтому эмоции и инстинкты прорываются со слишком большой силой, а это нарушает интегративное взаимодействие интеллектуальной и аффективной сторон личности и равновесие ее как целого.

К нашей подлинной теме в самом точном смысле слова мы подходим лишь теперь, занявшись рассмотрением дезинтеграции личности в области эмоций и импульсов, аффективных аномалий. В целях естественной группировки этих расстройств с генетических точек зрения вспомним правило, вошедшее в общий обиход психологического мышления и состоящее в том, чтобы по поводу каждого признака и каждого поступка задаваться вопросом, в какой мере он обусловлен внутренними предрасположениями и в какой - внешней средой. Положение, что во всех психических переживаниях участвуют, хотя и в весьма различных соотношениях, оба фактора, настолько прочно обосновано и эмпирически, и теоретически, что в настоящее время едва ли здесь возможны какие-либо принципиальные возражения. Возникает, следовательно, вопрос, вследствие каких предрасположений и каких влияний среды могут появляться аффективные аномалии.

Что касается психической предрасположенности, то ничто не мешает думать, что в соматической жизни зародышевой клетки заложена способность давать в дальнейших стадиях развития начало психической жизни и что определенные родительские гены могут иметь влияние на этот процесс. Таким путем мог бы создаваться потенциальный эскиз психической предрасположенности, которая затем могла бы уже самостоятельно развиваться и приобретать руководящую роль. Gruhle говорит, что в такой предрасположенности могут проявиться то одни отцовские, то одни материнские потенции, то и те, и другие в мозаическом смешении или в таком внутреннем соотношении, что в результате возникает нечто совершенно новое. Именно потому, что построение психической предрасположенности зависит от действия различных родительских генов, становится понятным, почему иногда не вполне удается интеграция их различных компонентов в одно гармоническое целое. Если такая дезинтегрированная предрасположенность постепенно выявится под влиянием окружающей среды, вследствие недостаточной согласованности между отдельными функциональными системами возникает внутренняя дисгармония, а следовательно, и нарушение внутреннего равновесия и замкнутой связности психических актов, как, например, немотивированные расстройства настроения, склонность к импульсивным поступкам, чрезмерная возбудимость, фиксация сверхценных установок, патологическая лабильность эмоций и пр.

Психиатрический опыт показывает, что наряду с психическим предрасположением с нарушенной интеграцией наблюдаются такие случаи, при которых имеется лишь опасность дезинтеграции. В этом случае отмечается та же внутренняя неслаженность, но в более слабой степени, а потому она может быть уравновешена сравнительно простыми компенсаторными механизмами (подавлением гиперфункций противоположными реакциями, восполнением гипофункций). Поэтому люди такого склада достигают нормального равновесия и проявляют трезвую выдержку в житейских делах. Однако такая компенсация все же может оказываться иногда недостаточной даже при небольшой патологической отягощенности, и тогда проявляются такие черты, как повышенная эмоциональность, тревожность, импульсивность и т. д.; впрочем, это не мешает таким людям сохранять слегка нарушенное психическое равновесие, и поведение их по отношению к внешнему миру не выходит еще за пределы нормы.

Как могут влияния окружающего мира приводить к дезинтеграции в аффективной сфере личности? Это происходит тогда, когда события во внешней среде травмируют психику, т. е. вызывают переживания со столь интенсивной, столь потрясающей аффективной окрашенностью, что совладать с ней вся психика в целом уже не в состоянии. Травмирующие психику переживания потрясают при расшатывают психическое равновесие личности при еще более усиливают прежнюю неуравновешенность. Поведение становится менее приспособленным к обстоятельствам, т. е. более односторонними, преувеличенными, искаженными, чем прежде. Даже также события, которые при здравом обсуждении показались бы обычными раздражениями окружающей среды и которые действуют на человека повседневно, могут вдруг вызвать травмирующий психику эффект, т. е. подействовать как «искра на пороховой погреб». В других случаях травма психики в результате определенных внешних событий зависит от особенностей этих событий, так как и при объективной оценке они были бы сочтены необычно тяжелыми, по своей мучительности и неприятности из ряда вон выходящими. Подобные события не всегда носят грубый и резкий характер: в замаскированном виде они могут даже действовать еще мучительнее (как, например, меткие и тонкие «булавочные уколы» в семейных конфликтах), и не нужно особенно выраженной предрасположенности, чтобы почувствовать себя глубоко уязвленным ими.

Особенно разительно дезинтегрирующее действие аффекта, если он патологическим образом перевешивает остальные психические акты (например, в подхлестывании воображения), подавляет их (например, в аффективном ступоре) или растормаживает (например, в примитивных реакциях).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Ганс Биндер

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: