Расстройства в развитии речи у детей


Исследование, диагностика и лечение этих патологических явлений входят в задачу не только психиатра, который часто видит в них лишь признаки слабоумия, тогда как они представляют собой частичные симптомы сложных аномалий развития. Ими занимаются также фониатр, отолог и логопед-педагог.

Замедленное развитие речи всегда подозрительно на какое-нибудь общее расстройство психического развития, встречается у детей, развивающихся в остальном вполне нормально. Это явление, затягивающееся иногда до 4-5-го года жизни, может быть вызвано отсутствием побуждений к речевой деятельности ("госпитализм"), общей витальной и импульсивной слабостью, крайней робостью и слабой контактностью ребенка, но также унаследованной задержкой в развитии какой-нибудь определенной функциональной системы. При подобных явлениях общего замедления речевого развития ребенка часто все же обнаруживаются анамнестические и клинические данные, говорящие о том или ином повреждении головного мозга в раннем детстве. Чтобы исключить слабоумие, необходимо наблюдать за общим поведением ребенка и подвергнуть исследованию состояние его интеллекта при помощи неречевых методик. С целью исключения глухоты или тугоухости необходимо тщательное исследование слуха.

Немота без глухоты представляет собой отсутствие речи при нормальном слухе и нормальном умственном развитии после 3-го года жизни. В соответствии с учением об афазии здесь также различаются моторная и сенсорная формы. При моторной форме дети понимают обиходный язык, жестами выражают свои желания, не поворачиваются или поворачиваются изредка к источнику шума, с некоторым удовольствием издают жужжащие или щелкающие звуки, ноне обнаруживают ни малейшей склонности к речевым актам. В подобных случаях возникает, естественно, предположение о задержке в развитии речедвигательного центра, но достаточных подтверждений этого до сих пор нет. Иногда имеется основание предполагать пренатальное повреждение головного мозга. Часто, но отнюдь не всегда, у детей с моторной формой немоты без глухоты наблюдается и общая двигательная недостаточность. По-видимому, часто встречается у них и леворукостъ, которая с генетической точки зрения имеет немаловажное значение.

Сенсорная форма (синонимы ее: врожденная словесная или психическая глухота, акустическая агнозия) характеризуется более или менее серьезным расстройством понимания речи при нормальном интеллекте. При диагнозе этого расстройства, которое в конечном итоге обусловлено врожденной слуховой невосприимчивостью и неспособностью дифференцировать звуковые восприятия, также необходимо прежде всего исключить глухоту и тугоухость.

Церебральные анатомические и физиологические факторы, обусловливающие данное расстройство, изучены еще недостаточно.

Терапия немоты без глухоты и врожденной словесной глухоты имеет важное значение уже потому, что это расстройство лишает детей важнейшего средства общения и тяжело отражается на их духовном развитии.

При моторной форме целесообразно возбуждать и постепенно совершенствовать речевую активность с помощью упражнений на жужжание, пение и ритм. Весьма эффективно также лечение словесной глухоты путем возбуждения слуховой внимательности и развития способности дифференцировать слуховые впечатления.

Еще по теме:
Динамика психических расстройств
Истерия у ребенка
Врожденные уродства
Нозология психозов
Лечение психических расстройств
Косноязычие. Неумение правильно произносить некоторые звуки и звукосочетания, что представляет собой физиологическое и преходящее явление при нормальном развитии речи, но также частый признак речи слабоумных, часто еще встречается и у школьников младших классов начальной школы и может служить помехой при обучении. Чаще всего страдает произношение буквы "с" (сигматизм, шепелявость), "р", небных звуков и "ш". По мере возрастающей дифференциации слуховых восприятий (а слабость этой дифференциации часто является здесь основной причиной!) и улучшения моторики косноязычие у многих детей проходит и без лечения, но у других оно остается на всю жизнь, что делает их часто предметом насмешек и закрывает им доступ ко многим профессиям. К лечению этого дефекта необходимо поэтому приступать еще в начальной школе (с выделением особых классов для логопедического лечения!), причем начинать нужно с упражнений на различение слуховых восприятий. Дефекты периферических органов речи (зубов и пр.) почти никогда не бывают причиной косноязычия в собственном смысле слова.

Аграмматизм. Речь в телеграфном стиле, исключительное употребление существительных, инфинитивов или глаголов только в настоящем времени, опускание наречий и т. п. характерна для языка детей в возрасте 1-3 лет. Такие аграмматические формы речи, подобно косноязычию, могут сохраняться и в течение школьного периода, что в большинстве случаев сопутствует дебильности, хотя и без слабоумия. Иногда аграмматизм является первой стадией в речевой деградации ребенка после того, как его в детстве постигла глухота.

Преждевременное развитие речи. Момент начала речи у ребенка чрезвычайно колеблется даже в пределах средней нормы. В качестве этих пределов указывают 1 год и 8 (!) лет, а про Торквато Тассо говорили, что он начал говорить 6 месяцев от роду. У рано начинающих говорить детей с аутизмом часто наблюдается необычная речь со странными, отчасти манерными оборотами.

Автономная речь. Некоторые дети удерживают ряд особых выражений из своего периода косноязычия и в таком возрасте, когда эти языковые "чудачества" обычно уже забываются. У некоторых одаренных богатой фантазией и рано развившихся детей вырабатывается вполне автономный язык, понятный им одним или употребляемый лишь в общении с братьями или сестрами (обычно близнецами). Иногда такой речи придается как бы магическое значение. В большинстве случаев пользование ею обрывается сразу. Такой же автономный характер приобретает подчас и письмо, как это мы наблюдали у одного страдающего аутизмом мальчика 6 лет с поразительными счетными способностями: он носил с собой записную книжку, которую заполнял ему одному понятными иероглифами.

Проблема школьной зрелости. Детский психиатр, работающий в амбулатории, в специальной консультации или в школе, часто сталкивается с вопросами о пригодности ребенка для школы той или иной ступени или того или иного специального профиля, о необходимости помещения его во вспомогательную школу и т. д. Все подобные вопросы имеют и большое психогигиеническое значение, ибо дать школьнику нужное направление часто значит решить вопрос его психического здоровья и нормального развития его характера. В большинстве случаев психиатру приходится иметь дело лишь с "проблемными" детьми и решать вопросы об их школьной зрелости, о наличии или степени их слабоумия, о тех или иных задержках в их развитии, о нервно-психических особенностях (детские неврозы, слабость концентрации внимания и т. п.), об органических нервных заболеваниях и прочих дефектах, которые могут иметь значение с точки зрения поступления в школу. Катамнестическая проверка соответствующих психиатрических заключений показала, что до наступления первого изменения форм такие заключения могут быть сопряжены с очень большими трудностями.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герман Штутт

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: