Свободные неполные противотканевые антитела при системной красной волчанке и других коллагенозах


В настоящей статье излагаются результаты изучения посредством реакции Штеффена неполных сывороточных антител у больных системной красной волчанкой, склеродермией, дерматомиозитом и так называемыми недифференцированными коллагенозами.

Исследована 81 сыворотка от 34 больных системной красной волчанкой, которая диагностировалась на основании сочетания типичных кожных изменений с висцеральной патологией и изменениями крови. При отсутствии поражений кожи (у двоих) характерная висцеральная патология сочеталась с наличием клеток LE в крови и костном мозгу.

Большую часть обследованных больных составляли женщины (28 человек), в основном моложе 45 лет. 24 больных обследованы в период обострения заболевания, остальные наблюдались в период относительной ремиссии. За время наблюдения умерло 6 больных. Все больные получали гормональную терапию, половина из них лечилась кортикостероидами длительное время.

Частота отдельных симптомов заболевания располагается следующим образом: поражения кожи найдены у 32 больных, в том числе у 11 они были диссеминированными по коже. Лихорадка, чаще неправильного типа, обнаружена у 30 больных, полиаденит - также у 30 больных, клинические признаки поражения суставов имелись у 28 больных, в том числе у 21 была только полиартралгия, иногда очень тяжелая. Патология почек найдена у 27 больных, у 7 из них она была ведущей. Сердечная патология определялась у 28 человек, у 10 больных поражение сердца было тяжелым. Клетки LE в крови обнаружены у 13 больных из 24 обследованных. Изменения в легких обнаружены у 14 больных. С такой же частотой отмечалось увеличение печени и у трех человек селезенки. Изменения крови найдены у 27 больных.
 
Помимо системной красной волчанки, обследовано пять больных системной склеродермией, двое - дерматомиозитом и семь больных с чертами недифференцированного коллагеноза. У трех больных последней группы кожные элементы красной волчанки сочетались со склеродермией, тяжелым деформирующим полиартритом и язвенным колитом. Кроме того, у одного больного панникулит Христиан - Вебера сочетался с транзиторной панцитопенией. У трех больных ведущей патологией было поражение легких типа синдрома Рича в сочетании с полиартритом, синдромом Рейно, склеродермией, болезнью Микулича и резчайшим агранулоцитозом.

Все больные (женщины старше 40 лет) получали кортикостероиды и наблюдались до трех и более лет. За время наблюдения умерло трое.

В этих группах больных исследованы противотканевые антитела в 43 сыворотках. Для сопоставления результатов обследованы 52 практически здоровых лица и донора крови

Оказалось, что в контрольной группе антитела обнаруживаются редко и в низком титре (в 4,4% проб из 280 реакций). Не отмечалось какой-либо избирательности в реакциях с отдельными антигенами. В то же время у больных системной красной волчанкой и другими "большими коллагенозами" антитела обнаруживаются значительно чаще. У больных волчанкой они найдены в 70,7% (249 положительных проб из 352), при прочих коллагенозах- в 59,5% (118 положительных реакций из 198). Чаще остальных определялись антитела к паренхиматозным органам, особенно к сердцу и почке, где процент положительных реакций достигал 90, почти вдвое реже обнаружены антитела к тканям, богатым коллагеном. В то же время наиболее частыми клиническими признаками были поражения кожи и суставов. Возможно, что полученные данные объясняются сравнительно низкой антигенной активностью коллагена.

С целью клинико-иммунологического сопоставления мы распределили результаты исследования в зависимости от выраженности органной патологии у больных системной красной волчанкой. В группе "О" отсутствовали клинические признаки органной патологии. В группу "А" мы включили случаи сомнительной патологии органа (артралгия, непостоянные следы белка в моче, боли в сердце и т. д.). В группы "Б" и "В" включены случаи несомненной органной патологии, соответственно умеренные или резко выраженные с нарушением функции органа. Последними для кожи мы считали диссеминацию люпоидных поражений кожи, выраженные экссудативно-инфильтративные реакции.

Не придавая большого значения средним титрам противотканевых антител, выведенным по результатам полуколичественных реакций, мы, тем не менее, сочли их до известной степени демонстративными для отдельных групп и антигенов. Во всех сыворотках групп "Б" и "В" содержались антитела к сердцу и почке. Обращает на себя внимание наличие в группе "О" сывороток с высоким содержанием антител. Уровень антител в ряде этих случаев был стационарным длительное время. Одна больная наблюдалась в течение трех лет. Все это время титр антикардиальных антител был в пределах трех ступеней поглощения антиглобулина. Клинических признаков поражения сердца у этой больной в течение всего срока наблюдения не выявлено. У другой больной этой группы даже четырехкратная абсорбция сывороточных антител к почке удвоенной дозой антигена не истощила полностью сыворотки. Статистически достоверное различие в обнаружении антител в краевых группах "О" и "В" найдено лишь для почки.

Для всех антигенов имелось известное соответствие между средним титром антител и выраженностью органной патологии. В трети сывороток титр антител к почке и сердцу был очень высоким (от 4 ступеней и более). Наряду с этим ни в одной из сывороток титр антител к суставной капсуле не достигал 4 ступеней и к коже был максимальным лишь в 6 сыворотках. В 10 сыворотках больных с тяжелым поражением кожи соответствующие антитела не найдены. У таких больных висцеральная патология была умеренной, а титр антител к паренхиматозным органам - невысокий.

При исследовании антитканевых антител нами найдено несколько вариантов кривых: стационарный (высокий и низкий), волнообразный, затухающий и нарастающий. Последний вариант кривой совпадал с ухудшением соответствующей органной патологии. В одном случае системной красной волчанки с преимущественным поражением почек и кожи титр антител к почке внезапно повысился с 4 ступеней до 7. Несколько дней спустя было обнаружено повышение протеинурии с 2,31 до 24% (!). Больная погибла через год при явлениях нарастающей почечной недостаточности. В то же время высокий стационарный тип кривой антител может годами наблюдаться у больных без клинических признаков соответствующей патологии.

Мы не ставили специальной задачи изучения специфичности антитканевых антител. Как правило, сывороточные антитела при коллагенозах реагировали со многими тканями. Однако в двух случаях своеобразной клинической картины антитела к коже и суставной капсуле отсутствовали при многократном исследовании на фоне высокого титра антител к паренхиматозным органам. У этих больных отсутствовали признаки поражения кожи. В одном случае полиартралгия сочеталась с прогрессирующим истощением и лихорадкой у 32-летней больной. В крови и костном мозгу обнаружено очень большое количество волчаночных клеток (92 клетки на 108 нормальных лейкоцитов). В другом случае полиартрит сочетался с адгезивным полисерозитом, кардитом, нефритом. Выявлялись также клетки LE в крови.

Во многих сыворотках титр антител к паренхиматозным органам и к тканям, богатым коллагеном, разнился на 2 и более ступени.

Таким образом, при системной красной волчанке обнаруживаются противотканевые антитела с различной направленностью. Имеется некоторое соответствие между тяжестью органной патологии и частотой обнаружения соответствующих антител. Антитела к тканям, богатым коллагеном, обнаруживаются реже и в достоверно более низких титрах. Выделены некоторые типы кривых содержания противотканевых антител.

Для склеродермии и при остальных "больших коллагенозах" клинико-иммунологическое сопоставление привело принципиально к тем же выводам. Для склеродермии, может быть, более характерный тип кривой антител - стационарный (у четырех больных из пяти). Антитела к коже у этих больных обнаружены в 13 сыворотках из 16, но и здесь средний титр антител к коже и суставной капсуле сравнительно невысок. При прочих коллагенозах мы видели только волнообразные и затухающие типы кривых антител, что соответствовало клинической картине улучшения состояния больных.

Полученные нами данные указывают на определенную клиническую ценность определения антитканевых антител методикой Штеффена, обнаружение которых, возможно, является более тонким тестом изучения патологических процессов в организме. Наличие высокого титра антител в течение длительного времени без клинических признаков соответствующей органной патологии позволяет нам сомневаться в безусловности понятия "аутоагрессивности" этих антител.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. В сыворотках больных системной красной волчанкой часто обнаруживаются неполные антитела к антигенам различных органов. При других коллагенозах аутоантитела обнаруживались несколько реже.

2. Неполные противотканевые антитела выявлялись у больных системной красной волчанкой нередко и в тех случаях, когда клинические признаки соответствующей висцеральной патологии отсутствовали.

3. Антитела к паренхиматозным органам отмечались чаще и в более высоких титрах по сравнению с антителами к тканям, богатым коллагеном.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Геннадий Журавлев

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: