Внеурочные занятия спортом в школах США


Внеурочные занятия спортом в школах США Особое внимание уделяется вопросу организации свободного времени учащихся. На уроках физической подготовки формируются основные физические навыки и умения, тогда как подвижные игры и спортивные состязания, как правило, проводятся во внеурочное время, то есть в рамках реализации внутришкольной спортивной программы.

В стране разработана универсальная внутришкольная программа, выполнение которой решает следующие задачи: воспитание позитивного отношения учащихся к физической подготовке и спорту; создание благоприятной дружеской атмосферы в школьных коллективах; выработка у учащихся организаторских начал; социальное развитие детей. Оздоровление учащихся решается также с помощью этих программ.

Физическая подготовка на свежем воздухе проводится в форме экскурсий, прогулок, во время которых учащиеся общаются с природой, животным миром, работают на ферме и т. д. Особой популярностью пользуются у учащихся туристические походы, рыболовство, охота, занятия плаванием, греблей, стрельба из лука, игры на местности.

Согласно рекомендациям достижения учащихся должны измеряться по таким критериям, как уровень физической подготовленности и физического развития, степень овладения двигательными умениями и навыками общественной и личной гигиены. Считают, что минимальная программа измерения и оценки уровня физической подготовки должна включать:

1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности: а) антропометрические измерения, б) тесты физической подготовленности.
2. Умения (тесты, определяющие степень развития двигательных качеств).
3. Знание и понимание (тесты, разрабатываемые учителем физкультуры).
4. Степень развития приобщения к общественной жизни.

Учащиеся один раз в году проходят медосмотр. Состояние физического развития определяется с помощью антропометрических показателей и состояния кровообращения. Проверка физической подготовленности проводится два раза в году: осенью и весной.

На этапе начальной и средней школы дети достигают определенного состояния тренированности, но это не является гарантией хорошей физической формы на всю жизнь. Именно поэтому перед преподавателями физической подготовки стоит довольно важная задача - научить детей правильно оценить свое физическое состояние путем различных тестов. Чаще всего преподаватель сам разрабатывает такие тесты. Но есть и стандартные. Они проводятся в начале и конце года.

«Вызов президента» - так называется специальная программа занятий по физической подготовке, построенная на тестах и разработанная для детей и подростков от 6 до 17 лет. В сентябре 1986 г. президент США Рональд Рейган обратился к молодежи страны с призывом, в котором отметил необходимость вести активный образ жизни, стремиться к достижению высокого уровня физической подготовленности.

Специалистами Президентского совета по физической подготовке и спорту была разработана соответствующая программа. Основная цель ее - подготовить детей к успешному выполнению пяти упражнений, характеризующих уровень физической подготовленности, и завоеванию президентской награды за лучшую физическую подготовленность.

С 1986 г. американские школьники соревнуются за получение этой награды. Однако в 1986/87 учебном году возрастные границы участников этой программы значительно расширились, и теперь право соревноваться за президентскую награду получили мальчики и девочки в возрасте от 6 до 17 лет.

Президентскую награду за лучшую физическую подготовленность получают школьники (школьницы), показавшие результат на уровне или выше 85% во всех пяти упражнениях, входящих в программу «Вызов президента». Нормы по каждому из пяти упражнений установлены на основе показателей большой выборки испытуемых.

На основании результатов выполнения каждого упражнения можно судить об уровне развития того или иного компонента физической подготовленности. В том случае, если результаты всех пяти равны или превышают нормы, тестируемый получает президентскую награду за лучшую физическую подготовленность, соответствующую его возрастной категории. Награда - это удостоверение, подписанное президентом, и эмблема с номером возрастной категории (всего таких эмблем 12).

Программа включает:
1. Бег на 1 милю (1609 м), мин.
2. Челночный бег 4х30 футов (30 футов=9,14 м), с.
3. Подтягивание в висе (мальчики), раз. Вис на согнутых руках (девочки), с.
4. Сгибание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз за 1 мин.
5. Наклоны вперед с прямыми ногами из положения сидя, см.

Приведем краткое содержание и условия тестирования.
1. Бег на 1 милю (1609 м) проводится на стадионе или ровной местности, по грунтовой дорожке, если условия не позволяют, можно по шоссе с асфальтовым покрытием. Время засекается с точностью до 1 с. Перед забегом проводятся разминка и инструктаж по правилам бега на данную дистанцию, так как участник забега может перейти на шаг. Особенно тщательно инструктируют детей младшего возраста, а при необходимости корректируют скорость их бега. Все участники до тестирования должны хотя бы один раз пробежать эту дистанцию на время.

Тест предназначен для определения выносливости в беге на средние дистанции. В школьной практике данный тест применяется редко.

2. Челночный бег 4x30 футов. На полу проводятся две параллельные линии на расстоянии 9 м и 14 см друг от друга (можно использовать разметку волейбольной площадки). Для проведения челночного бега необходимо иметь два бруска размером 5х5х10 см.
 
3. Подтягивание в висе на перекладине. Условия выполнения аналогичны требованиям ГТО. Тест позволяет оценить относительную силу мышц рук и плечевого пояса.
Вис на согнутых руках девочки выполняют на перекладине высотой 120-200 см. Хват сверху. Вис на максимально согнутых руках, подбородок выше перекладины. Исходное положение принимается с помощью табуретки (стула, скамейки). Время засекается с точностью до 1 с с момента отодвигания подставки до касания подбородком перекладины.

Нормативные требования для американских школьниц - в пределах от 13 с для девочек 6 лет до 24 с - для девушек 17 лет. Этот тест предназначен для определения статической выносливости силы рук и плечевого пояса.

4. Сгибание туловища из положения лежа на спине. И. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки скрестно на груди (пальцы рук касаются лопаток). Партнер прижимает ступни к полу. По команде «марш» энергично согнуться до касания локтями бедер. Обратным движением вернуться в и. п. Засчитываете» количество сгибаний за 1 мин. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.

Назначение данного теста - измерение силы мышц-сгибателей туловища.

5. Наклоны с прямыми ногами из положения сидя. Испытуемый (без обуви) садится со стороны (-) так, чтобы его пятки оказались на линии АБ (расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально, руки вперед-внутрь, ладони вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных наклона (ладони скользят по размеченной линии), четвертый наклон - на 3 см. Результат (лучший) засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см.

Назначение теста - измерение активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. Нормативные требования для американских школьников находятся в пределах от +6-7 для мальчиков 6 лет и до + 14-16 см - для юношей 17 лет. Для девочек соответственно от +11-12 до +18-20 см.

По мнению американских специалистов, при оценке физической подготовленности школьников главными критериями должны быть состояние здоровья и умение совершенствовать свой организм, а не количественные показатели, характеризующие, например, атлетическую силу. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Главное внимание в американских школах уделяется соревновательной деятельности.

Преподаватели школ и многие родители убеждены, что соревнования - это «школа жизни», «лаборатория формирования личности». Ни в одной другой стране мира не проводится так много школьных соревнований, как в США. В 1987 г. сенат принял резолюцию по вопросам физической подготовки, которая настоятельно рекомендует включить в учебные планы начальных школ ежедневные занятия физическими упражнениями. По мнению сенатора Т. Стивенса, «эта резолюция послужит гарантией того, что к физической подготовке больше не будут относиться как к чему-то излишнему». И хотя она не имеет силы закона, резолюция уже оказывает положительное воздействие.



Итак, несмотря на имеющиеся недостатки в организации физической подготовки американских школьников, чувствуется, что именно в школе закладывается сознательное отношение к физической активности не только как важнейшему фактору укрепления здоровья, но и как одному из способов самоутверждения в обществе.

Павел Виноградов


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: