Искусственное освещение в школе


Перед школой ставится задача: обеспечить не только обучение детей, но и широкий охват их внешкольной работой, имеющей огромное значение для политического и общекультурного роста учащихся. Эта работа в основном проводится во внеучебное время, т. е. в вечерние часы и, следовательно, при искусственном освещении.

Но и для учебной работы в утренние часы искусственное освещение необходимо. Во многих районах нашего необъятного Союза в силу особенностей светового климата, естественное освещение оказывается недостаточным либо в ранние утренние часы, либо
в конце занятий - с 2-3 часов дня, а в отдельных случаях (Приполярье и Заполярье) на протяжении значительной части учебного года работа школы возможна только при наличии искусственного освещения.

К искусственному освещению предъявляются следующие требования:
а) Оно должно быть достаточным по силе света, но не слепящим.
б) Оно должно быть по возможности равномерным на всей поверхности парт, не давать резких теней и ослепительных отблесков.
в) Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней.
г) Освещение должно быть ровным, не мерцающим.
д) Оно не должно продуктами горения изменять как химических, так и физических свойств воздуха.
е) Оно не должно представлять опасности (пожар, взрыв, поражение электрическим током, отравление).

В настоящее время в качестве осветительных материалов используются в основном электричество, однако необходимо отдельно остановиться еще на одном методе освещения - с использованием керосина.

Керосиновое освещение. В школе можно допустить пользование только подвесными лампами. В этом случае от самого керосинового резервуара, расположенного ниже светоотдающего пламени (горелки), на значительную часть поверхности парт будет накладываться тень от резервуара, что нельзя недооценивать.

Керосиновое освещение в практике школы применяется лишь в тех местностях, где ещё нет электрического освещения. Количество школ с керосиновым освещением уменьшается из года в год.

Керосинокалильные лампы имеют значительное преимущество по сравнению с обычными керосиновыми лампами. При наличии двух керосинокалильных ламп на класс освещённость в нём повышается по сравнению с двумя обычными керосиновыми лампами с 3 до 40 люксов. При применении обычных керосиновых ламп такой результат может быть получен только при наличии 7 ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий.

При наличии в школе керосинового освещения должна быть усилена вентиляция помещений. Выделение значительного количества лучистой теплоты вредно действует на детей в классе: перегревается голова, быстро возникает утомление, появляется тяжесть в голове и возникают головные боли. Поэтому керосиновые лампы следует вешать в классах с учётом теплового действия их как можно выше, во всяком случае не ниже чем на 1,5 м над головами сидящих за столом учащихся. Во избежание пожара потолок над лампой должен быть обшит кружком из железа, а над ламповым стеклом следует повесить розетку.

Керосиновые лампы требуют хорошего ухода, ежедневной очистки фитиля от нагара, обрезания фитиля во избежание образования коптящих языков. Свет от керосиновой лампы при правильном подъёме фитиля должен быть почти белый (светло оранжевый). Если лампа плохо заправлена и не полностью выдвинут фитиль, то свет будет желтоватый, плохо светящий.

Электрическое освещение представляется единственно рациональным освещением для школы.

Повышение силы освещённости не должно сопровождаться нарастанием блёсткости, вызывающей в глазах неприятное ощущение слепящего действия.

Блёсткость и слепящее действие источника света устраняются применением соответствующей арматуры (абажуров) и соответствующей высотой подвеса светильников. Отражённая блёсткость от поверхности парт требует, прежде всего, матовой окраски их; тому же содействует наклон крышки парт. По тем же соображениям и классная доска и панели стен должны иметь матовую окраску. Желательно, чтобы у доски было дополнительное специальное освещение софитами, улучшающими её освещённость.

Равномерность освещения должна обеспечить по возможности одинаковую или не резко разнящуюся освещённость в различных местах классного помещения, а также и на различных точках поверхности одной и той же парты. Требуется, чтобы в классе отношение наименьшей освещённости к наибольшей не превышало 0,5, т. е. чтобы при минимальной освещённости в 75 люксов максимальная не превышала 150 люксов.
Равномерность освещения лучше всего достигается применением общего освещения с соответствующим размещением светильников над поверхностью парт в классе.
 
Проектом правил и норм освещения школ, разработанных Московским светотехническим объединением, рекомендуется подвеска 6 светильников на высоте 3 м от пола. Свет должен быть рассеянным и не давать резких теней. Рассеянный поток света при искусственном освещении достигается применением арматуры. В школах и, в частности, в классных помещениях не допускаются светильники, не имеющие колпаков для защиты глаз от блёсткости.

Светильники прямого освещения, хотя бы и защищенные снизу светорассеивающими колпаками, свет от которых направляется исключительно по направлению к поверхности парт, не допускаются для оборудования школьных помещений. Этот тип светильника, в силу исключения отражённого светового потока от потолка и верхней части стен, неизбежно обусловливает создание на поверхностях парт теней от головы, корпуса, руки учащегося. Представителем такого типа светильников является «Универсаль», который в условиях школы может найти применение только для освещения физкультурных площадок, катков, школьных участков и пр.

Для рассеивания светового потока пользуются молочным (не матовым) стеклом.

В практике оборудования школы одно время нашёл широкое применение абажур, известный под названием «люцетты из цельного стекла», с отверстием внизу; он имеет ряд существенных недостатков, главными из которых являются неизбежные блики на крышках парт и необеспеченность равномерности освещения. Значительно лучшим типом светильника для освещения школьных помещений является «люцетта сборная», преимущественно отражённого света. Этот светильник состоит из двух соединённых металлическим кольцом колпаков - нижнего из молочного стекла и верхнего из матового стекла. Световой поток, направляющийся вниз, рассеивается, а направляющийся вверх отражается от потолка и верхней части стен. Этот тип светильника вполне пригоден для классных помещений.

В последние годы широкое распространение для оборудования школ приобрели светильники шарообразной и приближающейся к шару формы, наиболее удовлетворяющие гигиеническим и светотехническим требованиям, предъявляемым к освещению класса.

В настоящее время начинают применяться для освещения лампы «дневного света» (люминесцентные), которые дают поток лучей, близкий по своему спектральному составу к естественному дневному свету.

Преимущество этих ламп для освещения детских учреждений и в частности для школ очевидно. Поэтому, как только промышленность приступила к массовому производству таких ламп, они были широко внедрены в школы и детские сады.

Для обеспечения безопасности детей от тока все места с оголёнными поверхностями в проводке сети (рубильники) должны быть закрыты настенными или встроенными (в нишах) шкафчиками, запирающимися на ключ. Все выключатели должны устанавливаться на высоте, недоступной для самостоятельного манипулирования ими детей.

Чтобы создать в классе требуемую нормами освещённость, в каждом светильнике должна быть установлена лампа мощностью в 200 вт и, следовательно, общая мощность ламп на класс будет равна 1 200 вт. На каждый квадратный метр площади пола класса придётся, следовательно, от 24 до 29 вт/м2.


Еще по теме:


VadimkaLew, 01.02.2023 00:42:15
Добрый день, мы делаем черновой ремонт металлокаркасного для здания. Подскажите  какова  <a href=https://amvnews.ru/index.php?go=Files&in=cat&id=15&st=0&page=1800> стомость стяжки пола для каркасного дома   </a>  и цена подоконников   из массив сосны?  какова толщину полу сухой стяжки пола можно делать в кабинете? Как  скалькулировать стройматериалы и расценки на -  Системы контроля доступа  (видеодомофоны, электрозамки , турникеты и другое)? С уважением
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: