Школа как центр воспитания здоровых детей и подростков


Воспитание здорового, всесторонне развитого подрастающего поколения является одним из важнейших и неотъемлемых элементов воспитания. «Мы должны бороться за здоровое поколение, мы должны вырастить поколение, которое с молодых лет росло бы сильным, росло бы здоровым».

Школа является центром воспитания здорового подрастающего поколения нашей великой Родины. Вся санитарно-гигиеническая работа школы должна входить в общий план школьной работы. Работа по охране и укреплению здоровья детей и подростков в школе должна проводиться школьным врачом, директором школы и всем педагогическим персоналом.

Каждый учитель должен быть постоянным проводником всех практических санитарно-гигиенических мероприятий в школе и семье по гигиеническому воспитанию детей и подростков и организации педагогического процесса в соответствии с требованиями школьной гигиены. Каждый учитель обязан вести повседневное наблюдение за санитарным состоянием классной комнаты, в которой он проводит уроки, за санитарным состоянием учебных пособий и всего оборудования класса, за всей обстановкой, в которой проходит его педагогическая работа. Однако учителю надо не только вести наблюдение за санитарным состоянием класса, но и активно бороться за чистоту, проветривание классной комнаты во время перемен, за соблюдение всех требований школьной гигиены.

Одной из важнейших функций каждого учителя является повседневное наблюдение за чистотой и опрятностью учащихся и за выполнением ими требований личной и общественной гигиены. Наблюдая за этим, учитель должен указывать детям и подросткам на имеющиеся у них в этом отношении недостатки и давать конкретные советы по их устранению.

Медико-санитарное обслуживание школы возлагается на школьного врача. Школьный врач должен быть органическим работником школы и активно участвовать во всей ее жизни. В круг обязанностей школьного врача входит:

1) охрана и укрепление здоровья учащихся и обеспечение правильного их физического развития;

2) раннее выявление и предупреждение как общей, так и инфекционной заболеваемости среди учащихся;

3) врачебный контроль и руководство по созданию санитарно-гигиенических условий в школе и воспитанию культурно-гигиенических навыков у учащихся;

4) вовлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций в активную работу по охране и укреплению здоровья учащихся и повышение уровня знаний учителей и родителей в области школьной гигиены.

Школьный врач обязан систематически (не реже двух раз в году, особенно в начале учебного года) проводить углубленные медицинские осмотры всех учащихся. В последующем он проводит при помощи директора школы или районного отдела народного образования и местной поликлиники (медицинского участка) или районного отдела здравоохранения необходимые лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья учащихся.

Наблюдая за состоянием здоровья детей и подростков, школьный врач берет на особый учет выявленных во время медицинских осмотров ослабленных учащихся, устанавливая совместно с соответствующими специалистами систему наблюдения и лечения их. Наряду с этим школьный врач дает учителям указания о том, как поступать с такими детьми и подростками, какие меры гигиенического и педагогического воздействия должен принимать в отношении их учитель. Такие же указания школьный врач дает родителям.

Кроме сказанного, школьный врач организует с помощью медицинской сестры и учителей проведение систематических профилактических осмотров учащихся в целях выявления детей и подростков, подозрительных по различным заразным заболеваниям, и направляет их в соответствующие лечебные учреждения для лечения. Школьный врач организует также проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний среди учащихся: предохранительные прививки, точный и своевременный учет и изоляцию заболевших и бывших в соприкосновении с больным, наблюдение за контактировавшими детьми и подростками, дезинфекцию, сигнализацию, выяснение причин неявки на занятия учащихся и т. п. При помощи детской поликлиники школьный врач совместно с медицинской сестрой организует и проводит лечебно-профилактические мероприятия среди учащихся (противорецидивное лечение маляриков, массовую дегельминтизацию, санацию полости рта и т. п.). Наряду с этим школьный врач оказывает учащимся лечебную помощь, не требующую специальной поликлинической обстановки, а также оказывает неотложную медицинскую помощь.

Школьный врач осуществляет наблюдение за физическим воспитанием учащихся. В связи с этим он должен присутствовать на занятиях и соревнованиях по физической культуре и спорту, а также проводить пропаганду закаливания детей и подростков в семье. Школьный врач совместно с преподавателем физкультуры производит разбивку детей и подростков на физкультурные группы (основную, сильную и слабую), руководствуясь данными о состоянии их здоровья и физического развития. Особое медицинское наблюдение с учетом реакций учащихся на занятия устанавливается за группой ослабленных детей и группой, нуждающейся в корригирующей гимнастике.
Особо существенна роль школьного врача в гигиене педагогического процесса. Он осуществляет врачебный контроль над учебно-воспитательной работой. Школьный врач посещает уроки, переводные испытания и экзамены, а также внешкольные занятия для контроля за гигиеническими условиями их проведения. Совместно с директором школы школьный врач разрабатывает режим школы и участвует при разработке заведующим учебной частью расписания школьных занятий. Школьный врач консультирует учителей по вопросам гигиены учебной и воспитательной работы и устанавливает совместно с ними особый режим дня для отдельных учащихся.

Школьный врач проводит лично и через школьную медицинскую сестру систематическое наблюдение за санитарным состоянием и благоустройством школы, школьного интерната, земельного школьного участка и за питанием детей и подростков. Он проверяет также маркировку школьных парт и организует через учителей рассаживание детей на парты в соответствии с требованиями школьной гигиены, а также осуществляет контроль за правильной посадкой учащихся.

Весьма значительна работа школьного врача в направлении организации быта детей и подростков в семье. В этом направлении школьный врач совместно с директором школы и учителями разрабатывает план работы с родителями по гигиенической организации домашнего режима и досуга детей и подростков, а также план работы с родительским школьным активом.

Школьный врач входит в состав педагогического совета школы с правом решающего голоса и участвует в его заседаниях, ставя на них на обсуждение план санитарно-гигиенической работы и оздоровительных мероприятий в школе, а также отчетные доклады как о состоянии здоровья учащихся, так и по всем вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков. Школьный врач не ограничивается этим; он обязан принимать участие в обсуждении общепедагогических вопросов (подготовка к новому учебному году, режим школы, педагогическая пропаганда, переводные испытания и экзамены и пр.). План санитарно-гигиенической работы и оздоровительных мероприятий в школе школьный врач составляет совместно с директором школы.

На школьного врача возлагается обязанность врачебного обслуживания оздоровительной детской площадки и лагеря отдыха, находящихся при школе.

Школьный врач имеет право временно освобождать, при наличии соответствующих медицинских показаний, отдельных учащихся от учебных занятий, а также (по договоренности с директором школы) от переводных испытаний.

Для проведения всей медико-санитарной и лечебно-профилактической работы в средней школе имеется специальный врачебный кабинет, для которого директором школы отводится постоянное помещение. Всю свою работу школьный врач проводит согласованно с педагогическим коллективом и привлекает к активному сотрудничеству и помощи актив школы и всю организованную общественность школы (родительский комитет, родительские собрания и профсоюзные организации и пр.).

Для выполнения всех возложенных на школьного врача задач и обязанностей в помощь ему назначается школьная медицинская сестра, которая работает под его непосредственным руководством. При отсутствии врача в школе медицинская сестра проводит текущую медико-санитарную работу.

В тех школах, в которых не имеется специальных школьных врачей, медико-санитарное обслуживание их осуществляется врачами поликлиник, сельских медицинских участков и больниц.

Роль директора (заведующего) школы в работе по охране и укреплению здоровья учащихся особенно существенна. Директор школы отвечает в полной мере за санитарное состояние школьного здания и земельного участка школы, личную гигиену детей и подростков и за проведение в школе санитарно-гигиенических мероприятий и режима, а также за гигиеническое и физическое воспитание учащихся как неотъемлемую органическую часть всего воспитания в целом. Директор школы обязан следить за уровнем физического развития и состоянием здоровья учащихся. Он должен обеспечить необходимые условия для своевременного и правильного выполнения школьным врачом и учителями возложенных на них в этом отношении обязанностей, а также за осуществление всех санитарно-гигиенических мероприятий в школе. Директор школы обеспечивает направление учащихся к школьному врачу в специальные часы согласно календарному плану работы врача. Директора (заведующие) школ обязаны выяснять путем беседы с поступающим в школу необходимые данные о нем (уровень развития, состояние здоровья и т. д.).
 
Контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий в школах и других детских учреждениях осуществляется органами здравоохранения.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: