Гигиеническая оценка организации отдыха подростков между работой и занятиями в вечерней школе


Режим дня обучающихся без отрыва от производства в вечерних (сменных) школах можно представить как цикл «работа-отдых-работа». Уровень работоспособности организма во время второй работы (учебные занятия) зависит от того, с какой стадии отдыха она началась. Если время отдыха недостаточно, то занятия в школе будут и далее снижать работоспособность учащихся. Увеличение продолжительности отдыха приводит к более позднему окончанию учебно-трудового дня, что в свою очередь ведет к нарушению суточного режима и снижению работоспособности организма подростков. С другой стороны, слишком большая продолжительность отдыха после работы также может приводить к снижению работоспособности во время вечерних занятий.

Неполное восстановление работоспособности подростков к началу занятий можно рассматривать как одну из причин их низкой успеваемости и плохой посещаемости школы.

Из литературы известно, что продолжительность отдыха между первой и второй половинами учебно-трудового дня у обучающихся в вечерних школах варьирует от нескольких минут (22% учащихся) до 2,5 часа (27%) и более. В первом случае время «промежуточного» отдыха настолько мало, что учащиеся опаздывают к началу занятий и не успевают не только отдохнуть, но и поесть. Перерыв продолжительностью в 2,5-5 часов проходит, как правило, в переездах, в ожидании начала занятий (в цехе, на территории завода или в школе), в приготовлении уроков, не способствуя полноценному отдыху.
 
Когда речь идет о различных интервалах отдыха, от микропауз до больших (промежутков, всегда отмечается оптимальная их продолжительность, за пределами которой эффективность этих интервалов в работе падает.

Вместе с тем известно, что эффективность отдыха зависит не только от его продолжительности, но и от формы его организации.

В литературе имеются многочисленные указания на благоприятное влияние на скорость (восстановления работоспособности человека активного отдыха на открытом воздухе, отдыха, не связанного с интенсивными затратами энергии, а также сна.

Для выяснения, какая форма отдыха подростков, работающих на производстве, перед началом занятий в вечерней школе является наиболее эффективной, был поставлен специальный эксперимент. Изучались три формы отдыха: активный отдых средней интенсивности на открытом воздухе (игры, прогулки», ходьба на лыжах), для чего использовался заводской стадион, его парковая часть, засаженная деревьями и кустарником; сон в одной из комнат спортклуба, специально оборудованной для спальни на три кровати; спокойный отдых за настольными играми, чтением книг.

Таким образом, условия проведения отдыха максимально приближались к естественным.

Продолжительность экспериментальных вариантов отдыха была 30, 60 и 90 минут. В качестве контроля сравнивались существующая продолжительность отдыха в 1 час 40 минут и 4 часа. Кроме чистого времени отдыха, в каждый из экспериментальных вариантов входило дополнительное организационное время, затрачиваемое испытуемыми на обед и дорогу в школу, равное 35 минутам.

После отдыха испытуемые получали бесплатный обед и шли в школу.

В дни участия подростков в эксперименте их режим отличался от обычного главным образом в интервале времени между работой на производстве и занятиями в школе.

Для контроля определялось состояние некоторых функций подростков в те дни, когда они отдыхали по своему усмотрению. Продолжительность интервала между работой и учебными занятиями в экспериментальные дни изменялась за счет изменения времени начала уроков.

Эффективность тех или иных изменений, вводимых в режим подростков, оценивалась по характеру динамики их работоспособности и уровню функционального состояния во время занятий.

Для этого определялась общая работоспособность с помощью хронометража поведения учащихся и пульсотахографии, состояние условно рефлекторной деятельности (методика зрительно-моторных реакций - латентный период, последовательное торможение), динамика вегетативных функций (пульс и артериальное давление), а также вегетативная реактивность с помощью ортостатических проб.

Наблюдения проводились в вечерней сменной школе, расположенной на территории завода. Группа исследуемых состояла из 18 подростков 15-17 лет, которые работали токарями, слесарями, фрезеровщиками.

Все участники эксперимента на основании обследования специалистами и лабораторных данных имели заключение «здоров».

Двое из них имели низкое физическое развитие, остальные - среднее и выше среднего. У нескольких человек была понижена острота зрения.

Результаты исследования

Продолжительность отдыха. Анализ изменения показателей некоторых физиологических функций у одних и тех же подростков после разных вариантов организации отдыха (по виду и длительности) выявил зависимость степени восстановления работоспособности и продолжительности удержания восстановленного уровня от величины интервала между работой на производстве и занятиями в школе, независимо от содержания отдыха. Поэтому при сравнении различных вариантов продолжительности отдыха в каждую группу результатов вошли данные по трем видам отдыха.

Отдых продолжительностью в 30 минут не улучшал уровень условно рефлекторных реакций перед началом занятий по сравнению с уровнем реакций сразу же после работы. Продолжительность латентного периода не только не уменьшалась, но даже возрастала.

При отдыхе продолжительностью в 60 минут латентный период зрительно-моторной реакции перед началом занятий значительно меньше, чем после работы. Он возрастает лишь к концу занятий, но и здесь он меньше, чем после работы. Подобные изменения латентного периода не случайны и имели место при всех экспериментальных формах отдыха у наблюдаемых. Частота последовательного торможения также значительно уменьшается: она не превышает в течение дня 60 случаев на 100 реакций. Особенно рельефно проявляется разница влияния продолжительности отдыха на 1-м и 3-м уроках, когда частота распространенности последовательного торможения уменьшается до 40 на 100 реакций.
 
При отдыхе продолжительностью 90 минут пропорционального уменьшения величины латентного периода и частоты последовательного торможения, как можно было ожидать, не происходит. Напротив, средняя продолжительность латентного периода на 1-м уроке меньше разнится с после рабочей. Разность эта находится на грани достоверности. Частота последовательного торможения находится в пределах 50-71 случаев на 100 реакций.

При обычном режиме, когда интервал до занятий в школе составлял 1 час 40 минут у одних подростков и 4 часа у других, динамика латентного периода зрительно-моторных реакций, как правило, имеет двухфазный характер в течение 4-часового промежутка нерабочего времени. Эта особенность динамики латентного периода в интервале от 13 до 17 часов выражена у подростков как в первую, так и во вторую половину недели, несмотря на иной уровень протекания условно рефлекторных реакций и меньшую величину благоприятного сдвига в конце недели.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что при отдыхе продолжительностью 30 минут показатели латентного периода и частоты последовательного торможения свидетельствуют о неблагоприятных изменениях условно рефлекторных реакций после перерыва. При интервалах отдыха, превышающих 2 часа, отмечается выраженная заторможенность условно рефлекторных реакций к началу второй работы.

Анализируя данные пульсотахограмм во время учебных занятий, т. е. определяя суммарную продолжительность периодов с большей или меньшей ритмичностью пульса (колебания до 5 ударов в минуту, до 10 ударов в минуту и свыше 10 ударов в минуту), мы обнаружили изменение соотношения их при разных режимах отдыха учащихся.

Относительная продолжительность периодов, на протяжении которых наблюдались колебания частоты пульса в тех или иных пределах, высчитана на основании анализа 43 пульсотахограмм, записанных на разных по порядку уроках (от 1-го до 5-го).

Это дает основание заключить, что после отдыха продолжительностью 30 минут учащиеся работали пассивно, больше отвлекались, чем после часового и полуторачасового отдыха, что говорит о лучшей работоспособности подростков при этих вариантах режима.

Динамика частоты пульса на протяжении учебных занятий свидетельствует о замедлении его к концу уроков во всех вариантах продолжительности отдыха.

После отдыха, т. е. на 1-м уроке, пульс несколько чаще, в сравнении с после рабочим. Такое учащение обусловливается безусловными реакциями на прием пищи и ходьбу (в школу). Оно в большей степени выражено в вариантах режима с часовым и полуторачасовым отдыхом.

Степень вегетативной реактивности оценивалась также по реакции регуляторов сердечно-сосудистой системы на переход учащегося из сидячего в вертикальное положение и наоборот. Во всех вариантах экспериментального отдыха частота пульса при ортостатической пробе в позе стоя возрастала.

Анализ большого числа реакций на ортостатическую пробу, которые были получены на протяжении трех лет эксперимента, выявил, что нарастание тормозных процессов в коре больших полушарий сопровождается уменьшением вегетативной реактивности. Последнее выражается в уменьшении частоты пульса.

У подростков с большими промежутками нерабочего времени (4 часа) распределение случаев с разной степенью учащения пульса при ортопробе, так же как и динамика пульса в покое, свидетельствовало о том, что у них снижение вегетативной реактивности к концу учебно-трудового дня выражено в большей мере, чем у группы подростков с часовым и полуторачасовым перерывами в работе. Причем через 4 часа отдыха число случаев с малым приростом пульса возрастает в 4 раза по сравнению с показателями, полученными после 2 часов отдыха.

Динамика восстановления частоты пульса на уроках при возвращении наблюдаемых в исходное положение сидя также обнаруживает зависимость от продолжительности предшествующего отдыха.

По индивидуальным данным, абсолютная величина разницы между величинами пульса в положении сидя I и II за первую минуту восстановления колебалась в пределах ±15 ударов в минуту. К концу занятий растет число случаев замедленного восстановления пульса. Однако величина, на которую пульс в повторном положении сидя превышает таковую в первоначальном, различна: после отдыха в 30 минут-15 ударов в минуту, после отдыха в 60 минут - не превышает 9 ударов в минуту, после 90 минут отдыха - 3-6 ударов в минуту. В режиме с 30-минутным отдыхом к концу занятий почти у всех учащихся наблюдаются случаи замедленного восстановления пульса.

Артериальное давление изменяется в сравниваемых вариантах режима по-разному (табл. 6). После отдыха в 60 и 90 минут артериальное давление нормализуется в большей степени, чем после отдыха в 30 минут.

На фоне большего учащения пульса в двух последних вариантах режима более выражено также и увеличение пульсового давления. В этих вариантах отдыха улучшенные показатели гемодинамики дольше сохраняются и на протяжении уроков.

Формы организации отдыха. Функциональный уровень высшей нервной деятельности, по показателям зрительно-моторных реакций, изменялся не только в зависимости от продолжительности отдыха, но и от его содержания.

При активной форме отдыха латентный период зрительно-моторных реакций перед началом занятий значительно меньше, чем после работы; в середине и в конце занятий не больше, чем перед занятиями.

После сна латентный период на 20 м\сек, а в конце занятий на 12 м/сек меньше, чем после работы. Вероятность достоверности разности средних меньше 0,001 (по Стюденту).

При спокойном и произвольном отдыхе существенной разницы между средними величинами латентного периода не обнаружено.

Изменение частоты последовательного торможения аналогично изменению продолжительности латентного периода.

Процент загрузки рабочего времени на уроке, по хронометражным протоколам и пульсотахотраммам, изменяется при разном содержании предшествующего учебным занятиям отдыха. По данным хронометража и по данным пульсотахографии, больше всего отвлекаются подростки после спокойного отдыха.

Частота пульса после отдыха зависит от его организации. Так, после активного отдыха частота пульса на 1-м уроке не отличается от исходной, а на 3-м и 5-м уроках пульс замедляется на величину статистически достоверную. После сна наблюдается значительное учащение пульса в среднем на 9 ударов в минуту, с последующим замедлением к концу занятия. После спокойного отдыха частота пульса не отличается от исходной до конца занятий. В случаях, когда подростки отдыхали произвольно, тенденция к замедлению пульса проявляется уже с 1-го урока.

Мы проанализировали данные ортостатической пробы в зависимости от степени вегетативной реактивности. Все наблюдения по величине прироста пульса были разбиты на три группы: малая реактивность (до 7 ударов в минуту), средняя реактивность (до 16 ударов в минуту), значительная реактивность (более 16 ударов в минуту).

После отдыха в 30 минут степень вегетативной реактивности значительно уменьшается. Число случаев с малым приростом пульса на 1-м уроке достигает 78%. После отдыха в 60 и 90 минут число случаев с малым приростом пульса не превышало 30%.

При анализе влияния различных форм отдыха на вегетативную реактивность, как и прежде, прирост пульса при ортостатической пробе до 7 ударов в минуту расценивался как малая реактивность, до 8-16 ударов в минуту - как средняя и более 16 ударов в минуту - значительная реактивность. Малая степень реактивности наблюдается чаще после активного отдыха (50% случаев), средняя степень реактивности-после сна и спокойного отдыха (около 70% случаев).

Восстановление частоты пульса в ортостатической пробе медленнее всего происходит после спокойного отдыха (в 78% случаев) и быстрее всего после сна (56% случаев).

Анализ результатов условно рефлекторной деятельности, работоспособности, показателей гемодинамики и вегетативной реактивности в течение учебных занятий, после отдыха разной продолжительности позволяет думать о том, что повторная деятельность подростков начиналась на разных стадиях отдыха. В результате этого повторная деятельность начинается при том или ином уровне восстановления функционального потенциала.

Физиологическая сущность разного влияния на работоспособность той или иной продолжительности отдыха объясняется теорией фазовости после рабочего состояния и состояния после отдыха как того или иного органа или системы, так и организма в целом.

М. В. Лейник указывает, что «по прекращении рабочей операции, цикла рабочих операций, рабочего дня и рабочей недели организм человека может проходить четыре стадии отдыха: стадию восстановления, сверхисходной, дорабочей и стадию пониженной возбудимости».

О фазовом характере процессов восстановления после истощающей работы свидетельствуют и работы Г. В. Фольборта и его сотрудников. В частности, Н. И. Путилин установил, что энергетические сдвиги в результате деятельности органа сопровождаются изменением его температуры. После прекращения деятельности это изменение проходит несколько фаз. При этом торможение совпадает с падением температуры органа, а возбуждение - с повышением. Фазовость биохимических сдвигов в мышцах после работы наблюдал Н. Р. Чаговец: «Под влиянием работы отмечается уменьшение общего азота мышц на 12%, через 2 часа отдыха восстанавливается исходный уровень азота, через 6-12 часов превосходит его, а через 24 часа отмечаются нормальные величины азота». Г. В. Фольборт делит после рабочий период на два состояния - упроченного и неупроченного восстановления.

Увеличение латентного периода зрительно-моторных реакции, наибольшая частота последовательного торможения в начале занятий после 30-минутного отдыха, снижение вегетативной реактивности по показателям гемодинамики и ортостатической пробы на 1-м уроке - все это свидетельствует о том, что учебные занятия в этом варианте режима начинались в тот момент, когда стадия восстановления функциональных систем еще не была завершена.

Малый эффект 30-минутного отдыха является, очевидно, и причиной несосредоточенной работы учащихся на уроках. Такая работа «не в полную силу», как можно предположить на основании динамики показателей некоторых исследованных нами функций, предотвращает их более резкую неблагоприятную направленность.

Учитывая, что при отдыхе в 30 минут общий интервал до начала занятий был равен 1 часу 5 минутам, можно думать, что положительный эффект отдыха наступает только за счет чистого времени отдыха, если оно оптимально. При недостаточности чистого времени отдыха, в данном случае 30 минут, дополнительное организационное время, когда участники эксперимента преследовали «деловые цели», не оказывало благоприятного влияния. Этот факт перекликается с рядом других, известных в литературе, и, в частности, с тем, что «эффективность отдыха во время простоев ниже, чем во время произвольных перерывов в работе».

С увеличением продолжительности отдыха падает интенсивность восстановления функционального уровня организма человека. Очевидно, этим можно объяснить незначительную разницу между показателями работоспособности, гемодинамик и вегетативной реактивности при отдыхе в 60 и 90 минут.
 
Однако увеличение перерыва до 2 часов в экспериментальных вариантах и до 4-5 часов при существующем режиме, как это следует из показателей условно рефлекторных реакций у подростков, требует большего времени для «врабатываемости» на уроках.

О. К. Кубяк считает, что повторная работа не должна начинаться в тот период, когда организм еще находится на первых стадиях отдыха. Однако повторную работу, по мнению С. А. Косилова, целесообразно начинать, когда организм находится на второй и третьей стадиях, но не на конечной, так как с увеличением продолжительности отдыха падает интенсивность восстановительных процессов.

Сравнение различных показателей физиологических функций после разных видов отдыха позволяет сделать заключение о незначительности эффекта, наблюдаемого в варианте режима с произвольным отдыхом. К концу занятий увеличиваются латентный период, частота последовательного торможения и ряд других показателей, что свидетельствует о нарастании утомления.

О более медленном прохождении фаз отдыха при плохой его организации свидетельствует и то, что состояние пониженной возбудимости, возникающее на конечных стадиях отдыха, наступало при произвольном отдыхе через 4-5 часов, а в экспериментальных вариантах значительно раньше - через 2 часа (90 и 35 минут организационного времени).

Об увеличении интенсивности восстановления работоспособности подростков во время активного отдыха свидетельствует повышение возбудимости центральной нервной системы, что находит свое выражение в укорочении латентного периода зрительно-моторной реакции и уменьшении частоты последовательного торможения. Более выражены благоприятные изменения в показателях артериального давления и пульса. Данные хронометража и пульсотахограмм показывают возрастание процента загрузки рабочего времени и периодов стабильной сердечной деятельности, что оценивается нами как повышение работоспособности подростков.

Анализ данных, характеризующих функциональное состояние организма подростков после сна и во время учебных занятий, показывает, что интенсивность восстановительных процессов при этом виде отдыха также значительна. В период сна наблюдаются лучшие результаты зрительно-моторной реакции и наиболее благоприятные гемодинамические сдвиги. Совпадение наиболее короткого латентного периода после сна с менее выраженным, чем в других вариантах режима, замедлением пульса на уроках можно рассматривать как менее интенсивное, чем при произвольном и активном отдыхе, снижение вегетативной активности. Данные хронометража и пульсотахограмм также свидетельствуют о наилучшей работоспособности подростков на уроках после дневного сна.

Незначительное изменение показателей условно рефлекторных зрительно-моторных реакций после спокойного отдыха можно расценивать как менее эффективное его влияние на подростков. Динамика пульса, не соответствующая суточному ритму, значительное число случаев замедленного восстановления пульса при ортостатической пробе, менее благоприятная динамика артериального давления - все это свидетельствует о меньшей целесообразности этого вида отдыха. Показатели хронометража и пульсотахограмм свидетельствуют о наибольшем в этом варианте режима проценте времени пассивного поведения подростков на уроках наряду с резко выраженным возбуждением на переменах.

Таким образом, сравнительный анализ существующей организации отдыха подростков в интервале между работой и занятиями в школе и экспериментальных вариантов позволяет сделать вывод о большей эффективности последних.

Активный отдых и сон, включенные в середину учебно-трудового дня подростков, повышают интенсивность восстановительных процессов. При рациональном содержании отдыха оптимальная его продолжительность может быть сокращена.

Учитывая, что интервал между работой и занятиями в школе должен состоять из двух частей: чистого времени отдыха и организационного времени (на дорогу и прием пищи), можно считать приемлемым интервал общей продолжительностью в 1 час 30 минут, из них 60 минут должно отводиться на активный отдых или сон.

Такое сближение по времени двух рабочих периодов учебно-трудового дня подростков позволяет сохранить «возбуждение от первой работы» и обеспечить продуктивную работу с первого же часа занятий.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: