Специально организованное обучение детей конструированию


Специально организованное обучение детей конструированию Данная педагогическая работа включает следующие направления:

1) обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек,

2) обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий,

3) обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам,

4) обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами,
 
5) помощь в осознании ребенком результата своей работы.

Первые три направления работы осуществляются в ходе специально организованных игр с элементами конструирования. Такие игры проводятся с небольшими подгруппами детей. Четвертое направление реализуется в совместной с детьми деятельности, в которой участвуют все желающие. Пятое направление осуществляется только через индивидуальное общение воспитателя с ребенком.

Обучение трехлетних детей некоторым обобщенным принципам создания построек

На четвертом году жизни дети начинают очень внимательно относиться к качеству своих построек, так как только надежные, прочные и устойчивые постройки дают ребенку возможность активно играть с ними (по построенному мосту должна проехать машина, на башне должен уверенно стоять солдатик, крыша дома не должна падать на его обитателей).

Необходимого качества своих сооружений дети часто добиваются путем проб и ошибок, постепенно накапливая определенный опыт. Однако терпения в такой работе хватает далеко не всем, а постоянное неудовлетворение результатами своего труда может способствовать утрате интереса к конструированию, разочарованию в своих возможностях. Поэтому ребенка необходимо познакомить с некоторыми обобщенными принципами создания построек, соблюдение которых всегда гарантирует получение прочных и надежных конструкций.

Детям показывают и объясняют три принципа (названия не даются).

1. Принцип пирамидки - вертикальные постройки будут надежными, если использовать одинаковые по размеру и форме детали или разные по размеру детали располагать от большой к маленькой.

2. Принцип большой плоскости - любые строительные детали более устойчивы на большой плоскости.

3. Принцип перекрытия - любое перекрытие будет прочным, если его края будут выходить за опоры или совпадать с их внешним краем.

В пределах одной игры с элементами конструирования детей знакомят только с одним принципом.

Игровая мотивация и последовательности обучения

1. Вы рассказываете и показываете, как строили куклы и как у них ничего не получалось. Стараетесь показать несколько неудачных построек, которые постоянно разрушаются. Эмоционально описываете огорчение кукол. Это должно быть сделано весело и интересно для детей. Например, вы объясняете детям принцип пирамидки: «Наш мишка решил сходить в гости к зайцу. Взял с собой меду к чаю, а где заяц живет -не знает. Решил мишка сделать башню, влезть на нее и найти домик зайца - ведь с нижней полки, где живет мишка, ничего не видно. Взял мишка кубики и стал строить так (далее вы сопровождаете свои слова действиями)». Вы ставите кубики друг на друга от маленького к большому, или ставите кубики друг на друга все подряд без учета размера, или ставите сначала несколько маленьких кубиков, затем 1-2 больших. Каждый раз постройка рушится. Вы эмоционально описываете огорчение мишки - не придется ему сходить в гости, а заяц так ждет его.

2. Мишка обращается к детям: «Вы такие умелые и умные. Я видел, как вы строите. Вы знаете, как построить башню? Пометите мне, покажите, как это сделать».

3. Далее вам необходимо выдержать паузу, чтобы дети сами откликнулись на  просьбу игрушки и выразили желание помочь ей.

4. Вы предлагаете детям помочь игрушке: показать, объяснить. Постарайтесь добиться того, чтобы малыши действием или словами, все вместе или по одному, начали оказывать помощь.

5. Вместе с детьми, выполняя их советы, или при их активной практической помощи вы сооружаете постройку (если дети стараются все сделать самостоятельно, предоставьте им возможность полностью выполнить всю работу). В ходе строительства можно от имени игрушек произносить небольшие реплики, которые активизируют более пассивных, заставят их еще раз повторить некоторые действия. Например, мишка говорит: «Я так уже пробовал, и у меня все падало»; «Теперь я понял и поставлю следующий кубик сам. Как? Опять неправильно? Саша, помоги мне, покажи еще раз» и т. п.

По ходу строительства игрушка или вы можете проговаривать и подчеркивать некоторые моменты, важные для усвоения детьми: «Так, значит, вниз надо ставить самый большой кубик. А потом немного поменьше. Мишка, ты видишь, как поставил кубик Слава: точно на середину большого кубика - со всех сторон виден его край».

6. После окончания постройки игрушка благодарит малышей, удивляется, как они смогли построить все сами: «Вы такие умные, так хорошо строите, я бы сам никогда не смог догадаться».

Длительность такого игрового занятия невелика. Не стоит превращать его в излишне морализованное и затянутое действие. Это - веселая шутка, игра воспитателя с детьми, помогающая им на практике легко усвоить некоторые пока труднообъяснимые для них вещи.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  Л. Топоркова

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: