Спортивные игры и упражнения в развитии детей

Спортивные игры и упражнения в развитии детей Спортивные упражнения - мощное средство всестороннего развития детей и подростков: они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания; стимулируют они (что очень важно в детском возрасте) и развитие психических и волевых качеств. Арсенал современной физической культуры содержит огромное количество разнообразных спортивных упражнений. Причем он постоянно пополняется за счет как возникновения новых дисциплин (аэробика и скейтбординг, например), так и возрождения старых. Выбор очень велик, и, чтобы не ошибиться в нем, надо уметь ориентироваться в этом обширном и прекрасном мире.

Спортивные упражнения отличаются друг от друга по содержанию и форме. К содержанию относятся как действия, входящие в физические упражнения, так и процессы в организме, происходящие по ходу выполнения упражнения.

Формы же спортивных занятий, как уже говорилось, очень разнообразны, и каждый может выбрать для себя наиболее подходящую, отвечающую и физическим возможностям, и склонностям, и особенностям личного режима и распорядка дня, и, конечно, возрастным особенностям. Например, главная задача физического воспитания детей на втором году жизни - развитие и совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазанье, бросание), развитие чувства равновесия, координации движений. Отсюда и выбор наиболее полезных в этом отношении упражнений и подвижных игр.

Кстати об играх. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок в течение дня поиграл как можно в большее количество игр, почаще менял их. Это позволяет поддерживать достаточную эмоциональность физкультурных занятий, без чего они могут наскучить. В то же время родители, подбирая разные (по трудности выполнения того или иного двигательного действия), игры, должны помнить о необходимом минимуме физической нагрузки; дозировать ее надо и по ходу занятия.

Как с малышами, так и с детьми более старшего возраста, па одном занятии разучивают обычно не более двух общеразвивающих упражнений. К ним приступают после вступительной части (ходьбы), а после них снова следуют .ходьба и упражнения н а дыхание.

Дети порой не могут точно воспроизвести движение. Научить их этому помогут простые предметы-пособия - флажки, мячи, кегли и т. д. С ними дети более правильно и с большей амплитудой выполняют различные движения (например, поднять флажки вверх - посмотреть на них - положить на пол возле ног).

Когда дети освоят упражнение, можно переходить к разучиванию другого. Последовательность, понятно, от простого - к более сложному. Так, например, после того как ребенок научился ловить теннисный мяч, брошенный сверху вниз, надо отойти (сначала на 2, затем на 3 м и т. д.) и бросать мяч по новой траектории.

В дошкольном и младшем школьном возрасте дети быстро утомляются и так же быстро восстанавливают свои силы. Поэтому необходимо делать паузы для отдыха, а если вы занимаетесь с двумя-тремя детьми разного возраста или уровня развития, то и паузы в занятиях для одного ребенка надо делать чаще, для другого реже.

Дозирование нагрузки связано, конечно, и с интенсивностью выполнения упражнений. Необходимо хорошо усвоить следующее правило: физическая нагрузка на занятии регулируется его длительностью, темпом повторений каждого упражнения и степенью их трудности. Она постепенно увеличивается от начала занятия к его середине и снижается в конце. Проверить правильность построения занятия можно по изменениям в частоте пульса.

Обучение физическим упражнениям должно рассматриваться как целостный воспитательно-образовательный процесс. Оно не даст эффекта, если будет проводиться от случая к случаю. Кроме того, системность занятий позволяет лучше видеть и сдвиги в развитии ребенка, и промахи в методике, и специфику перехода от одного упражнения к другому. Систематически занимаясь с ребенком, вы наверняка заметите, что усвоение нового всегда требует от него определенных физических и психических усилий. Это естественно: новое спортивное упражнение всегда противоречиво по отношению к достигнутому уровню развития и приобретенным ранее двигательным умениям и навыкам. Но именно преодоление этого противоречия и составляет основную движущую силу физического развития.

Преодоление трудностей, достижение цели, новые мышечные ощущения и, конечно, оценка достигнутого ребенком дают ему чувство удовлетворения, способствуют стремлению к еще большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть все время под вашим наблюдением. Однако ваше направляющее вмешательство не должно сковывать самостоятельность ребенка в проявлении его усилий преодолеть свое еще недостаточное умение: чем больше элементов самодеятельности он ощущает, тем больше интереса и положительных эмоций. Сообщая детям необходимые сведения об игре или спортивном упражнении, уточняя представления о выполняемом двигательном действии, надо в то же время стремиться развивать их воображение, активизировать мысль.

Говоря о необходимых родителям знаниях, пора более основательно разобраться в уже упоминавшихся понятиях - таких, как индивидуализация, умения, навыки (в контексте нашей темы) и физические качества. Это связано, в частности, с тем, что на разных стадиях занятий придется решать такой, например, вопрос: что выбрать для освоения - два спортивных умения или навык в каком-то одном? А может быть, физические качества? И какое из них - силу ил и быстроту, ловкость, выносливость ил и гибкость?

Начнем с индивидуализации. В нашем случае это оценка индивидуальных типологических особенностей ребенка (роста, веса, двигательных возможностей, а также его темперамента и склонностей) и их учет при построении процесса физического воспитания, выборе средств, методов и форм занятий. В общеподготовительных, общеразвивающих занятиях физической культурой, цель которых - освоение жизненно важных и потому обязательных для всех двигательных умений и навыков и развитие физических качеств, индивидуализация практически означает обоснованный подбор методов обучения и воспитания, а также использование дополнительных средств, основанных на присущих конкретному ребенку особенностях. Но это не все. Индивидуализация предусматривает также внимание к врожденным задаткам с целью их развития и к недостаткам - с целью их компенсации.

Двигательные умения и навыки. Овладение ими происходит в процессе физического воспитания ребенка. Подчеркнем слово «процесс» - требования к уровню двигательных умений и навыков различны в каждой возрастной группе.

В теории физвоспитания двигательное умение определяется как «степень владения техникой действия» при «повышенной концентрации внимания» и «решении двигательной задачи нестандартными способами». Различают две их разновидности: одна - это умение осуществлять целостную двигательную деятельность, другая - умение выполнять отдельные, различные по сложности движения. Умения первой разновидности связаны с необходимостью решать неожиданно возникающие двигательные задачи в изменяющихся условиях (например, в подвижных и спортивных играх). Двигательная деятельность в таких случаях осознанная, для нее характерно творческое применение ранее заученных действий и уже приобретенных физических качеств. Что касается двигательных умений второй разновидности, то они постепенно переходят в навыки.

Двигательный навык - «степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью». Отметим, что хорошо упроченный, приобретший стабильность навык отнюдь не исключает многовариантность двигательного действия. Так что навык можно использовать в различных вариантах двигательного задания, но, конечно, при непременном сохранении основы его техники (например, различные варианты бега, или метаний, или прыжков и т. д.).

Значимость овладения двигательными навыками и особенно умениями (как более простой формы освоения спортивных упражнений) огромна. Обретенные умения дают возможность более экономно расходовать физические и психические силы, позволяют быстро и точно выполнять действия, входящие в целостную двигательную деятельность; частично освобождают сознание от непрерывного внимания к способу выполнения действий - его можно сосредоточить на новых, возникающих в ходе сложного действия задачах. Слаженное, точное и быстрое выполнение действий вызывает положительные эмоции, заметно влияющие на успешность выполнения «двигательной работы».

Закономерности формирования двигательных умений и навыков определяют стратегию процесса обучения детей и содержание его отдельных этапов. Так, первый этап - это начальное разучивание двигательного действия, второй наполнен углубленным разучиванием, а третий - закреплением и совершенствованием двигательного действия.

Перед тем как перейти к раскрытию понятий основных физических качеств (мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), хотелось бы обратить ваше внимание на такую существенную закономерность. В процессе многолетних исследований было установлено, что для ребенка того или иного типа телосложения характерно свое проявление физических качеств. При этом, несколько обобщая, можно их свести к трем основным уровням: I уровень - лучшие результаты среди одногодок; II уровень - результаты несколько хуже; III уровень - наиболее слабые результаты.

Но вернемся к самим понятиям физических качеств.

Мышечная сила, т. е. способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействовать ему, проявляется в жизни весьма разнообразно - от статической силы (удерживание груза в течение определенного времени) до использования силы в движении (работа такими тяжелыми орудиями труда, как молоток, лом и т. д., упражнения с отягощениями). Возможности развития мышечной силы строго индивидуальны, однако в принципе это качество можно считать необходимым для любого мальчика.

Для различных форм мышечной деятельности в физкультурной педагогике утвердились несколько терминов: максимальная сила (наибольшая сила, которую мышца или группа мышц способны проявить), скоростная сила (способность мышцы или мышечной группы сообщить определенной массе то или иное ускорение), силовая выносливость (способность мышцы или мышечной группы противостоять утомлению при многократном их сокращении).

Данное физическое качество развивается у детей в основном методом тренировок с небольшими отягощениями. Имеющийся опыт позволяет рекомендовать: упражнения для рук (метание, жонглирование) выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 г., и с эспандерами в 2-3 резинки; силу ног хорошо развивают подскоки, приседания, медленный бег (особенно - с наполненным песком поясом весом до 500 г).

Однако родителям надо знать, что развитие мышечной силы в возрасте от 2 до 9 лет - очень сложное дело. Это и понятно: постоянный рост ребенка при несформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка.

Быстрота как физическое качество определяется частотой чередования сокращений и расслаблений мышц. Проявления ее весьма многообразны, а значение очень велико. Скорейшее, а порой и мгновенное выполнение двигательного действия часто оказывается жизненно важным.

Обычно различают спринтерскую быстроту, быстроту движений и быстроту двигательных реакций. Спринтерская быстрота (это понятие применимо лишь к циклическим движениям) - способность с максимальным вложением силы развивать предельно высокую скорость. (Кстати, максимальная скорость определяется частотой движений и расстоянием, преодолеваемым между двумя циклами движений.) Быстротой движений называют скорость сокращений мышц или группы мышц при одноразовом процессе движений (например, прыжок, метание, удар и т. д.). Наконец, быстрота реакции - это способность в кратчайший срок отреагировать на то или иное раздражение.

Развивать быстроту у детей помогают упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Теорией и практикой определены (проф. В. М. Зациорский, проф. Н. Г. Озолин) три методических условия, без соблюдения которых нельзя успешно развивать данное физическое качество. Первое: способ осуществления скоростных упражнений должен позволять выполнить их в максимальном темпе. Второе: выполняемое упражнение должно быть предварительно хорошо освоено (при достаточном автоматизме контроль сознания направлен не на координацию движения, а на его качество, в данном случае - скорость). Третье прекращение скоростных упражнений в момент появления первых признаков утомления.

В рассматриваемом нами возрасте у детей происходит интенсивное развитие способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой, ногой). Родителям надо использовать это. И еще: одно из верных средств развития быстрых движений - бег на дистанциях до 30 м, кратковременный и не вызывающий утомления.

Выносливость, т. е. способность организма противостоять утомлению,- физическое качество, присущее далеко не всем. Между тем возможности его развития и совершенствования заложены практически в каждом ребенке.

В физкультурно-спортивной практике утвердились понятия: общей выносливости (способности противостоять утомлению при нагрузках средней силы возбуждения; она имеет особенно большое значение, например, в спортивных играх или в беге на средние и длинные дистанции); скоростной выносливости (способности противостоять утомлению при нагрузках очень большой силы возбуждения, в том числе и в условиях кислородного дефицита; она также необходима в спортивных играх, в беге на средние дистанции (продолжительностью до 4 мин), в боксе, борьбе и т. п.); спринтерской выносливости (способности противостоять утомлению при нагрузках максимальной силы возбуждения и с высокой частотой движений; решающее значение она имеет в беге на спринтерские дистанции (продолжительностью от 10 до 30 с), но важна и на дистанциях продолжительностью 30-120 с).

Основное средство воспитания у детей выносливости - спокойный бег в сочетании с ходьбой при постепенном увеличении продолжительности занятий. Следует помнить, что, как правило, дети дошкольного и младшего школьного возраста (особенно типов Б и М) выносливостью не отличаются, особенно в циклических упражнениях (бег, ходьба). Добавим, что данное физическое качество успешно развивается с помощью эмоциональных двигательных действий - подвижных игр, различных эстафет и других аналогичных состязаний.

Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями и быстро же перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой. Будучи совокупностью многих физических качеств (мышечной силы, быстроты, гибкости), ловкость, особенно в детском возрасте,- один из важнейших показателей физического развития.

Проверьте, насколько точно ребенок может воспроизвести различные движения - это основополагающий показатель уровня ловкости.

Развитие ловкости обеспечивается рядом приемов. Прежде всего надо расширять и обновлять «арсенал» двигательных умений и навыков. Очень важно совершенствование пространственной ориентировки, развитию которой успешно служат прыжки вверх на заданную высоту и в длину на заданное же расстояние, подбрасывание и ловля мяча, бег «за лидером» с изменением направления и т. п. И, конечно же, комплексному совершенствованию и закреплению данного физического качества успешно служат спортивные и другие подвижные игры. Подчеркнем, что лучшее время для развития ловкости - это именно детский возраст.

Гибкость - это способность человека выполнять движения большой амплитуды. Она связана с подвижностью в суставах, эластичностью сухожилий, связок, мышц. Зависит гибкость и от особенностей телосложения.

Специалисты различают два вида гибкости - активную, проявляемую в движениях за счет собственных мышечных усилий (при наклонах, шпагатах и др.), и пассивную (она проявляется в тех же упражнениях, но под действием внешних сил - партнера, груза). Показатели пассивной гибкости всегда больше, чем активной; разница между ними называется дефицитом гибкости.

Развитию гибкости способствует выполнение упражнений с максимальной амплитудой; при этом растут показатели как активной, так и пассивной гибкости. Упражнениям, повышающим гибкость тела, всегда уделялось большое внимание и в общеразвивающей физкультуре, и в спорте. В последние годы оно еще больше возросло. В широком ходу сейчас во всем мире термин «стретчинг» («растяжка») - система упражнений на растягивание отдельных мышц или мышечных групп.

При любых физкультурных занятиях с ребенком необходимо предварительно «разогреть» его мышцы. Особенно это важно перед упражнениями на гибкость. Родители должны помнить, что это необходимая страховка от возможных травм. Повышению эластичности суставно-связочного аппарата и мышц способствует также массаж.

При комплексных занятиях физкультурой, направленных на развитие основных физических качеств, рекомендуем родителям придерживаться такой последовательности: после разминки - упражнения на развитие быстроты, затем силы и выносливости; гибкость и ловкость можно совершенствовать в паузах отдыха, постепенно (естественно, не в одном занятии) усложняя упражнения.


Еще по теме:




Гость, 14.01.2011 16:08:16
дети должны заниматься спортом.
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: