Физическое развитие детей совместными силами родителей


Физическое развитие детей совместными силами родителей Основные направления в работе общественности по развитию физической активности детей таковы: содействие в создании условий для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; организация широкой пропаганды физической культуры, массовых видов спорта, туризма; организация работы по повышению квалификации инструкторов-педагогов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы ЖЭКов; осуществление систематического контроля за состоянием физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ЖЭКах; внедрение новых форм и методов организации и проведения работы по месту жительства, обобщение и распространение положительного опыта работы.

Для реализации физического развития детей можно создать общественный совет, который скоординирует работу школ микрорайона, станет связующим звеном между административными и шефствующими организациями, коллективами физической культуры.

Как показал опыт, деятельность таких советов стала эффективной благодаря взаимодействию с органами власти, молодежными организациями, спорткомитетами и ДСО и другими организациями, которые направляют его деятельность и помогают ему в работе.

Немалая роль в этой работе отводится родительской общественности. Рассмотрим деятельность аналогичного совета на примере Комбината по благоустройству г. Сочи. В каждой из 8 действующих детских площадок комбината по месту жительства созданы советы площадок, куда входят тренеры-общественники, родители, старшеклассники-активисты. Такой актив комплектует и готовит спортивные команды по спортивным играм, участвует в организации и проведении соревнований, оборудовании спортивных площадок и т. п.
 
За каждой детской площадкой в качестве шефов закреплен один из цехов комбината. В комплексную спартакиаду комбината включаются и соревнования среди детских площадок. Шефы заинтересованы в лучшем выступлении команды своей подшефной площадки, поскольку результаты соревнований цеховых коллективов зависят и от успешного выступления детских команд площадок. Совместно с шефами - рабочими комбината проводятся массовые соревнования по лыжным гонкам.

Во время соревнований на лыжной базе комбината шефы встречают команды, помогают школьникам готовить к соревнованиям лыжный инвентарь, болеют за них во время состязаний, а после финиша устраивают совместное чаепитие. Всего к работе с детьми и подростками на детских площадках привлечено 67 тренеров-общественников и инструкторов по спорту.

В последние годы решена проблема конкретного педагогического руководства воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой по месту жительства. В штатное расписание ЖЭКов, домоуправлений введены должности педагогов - организаторов воспитательной работы. В связи с этим можно говорить о педагогическом уровне управления процессом физического воспитания по месту жительства, представленном педагогами-организаторами и учителями физической культуры школ, находящихся на территории микрорайона. Опыт работы педагогов-организаторов г. Сочи в целом показывает, что там, где педагог установил тесные контакты с учителями школ, работа с детьми и подростками по месту жительства проводится на более высоком уровне.

Педагоги-организаторы и учителя физической культуры совместно планируют внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу: соревнования, физкультурно-спортивные праздники, спартакиады, «Старты надежд». Все это дает возможность оптимально использовать материальную спортивную базу микрорайона, готовить общественный актив из числа спортсменов-школьников, родителей и шефов.

Деятельность на педагогическом уровне управления также не может быть успешной без тесной взаимосвязи с партийными и общественными организациями микрорайона. Она осуществляется под руководством и контролем органов административного и общественного уровня управлений.

Формы работы учителя физической культуры и педагога-организатора разнообразны. Эффективность их деятельности зависит от индивидуальных особенностей, методической и профессиональной подготовки каждого. Работая в контакте, школьный учитель физической культуры и педагог-организатор выполняют различные функции. Учитель в основном занимается учебной работой в школе, проводит занятия по подготовке общественного физкультурного актива. Педагог-организатор в значительно большей степени занимается организационной работой по физической культуре и спорту во внеучебное время. Совместная их деятельность прежде всего направлена на организацию внеучебной работы школьников по физической культуре и спорту по месту жительства.

Единая система планирования внеучебной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы обусловливает широкое участие детей и подростков микрорайонов в спортивных секциях школ и физкультурно-оздоровительных клубов, в спортивных соревнованиях и физкультурных праздниках.

Создание органов управления, большая предварительная работа администрации школ, ЖКО, общественных организаций, педагогов-организаторов, учителей физической культуры позволили значительно активизировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди детей и подростков. В детских клубах по месту жительства «Ровесник», «Гайдаровец» и «Олимпиец», на детских площадках «Гренада», «Мальчиш-Кибальчиш», «Радуга», «Соколята», «Фестивальная», «Орлята», «Красная гвоздика», «Витязь» работают секции футбола, волейбола, баскетбола, хоккея, лыжного и конькобежного спорта, шахмат и шашек, настольного тенниса и др.

В микрорайонах стали традиционными зимние и летние спортивные праздники «Веселые старты» с привлечением детей дошкольного возраста, «Папа, мама и я - спортивная семья», дни здоровья, военно-спортивные праздники «Вперед, мальчишки!» и др.

Теперь более подробно рассмотрим функции и содержание деятельности педагога - организатора воспитательной работы ЖЭКа или домоуправления.

Основная функция педагога - организаторская деятельность, которая красной нитью проходит через весь воспитательный процесс. Несомненно, прав был А. С. Макаренко, утверждая, что «истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора».

Организационная работа педагога условно делится на несколько этапов, которые находятся в определенной взаимосвязи. На первом этапе педагог-организатор должен подробно ознакомиться с жизнью микрорайона. Особое внимание следует обратить на состояние материально-спортивной базы микрорайона и школы, специфику месторасположения микрорайона. Выделяются три варианта организационных форм физкультурно-массовой работы по месту жительства: природный, городской и новостройка. Для природного варианта характерно использование естественных условий для занятий физической культурой. Это расположенные вблизи от микрорайонов или внутри них лесные массивы, парки культуры, зоны отдыха, водоемы, скверы. Городской вариант предполагает использование имеющихся спортивных сооружений в микрорайонах центральной части больших городов и старой застройки. Большие возможности предоставляются организаторам массовой физкультурно-оздоровительной работы в новых жилых массивах (вариант новостройки). Первоначальные сведения о социальном и возрастном составе населения можно получить из беседы с администрацией ЖЭКа, школы, учителями.

В течение определенного времени педагогу-организатору необходимо побывать в местах массовых игр ребят, побеседовать с ними в естественной обстановке, выявить их интересы и отношение к физической культуре и спорту, начать подготовку общественного физкультурного актива. В результате подробного ознакомления с жизнью микрорайона педагогом составляются краткая характеристика и схема микрорайона, где указывается наличие спортплощадок, мест массовых игр детей и подростков, культурно-бытовых учреждений. Ознакомившись с состоянием материальной базы, необходимо отметить, что надо сделать для ее улучшения. Большую помощь в строительстве плоскостных спортивных сооружений, их оборудовании и благоустройстве могут оказать сами подростки, их родители, общественность и шефы.

Второй этап - контактирующие знакомства, беседы с директорами школ, организаторами внеклассной и внешкольной воспитательной работы, учителями физической культуры, общественными организаторами. Устанавливаются контакты с шефствующими предприятиями и учреждениями, партийными и комсомольскими органами, детскими комнатами милиции. Первостепенной задачей в этот период является подготовка актива и создание общественного совета по физической культуре микрорайона. В состав общественного совета должны входить педагог-организатор, учитель физической культуры, представители родительской общественности, активисты физической культуры, ветераны спорта.

На заседаниях совета, которые необходимо проводить ежемесячно, рассматриваются и решаются разнообразные вопросы: планирование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; подготовка, организация и проведение соревнований, спортивных праздников; осуществление контроля за состоянием и использованием материальной базы и др. В своей работе педагог-организатор должен опираться на советы коллективов физической культуры общеобразовательных школ, общественные организации ЖЭКа или домоуправления (советы микрорайонов, депутатские группы), районный комитет по физической культуре и спорту и другие организации.

Таким образом, только при согласованной работе всех уровней управления, широком вовлечении общественности в сферу деятельности педагога-организатора и учителя физической культуры будут успешно решаться задачи физического воспитания детей школьного возраста по месту жительства.

Третий этап - создание физкультурного коллектива детей по месту жительства.

Сергей Бажуков


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: