Детский аутизм, симптомы

В 1-ю группу вошли 57 больных, наблюдавшихся клинико-динамически в течение 1-8 лет. 2-ю группу составили 36 больных, наблюдавшихся нами в течение ограниченного времени на разных этапах клинико-катамнестического изучения, проводимого кафедрой психиатрии Ленинградского педиатрического медицинского института.
Симптомы аутизма
Описывая поведение детей, большинство родителей указывают на «странность», «необычность», «чудаковатость», «отличие от всех», определяющиеся прежде всего нарушенным общением.
У большинства больных отмечено снижение потребности в общении, описываемое выражениями «обращается к людям, как к вещам ...; ходит мимо, смотрит сквозь людей ...; кажется слепым, глухим». Ряд сведений, полученных от родителей, имеет ограниченную ценность из-за влияния на оценку ими детей многих и трудно учитываемых привходящих факторов. Так, родители указали на «непереносимость взгляда в глаза» в 51,3%, тогда как при непосредственном наблюдении удалось отметить нарушения зрительного контакта в 94,6 %. Среди возможных причин таких расхождений имеют значение недостаточность у большинства родителей опыта общения с детьми и в части случаев (32,4%) симбиотические формы контакта матери и ребенка.
Отсутствие контакта с матерью отмечено у 24,3 % больных. Отношения со взрослыми характеризуются как отгороженность (27 %), зависимость и подчиняемость (16,2 %), настороженность, подозрительность и отказ от сотрудничества (18,9 %), предпочтение контактов со взрослыми (48,9 %)!. С учетом особенностей онтогенеза общения и отношения к взрослым в норме можно отметить преувеличение роли взрослых в жизни аутичных детей.
Нарушения отношений со сверстниками зарегистрированы у всех больных. Среди них: безразличие к сверстникам и игнорирование их (43,5 %), отвергание (8,1 %), неумение построить отношения (32,4 %) и защитить себя (35,1 %), застенчивость (13,5 %). Часто эти проявления сочетаются. Аутичный ребенок может не интересоваться другими детьми и реагировать протестом или уходом на обращения к нему сверстников, но вдруг подойти к другому ребенку и молча вынуть у него из рук игрушку. Возникающее при этом впечатление агрессивности ошибочно - аутичный ребенок видит понравившуюся ему игрушку, а не ее обладателя, который выступает в роли неодушевленной помехи. Дать же отпор в ответ на чужую агрессию аутичный ребенок не может. В более старшем возрасте возникает устойчивая озабоченность проблемами общения, могут вырабатываться стойкие привязанности к узкому кругу лиц. Здесь и далее: широкий качественный диапазон проявления нарушений обусловлен индивидуальными особенностями состояния и различиями в возрасте и клинической динамике на разных этапах развития.
Андрей П. В возрасте 6 лет мы могли наблюдать его в условиях детского коллектива - в связи с заиканием он был устроен в летний санаторный лагерь для заикающихся детей и помещен в отряд логопеда, с которым до этого занимался в течение года. Мальчики 9-11 лет заинтересовались им, отмечая его «академический ум» и всячески опекая его. С ними он был несколько более общителен, чем со сверстниками, воспринимая их отношение как должное, но наблюдая за всем со стороны и не включаясь в общие игры. Резко выделялся своей отстраненностью, позицией стороннего наблюдателя и логикой «маленького старичка». Постоянно стремился быть рядом с хорошо ему знакомым врачом и логопедом, пытался обсуждать с ними «почему Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот» либо поведение детей: «Вот мальчики сегодня.., видишь ли, то, что они делают, глупо». Его недетскость даже в сравнении со старшими детьми, негибкость поведения, отчужденность привели к тому, что через 3 недели он стал раздражать даже самых привязавшихся к нему ребят. Усилилось заикание, стал плаксив, все больше искал общества взрослых. Состояние нормализовалось через несколько недель после отъезда из лагеря. Еще через 2 месяца его поместили в детский сад - лишь через полгода начал пассивно участвовать в коллективных играх. В школе (по катамнестическим данным в возрасте 10 лет) сохраняется тот же рисунок поведения, хотя в несколько сглаженном виде.
При благоприятной динамике клинически и психологически можно проследить своеобразную контрастность черт личности, связанную в значительной своей части с особенностями общения.
Миша Л., 12 лет. Наиболее выраженной чертой характера является «индивидуализм», свидетельствующий о стремлении к одиночной деятельности, погруженности в себя, настороженности по отношению к группе, удовлетворенности собой. Наряду с этим выявляется склонность к самобичеванию, беспокойство, чувство виновности, сенситивность (при их оценке следует учесть отмеченную настороженность по отношению к группе и черты индивидуализма в целом). Характеризуется как серьезный, рассудительный, совестливый, заботящийся о соблюдении интернализованных моральных норм и принципов, добросовестный, аккуратный, внутренне дисциплинированный, что нередко сочетается с элементами безрассудной рискованности, которая, однако, не демонстрируется явно.
Алеша Е., 14 лет. Наиболее выраженной чертой характера является постоянное беспокойство со склонностью к самообвинению, раскаянию и постоянному фрустрационному напряжению. Робок, застенчив и нерешителен. Групповую деятельность, как правило, склонен игнорировать, предпочитая действовать индивидуально. Погружен в себя, насторожен, пытается уклониться от ответственности. В деле самостоятелен, предпочитает собственные решения. Слаба сила «Я», трудно приспосабливается к смене стереотипов, легко теряется и приходит в смятение, замкнут.
Пытаясь определить время возникновения нарушений общения, мы обратились к ретроспективным данным о поведении на 1-м году жизни. Нарушения общения свойственны подавляющему большинству аутичных детей уже в этом возрасте. В последующем они проявляются снижением потребности в ласке и проявлений ласки. Попытки оценивать общение на 1-м году жизни по ретроспективным данным о времени первого узнавания матери, улыбки в ответ на ее появление или голос, началу визуального поиска матери и т. д. в целом не вызывают доверия, во-первых, потому, что многие матери склонны идеализировать поведение ребенка, приписывая ему отсутствующие содержание и мотивы. Мы неоднократно сталкивались с этим, наблюдая совместную деятельность матери и аутичного ребенка: по существу, действуя вместо ребенка, а не вместе с ним, матери оценивали результат как меру успешности ребенка. И действительно, лишь немногие матери сообщают об отсутствии в возрасте до года коммуникативных реакций и могут убедительно подтвердить такое мнение. В сообщениях же большинства благоприятные сведения о коммуникативности в этом возрасте не совпадают с полученными от них же, но косвенно, сведениями о последующих особенностях. Во-вторых, большинство родителей не обладают необходимым опытом общения с детьми и не могут сопоставить имеющиеся знания о том, как должно быть, с тем, что есть: 94,6 % детей 1-й группы были перворожденными и 64,8 % - единственными. Родители аутичных детей, родившихся при наличии в семье здорового ребенка, оценивают особенности поведения много адекватнее. Часто именно сравнение с поведением сибса приводит родителей к заключению о неблагополучии ребенка.
Дети 2-й группы дошкольные детские учреждения не посещали из-за явного отставания в развитии. В 1-й группе половина детей посещали эти учреждения. Нескольких из них родители вынуждены были забрать домой уже через несколько дней из-за бурных протестов. Остальные обращали на себя внимание трудной адаптацией, отказом от общения или своеобразием его. Дети, воспитывавшиеся дома, интенсивно побуждались взрослыми к общению. Но результаты зависели в основном не от усилий взрослых, а от особенностей состояния детей.
Сергей Л., 5 лет. Долго боялся чужих людей. Замкнут. Ласков только с мягкими игрушками и котом. К людям обращается, как к вещам, смотрит сквозь людей. В лицо собеседнику не смотрит. Помещенный в детский сад, производил впечатление глухого. На фоне 9-месячного лечения несколько расширил общение, эпизодически и поверхностно-формально вовлекается в групповую деятельность.
Многие дети, начиная с возраста 1,5-2 лет, предпочитают общение со взрослыми. При замедленном развитии в общении со взрослыми они находят большую помощь и защиту, при парциально ускоренном - только среди взрослых, которым импонирует «взрослость, развитость» ребенка, они находят терпеливых и состоятельных собеседников. Но и общаясь со взрослыми, дети прежде всего видят в них лишь отдельные интересующие их свойства и функции, а не личность. Ребенка с выраженным аутизмом интересует яркая брошь или часы, но не их обладатель. Одна из матерей сказала об этом: «Как будто не часы пристегнуты к человеку, а человек к часам». В более легких случаях и при благоприятной динамике это свойство принимает более мягкий характер, когда общение возможно и осуществляется, но определяющим остается отношение к людям как объектам, а не субъектам со своей внутренней жизнью.
Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
Еще по теме:
![]() |