Процесс перестройки более сложных психофизиологических функций может занять более длительное время. Еще позднее ресинхронизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, восстанавливается физическая работоспособность. Наиболее «инертными» считаются показатели терморегуляции, внутриклеточные процессы, основной, гормональный и солевой обмен.
При значительных фазовых сдвигах не все наблюдаемые ритмы дрейфуют в одном направлении; некоторые из них на опережающий сдвиг отвечают задержкой, и наоборот. Такая раздельная ресинхронизация чаще обнаруживается после перелета на восток - это одно из проявлений эффекта асимметрии.
Сведения о времени, необходимом для перестройки колебаний конкретных психических, физиологических и биохимических показателей, весьма противоречивы. Разница значительна даже тогда, когда исследователи пользуются едиными методиками. Так, в ряде работ, выполненных с участием К. Е. Клейна и Г. М. Вегмана, расчетное время ресинхронизации ритма выделения 17-гидрооксикортикостероидов после перелета на запад через 6 часовых поясов составило 3-10 суток, после аналогичного перелета на восток - 3-13 суток. Ритм температуры тела после перелета на запад восстанавливается за 3-12, после перелета на восток - за 3-15 дней, а ритм психомоторной реакции, соответственно, за 3-10 и 3-12 дней.
В большинстве случаев кривая сдвига фазы суточного ритма может быть аппроксимирована показательной функцией. При значительных сдвигах задатчика времени график изменения фазы некоторых наиболее «инертных» функций имеет не экспоненциальную, а сигмаобразную форму (снижение скорости наблюдается еще и в начале ресинхронизации). Видимо, на некоторое время ритм дезориентируется и направленного изменения фазы не происходит. Наблюдается «отсрочка ресинхронизации». Такие кривые удобнее аппроксимировать функцией Вейбалла, которая включает в себя экспоненциальную функцию как частный случай.
Расчетные темпы ресинхронизации во многом зависят от выбора фазовой характеристики. Максимум и минимум суточной кривой возвращаются к норме с разной скоростью. Существует различие в скорости настройки на новое время фазы утреннего подъема температуры тела и фазы ее вечернего снижения (последняя сдвигается медленнее).
Часто на протяжении 24 ч обнаруживается не один, а несколько максимумов. Нередко наблюдается как бы наложение старого и нового ритмов. Отдельный биологический процесс может иметь раздельную ресинхронизацию, при этом одна циркадианная составляющая подстраивается под новую фазу задатчика времени путем опережения, а другая - путем задержки.
В ходе перестройки изменяются не только фазовые (и, следовательно, частотные) характеристики суточных ритмов. Уже после 3-часового сдвига поясного времени обнаруживается уменьшение размаха 24-часовых колебаний физиологических показателей. Снижение амплитуды более выражено после перелета на восток (кстати, именно при перелетах на Восток чаще происходят случаются обострения язвы желудка, ревматизма и псориаза). Минимальные амплитуды наблюдаются в то время, когда скорость фазового сдвига наиболее высока.
Все эти данные позволяют заключить, что практически любой суточный ритм, регистрируемый на уровне целого организма, включает в себя несколько более элементарных колебаний. Фазовый сдвиг синхронизаторов нарушает согласованную динамику этих колебаний, и их фазы могут сдвигаться независимо друг от друга.
После трансмеридианного перелета нередко изменяются среднесуточные величины физиологических и биохимических показателей. Это объясняется как перестройкой биоритмов, так и климатическими особенностями регионов, необходимостью напряжения функциональных систем в ходе адаптации к ним.
Нередко фазовая перестройка циркадианного ритма заканчивается быстрее, чем восстанавливается его средний уровень. У спортсменов после перелета через 7 часовых поясов максимумы и минимумы дневной динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) возвращаются к исходным значениям уже на 4-5-е сутки, а среднесуточная частота пульса начинает соответствовать таковой в постоянном месте жительства лишь на 21-22-е сутки. При этом до 28-го дня сохраняются повышенный размах дневных колебаний показателя и деформированная форма кривой. В течение месяца после географического перемещения наблюдается количественное изменение функциональной асимметрии. Нарушение отношений доминирования между правым и левым полушариями головного мозга следует рассматривать как типичное проявление хронофизиологической адаптации. Иногда изменение среднесуточных значений носит колебательный характер. После перелета из Европейской части на о. Сахалин отмечались значительное снижение работоспособности в первые 3 дня, некоторое ее улучшение на 4-5-й день, затем вторичное ухудшение и стабилизация на 8-10-й день. Возможно, адаптивная динамика зависит от фаз низкочастотных колебаний показателя, а также от изменения погодной и геомагнитной обстановки в новом регионе.
Перемещение в иной часовой пояс изменяет характеристики не только средне- и низкочастотных колебаний. Оно, например, влияет на длительность индивидуальной минуты и точность воспроизведения коротких отрезков времени, т. е. на высокочастотные характеристики психофизиологических процессов. По мнению Н. И. Моисеевой и В. М. Сысуева, трансмеридианный перелет относится к воздействиям, вызывающим изменение всех временных масштабов, в которых существует человеческий организм.
Сравнительно небольшие перемещения в широтном направлении сопровождаются рассогласованием временной координации ритмов сердцебиения и дыхательных движений. Во время перестройки суточных колебаний регистрируются более значительные отклонения отношения ЧСС/ЧД (ЧД - частота дыхания) от целого числа, т. е. ослабляется тенденция к кратно периодической синхронизации этих ритмов.
Таким образом, все параметры физиологических колебаний, их величина, форма, фазы, периоды и амплитуды отдельных ритмических составляющих не остаются постоянными после перелета в широтном направлении. Внешняя десинхронизация приводит к перестройке временной структуры организма, в процессе которой может возникнуть внутренняя десинхронизация. Последняя не является устойчивой. Обычно в течение 1-2 недель выраженность десинхроноза уменьшается и примерно через месяц он исчезает. Многие авторы отмечают этапность этого процесса. Обычно выделяют 3 фазы, описания которых, несмотря на различие названий, во многом совпадают. Первая фаза характеризуется преимущественно внешним десинхронозом, вторая - острым внутренним десинхронозом, а на третьей, самой продолжительной, фазе внешняя и внутренняя десинхронизация окончательно купируются.
Хотя десинхронизация циркадианных колебаний физиологических функций после трансмеридианного перелета неизбежна, степень ее отрицательного воздействия на организм человека зависит от индивидуальных особенностей биоритмов и может быть уменьшена правильным подбором режима жизнедеятельности в прежней и новой временной зоне. Конкретные рекомендации по преодолению десинхронизирующих эффектов дальних перемещений приведены во многих публикациях.
Начало - Долготные десинхронизирующие эффекты