Особенности адаптации к условиям плавания, часть 2

К значительным изменениям функционального состояния моряков может приводить укачивание. Симптомокомплекс укачивания у различных людей характеризуется сочетанием самых разнообразных признаков. Различают сенсорные нарушения, проявляющиеся головокружением, возбуждением или апатией, понижением внимания, замедлением мышления, ухудшением сна, и вестибуло-вегетативные реакции, к которым относятся нарушения равновесия, мышечная слабость, побледнение кожи и слизистых оболочек, потеря аппетита, тошнота и рвота, повышенная потливость, урежение пульса и повышение артериального давления. Наряду с этим значительно снижается качество профессиональной деятельности, что выражается в ухудшении эффективности выполнения производственных операций.

Следовые реакции (вялость, сонливость, головная боль, тошнота, рвота) у лиц с I-II степенью укачивания продолжаются в течение 10-12 ч после прекращения качки. При III степени укачивания неприятные ощущения длятся в течение 2 и более суток. Нормализация или практически полное восстановление показателей функций организма у лиц, подверженных укачиванию, наступает на 8-12 ч позднее, чем улучшение общего самочувствия.

Степень укачивания людей неодинакова. Она зависит от возбудимости вестибулярного анализатора и функционального состояния коры головного мозга. В проведенных нами исследованиях установлено, что через 1.5-3 ч от начала качки 12-16% моряков укачиваются с появлением вегетативных реакций I-II степени, а у 4-6% отмечаются вегетативные реакции III степени. Больше подвержены укачиванию те моряки, которые работают в закрытых, плохо вентилируемых помещениях, меньше - несущие вахту на свежем воздухе. Выполнение работы, требующей сосредоточенного внимания, также ослабляет симптомы укачивания.

Во время длительных плаваний, как правило, наблюдается в некоторой степени привыкание к качке, выраженность симптомов укачивания ослабевает, а работоспособность возрастает. Данные динамического наблюдения свидетельствуют о том, что у лиц с I -II степенью вестибулярной устойчивости относительная адаптация к воздействию морской качки наступает после трех-четырехкратного пребывания в штормовых условиях, перерыв между которыми составляет не более недели. При перерыве в плавании более 2 месяца вестибулярная устойчивость снижается и моряки вновь подвержены укачиванию в прежней степени. Из этого следует, что для профилактики морской болезни можно использовать средства тренировки вестибулярного аппарата. Наиболее простыми и доступными в этом плане являются различные физические упражнения и занятия спортом. Среди физических упражнений, помимо обычных, должны быть упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата (быстрые повороты головы и корпуса тела, вращение на перекладине, брусьях и т. п.). Одной из мер предупреждения укачивания моряков, имеющих длительные перерывы между плаваниями, может быть специальная тренировка, которая должна проводиться 1 раз в 2-3 недели на небольших катерах при волнении моря в 2-3 балла. Опыт показывает, что моряки, хорошо подготовленные физически и прошедшие специальную тренировку, легче переносят качку и меньше подвержены укачиванию.

Одним из патогенетических звеньев неблагоприятных изменений функций организма моряков может явиться недостаточная витаминная обеспеченность, обусловленная повышенным расходованием витаминов и выведением их из организма в специфических условиях деятельности судовых специалистов. Поэтому профилактика витаминной недостаточности у моряков во время рейсов занимает важное место среди физиологических мероприятий обеспечения длительных плаваний. Для этой цели необходимо, во-первых, осуществлять систематический контроль за состоянием витаминной обеспеченности организма, во-вторых, своевременно проводить дополнительную витаминизацию.

Опыт медицинского обеспечения длительных плаваний показывает, что повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям и поддержание работоспособности на необходимом уровне достигается применением в первую очередь аскорбиновой кислоты и витаминов группы В. Витамин С усиливает, в частности, окислительно-восстановительные процессы в клетках, повышает специфическую и неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам, оказывает положительное действие на обмен других витаминов, снижает потребность организма в тиамине, рибофлавине, ретиноле, токоферолах. Кроме того, применение его может предупреждать или устранять симптомы дефицита биотина и витамина К. Именно поэтому рекомендуется увеличить дозу витамина С в рационе питания моряков до 200 мг в сутки. Достаточный и сбалансированный витаминный обмен является важным фактором сохранения здоровья и высокой работоспособности моряков в плавании.

Важное физиологическое значение при навигациях в северных морях приобретает недостаточность ультрафиолетовой (УФ) радиации, лишение которой без существенных отклонений функций человек может переносить около 2 месяцев. Поэтому наряду с другими физиологическими мероприятиями медицинского обеспечения большую роль в длительном плавании играет профилактическое УФ-облучение. Ультрафиолетовые лучи в субэритемных дозах оказывают стимулирующее влияние на защитные функции, обладают десенсибилизирующим действием, оказывают благоприятное влияние на течение трофических процессов, активизируют ряд ферментативных систем крови. Под влиянием УФ-облучения повышается тонус нервной и мышечной систем, улучшается деятельность анализаторов и уменьшается риск возникновения кожных и простудных заболеваний.

Существенными изменениями ряда физиологических систем сопровождается сенсорная депривация - ограничение потока падающих на организм привычных раздражителей природной и социальной среды. Известно, что постоянный и достаточный афферентный приток - это своеобразные и совершенно необходимые опорные точки для поддержания нормальной психики человека, для правильной оценки самого себя и своих возможностей. Поэтому сенсорная депривация, снижая уровень бодрствования, вызывая тягостные эмоциональные состояния и определенные функциональные нарушения, не может одновременно не отразиться и на самосознании личности. Специфическими состояниями при этом является скука, понижение уровня мотивации, угнетенное настроение и повышенная тревожность, которые в дальнейшем могут приводить к возникновению различных нервно-психических расстройств у судовых специалистов. Важность этого обстоятельства применительно к деятельности моряков в рейсах, особенно в отношении командного состава, не нуждается в аргументации. Следует подчеркнуть, что к особенно заметному ухудшению высшей нервной деятельности ведет сочетание сенсорной депривации с перцептивной.

При перцептивной депривации раздражители не устраняются, а становятся однообразными. Монотонность падающих на организм раздражителей вызывает состояние пониженной психической активности, которое выражается в повышенном чувстве усталости и сонливости, в уменьшении способности быстро реагировать и переключаться, в понижении производительности труда. Хотя общая тенденция в развитии современного флота и заключается в освобождении моряков от простого, однообразного и неквалифицированного труда, тем не менее условия длительных плаваний, а также автоматизация судов и преимущественно операторский характер деятельности плавсостава неизбежно приводят к монотонности в работе специалистов и в связи с этим к ряду отрицательных психологических, физиологических и производственных последствий.

Так как в одинаковых условиях труда не все моряки подвержены влиянию монотонности в равной степени, то это следует учитывать при профотборе. Известно, что к более сильным переживаниям при выполнении монотонной работы склонны люди беспокойные и неудовлетворенные в повседневной жизни. Напротив, слабо чувствительны к монотонности те люди, которые отличаются спокойствием в быту и личной жизни. Учет этих особенностей при профессиональном отборе лиц, поступающих на флот, не вызывает сомнения. Что же касается проблемы профессионального отбора судовых специалистов в целом, то уже возникла настоятельная необходимость разработать и включить в практику оценочные критерии психических качеств и физиологических свойств; одним из основных критериев должно стать определение реактивности и резистентности организма. Разработка этой проблемы несомненно будет способствовать обеспечению высокой работоспособности и сохранению здоровья моряков в период длительных плаваний.

Нередко профессиональная деятельность моряков сопровождается высоким психоэмоциональным напряжением, которое проявляется как гиперактивность или заторможенность, вызывает общую дезорганизацию поведения, неадекватные реакции на внешние раздражители и ведет к снижению работоспособности. Самым общим проявлением этого является нарушение структуры сложной профессиональной деятельности. Возникновение психоэмоционального напряжения может быть вызвано влиянием различных факторов, характерных для длительных плаваний, и возникать при следующих условиях: 1) выполнении сложного задания, связанного с высокой ответственностью; 2) появлении сильных неожиданных раздражителей; 3) длительном и выраженном влиянии неблагоприятных факторов обитаемости и гидрометеорологических условий плавания; 4) работе в условиях дефицита времени и дефицита информации; 5) освоении новых видов деятельности и избыточности информации. Некоторые авторы выделяют из этой группы факторов собственно эмоциогенные, включающие острый и хронический эмоциональные стрессы,и физиологические (физиогенные) воздействия.

К последней группе факторов В. С. Лобзин и соавторы относят гипокинезию, десинхроноз, факторы частичной сенсорной изоляции и перцептивной депривации, т. е. такие, которые характеризуют особенности деятельности судовых специалистов в плавании.

Большое значение в возникновении психоэмоционального напряжения и невротических реакций у моряков в условиях высоких широт имеет длительное воздействие на организм комплекса неблагоприятных метео- и гелиогеофизических факторов. Многочисленные данные свидетельствуют об изменении в этих условиях психического статуса человека и о повышении эмоциональной напряженности при увеличении степени невротизации личности. По данным Е. Д. Соколовой, удельный вес лиц с очерченными невротическими и психопатическими состояниями у пришлого населения приполярных районов примерно в 1.5 раза больше, чем у коренных жителей Крайнего Северо-Востока. Лица с высоким уровнем тревожности характеризуются снижением фрустрационной толерантности, повышенной чувствительностью к эмоциогенным стрессорам, а также сниженным уровнем самооценки, что ведет к неадекватным эмоциональным реакциям на субэкстремальные и экстремальные раздражители окружающей среды. Особенно значительное напряжение психических функций требуется при плавании в арктических широтах (во льдах) в связи с постоянно существующей опасностью возникновения аварийных ситуаций. По мнению Е. П. Сергеева и соавторов, плавание в таких условиях должно рассматриваться как стресс-ситуация, а работа экипажа в целом - как напряженный труд, постоянно протекающий в стрессовых условиях.

Увеличение психоэмоционального напряжения является, по-видимому, одной из причин возросшей аварийности судов. Одним из существенных моментов, отражающихся на степени психоэмоционального напряжения, является проблема психосексуального здоровья моряков. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в 75% случаев уход моряков на береговую работу вызван длительным отрывом от семьи и половой дезадаптацией.

Важное значение в повышении психоэмоционального напряжения и возникновении нервно-психических расстройств у моряков имеет психологическая атмосфера в коллективе и уровень совместимости членов коллектива. Значительное увеличение продолжительности плавания может оказаться существенной причиной развития социального отчуждения и возникновения психологической несовместимости.

Если до плавания в экипаже судна иногда отмечается 2-3 парных случая несовместимости, то в длительном рейсе их число возрастает в 4-5 раз, а количество лиц, вовлекаемых в конфликт, нередко увеличивается до 3-4 человек и более. Интересным является и следующий факт: если до выхода в море нейтральное отношение личности к коллективу, как правило, не наблюдается, то в плавании лица с таким отношением составляют около 10-15% от состава экипажа. Аналогичная закономерность имеет место и в установке личности относительно трудовой деятельности. Причинами психологической несовместимости среди моряков в большинстве случаев являются отрицательные черты характера (эгоизм, заносчивость, грубость) или такие особенности поведения, как пассивность, необоснованная придирчивость при исполнении служебных обязанностей, а также различие взглядов на некоторые аспекты труда, быта, отдыха и др.