Обучение рациональному питанию, при котором формируется контроль за качеством и количеством употребляемой пищи, а также за процессом ее употребления, способствует формированию уважительного отношения к себе. Привычка разумно относиться к питанию, то есть привычка поступать не во вред себе и окружающим, порождает разумное отношение и к другим действиям.
Познакомьтесь, читатель, со следующими особенностями и взаимосвязями привычных действий.
Замечено, что:
1. Все привычные действия первоначально ведут к удовольствию. Со временем каждая привычка усиливается. Возможно их доминирование, то есть преобладание одной или нескольких привычек над другими в спектре жизненных удовольствий.
2. Как правило, в формировании положительных привычек активно участвует кора головного мозга.
3. Отрицательные привычки, как правило, формируются без активного, участия коры головного мозга. Они развиваются в результате неосознаваемого влияния социальной среды и на основе заблуждений.
4. Со временем положительные привычки становятся в радость, а отрицательные - в тягость. Чем ценнее привычка, тем большее удовольствие она приносит. Чем пагубнее привычка, тем сильнее удовольствие от неё сопряжено с негативными последствиями и общим отрицательным результатом.
5. Отрицательные привычки формируются намного быстрее, чем положительные, ибо в формировании первых не требуется много труда, в частности нейропсихического напряжения.
6. Любая привычка создает фон для формирования аналогичных привычек. Чем больше, к примеру, отрицательных привычек, тем выше вероятность того, что они «притянут» к себе аналогичные привычки и наоборот.
7. Чем ценнее привычка, тем меньше вероятность сочетания ее с отрицательными привычками и наоборот.
8. Благодаря самоанализу, самовоспитанию люди оценивают значимость привычек. От положительных привычек люди сознательно не отказываются. Чтобы отказаться от отрицательных привычек, необходимо проанализировать их возникновение, развитие, настоящее состояние и оценить их последствия.
9. Привычки формируются в результате наследственной предрасположенности, осознаваемого и неосознаваемого влияния природной и социальной среды и самовоспитания.
10. При стрессах человек стремится к доминирующим в его образе жизни привычным действиям как средству успокоения.
Основываясь на особенностях и взаимосвязях привычек, можно сделать следующие выводы:
1. Со временем переедание начинает доминировать в спектре жизненных удовольствий.
2. Со временем переедание становится в тягость. Чем сильнее выражена привычка переедать, тем быстрее развиваются известные негативные последствия.
3. Привычка переедать формируется намного быстрее, нежели разумное отношение к пище. Для разумного отношения к пище необходимы знания и соответствующее воспитание.
4. Переедание - основа для формирования других пагубных привычек: курения, пьянства, сквернословия, грубости и т. д.
5. Избавиться от переедания можно, анализируя процесс формирования этой привычки, оценивая ее результаты в настоящем и будущем. Именно этим путем предлагает вам идти данное пособие.
6. Если вы отказались от привычки переедать, стали разумно относиться к питанию - вы, тем самым, создаете условия для формирования других положительных привычек.
7. При волнениях люди, привыкшие переедать, в порядке успокоения невольно стремятся к привычному действию - потреблению пищи в большом количестве.