Из чего складывается логоневроз, что объединяет все его составные части?
Логоневроз складывается из общеневротических нарушений и невротических расстройств речи. К общеневротическим нарушениям относится упомянутая выше триада: невротические нарушения сна, настроения и аппетита. Сон у таких пациентов поверхностный, тревожный, с обильными сновидениями, в которых отражается картина психической травмы, вызвавшей невроз (непсихогенных неврозов не бывает, невроз всегда есть результат психической травматизации). Сон не приносит отдыха, нередко во время сна появляется недержание мочи и кала. Настроение больных неврозом всегда понижено, аппетит тоже. Понижение настроения проявляется также в плаксивости, капризности. На фоне этих нарушений появляется страх речи (логофобия), когда ребенок боится говорить. Иногда страх речи бывает столь силен, что ребенок на время умолкает (это именуется логофобическим мутизмом): в одной ситуации (не вызывающей страх) он говорит хорошо, а в другой умолкает, либо произносит слова едва слышным шепотом. Такой мутизм носит, как правило, избирательный характер. Обычно дома эти дети говорят хорошо, лишь за пределами дома они умолкают. Нередко страх речи приводит к тому, что у них появляется заикание. Оно тоже непостоянно; то ребенок говорит без всяких дефектов, то начинает сильно заикаться. Поначалу речь таких детей плохая, потом, когда они привыкают к новой обстановке, новым людям, они говорят уже без страха, т. е. без заикания.
Привели на прием семилетнего мальчика. Он сильно заикался - и все из-за страха речи. Потом успокоился и рассказал о своей беде.
- Ну как не любить мою маму! Она такая добрая, мягкая, ласковая, всегда защитит, поможет, все ее любят, уважают, она самая хорошая из всех мам. Я не представляю, как можно ее не любить. Нет, наверное, на земле никого, кто бы ее не любил. А я ее люблю больше всех. Папы у нас нет: он уехал в командировку, и я его никогда не видел. Мама о нем редко вспоминала. Однажды она сообщила, что папа приехал. Я обрадовался, стал ждать его, а он все не шел и не шел. Наконец пришел. Какой-то хмурый, злой, ни разу не улыбнулся, от меня держался подальше. Я к нему: "Папа, папа, как я рад, что ты вернулся!" А он как рявкнет: "Какой я тебе папа! У тебя свой есть". Смотрю на маму, она вся покраснела и укоризненно смотрит на дяденьку. Я ему опять: "Ты меня забыл, ты долго был в командировке". А он мне ни слова.
Посидели, помолчали. Папа выпил бутылку водки и говорит маме: "Чтобы твоего щенка я не слышал. Пикнет - вмиг по морде дам". Я перепугался. И маму стало жалко. И себя. Значит, это не папа. А мама меня успокаивает, просит, чтобы я тише вел себя, не бегал, не кричал. Вот и стал я бояться говорить. А потом и заикаться. Когда дяденька уходит из дома, я не боюсь, говорю нормально. Приходит - опять заикаюсь. Ну ничего, скоро я вырасту, стану сильным, не буду его бояться, маму защищу, выгоню дяденьку из дома, а то папа вернется и его застанет.
Помимо невротического заикания, вызванного страхом речи, мы выделяем еще одну форму невротического заикания - истерическое заикание. Оно вызывается сильной психической травмой (логофобическое же заикание обусловлено преимущественно хронической психической травматизацией, частыми травмами, каждая из которых не является шоковой), в результате которой у ребенка вначале отнимается речь (реакция мнимой смерти), а потом, когда она возобновляется, то проходит с заиканием. Нередко сочетаются логофобические и истерические компоненты.
У всех больных с логоневрозом речь ухудшается, если обращать внимание пациентов на их речевой дефект, напоминать о тех психических травмах и вообще неприятных воспоминаниях, которые вызывают либо усиливают заикание. Тут важно переключить внимание больного на нейтральные или радостные эмоции, не напоминать ему о заикании, дать ему выспаться, успокоить и обласкать ребенка. Хорошо помогают психотропные препараты успокаивающего характера. Вылечить ребенка от логоневроза, не используя психотерапию, невозможно.
Одним из важных компонентов психотерапии является игровая психотерапия. Проводится она обычно специалистами - врачами, педагогами, психологами, но ее могут освоить и родители. Тут нужно лишь терпение, желание и способность к импровизации. Шаблонов в игровой психотерапии не существует, каждый играет по-своему. Цель игровой психотерапии - отвлечь ребенка от неприятных переживаний, вызывающих и усиливающих его заикание, научить его самого подавлять эти переживания, сделать мальчика (или девочку) более смелым, уверенным, решительным, менее пугливым и впечатлительным. Важно соблюдать меру в таком воздействии - ведь ребенок есть ребенок, и он должен быть в меру пугливым и впечатлительным. Всякая терапия (в том числе и психотерапия) лишь ликвидирует крайности.
Обычно непродолжительное лечение избавляет пациента от логоневроза, однако нужно помнить о возможности возобновления болезни.
Многие ученые (особенно прежде, да и сейчас иногда тоже) называли логоневрозом все виды заикания. Это существенная ошибка, имеющая большие практические последствия: ведь лечение логоневрозов и нелогоневрозов различно, а если мы будем подходить к заиканию как к однородному расстройству, то и всех пациентов станем лечить одинаково. Кому-то поможем, а кому-то принесем вред.
В 1986 году ко мне привели на консультацию 12-летнего мальчика. Он боялся ходить в школу, по утрам отнимались ноги, плакал, скакало артериальное давление, отмечались обморочные состояния. Мальчик ушел в свои переживания, у него можно было диагностировать патологическое формирование личности.
А началось все после обыска. Когда он был один, пришла милиция, начала обыскивать квартиру, нашла много ценных вещей, они были конфискованы. После обыска мальчик боялся ходить в школу, стыдился случившегося. Почему же был обыск? Когда мальчику было два года, мать ушла от его отца и вышла замуж за одного крупною работника районного масштаба. Они уехали в другой район, ибо у этого работника были какие-то неприятности. Через 8 лет он ушел из этой семьи и стал жить с другой женщиной. Был он человеком нечестным, думавшим только о себе. Впоследствии его деятельность была подвергнута ревизии, и оказалось, что он воровал и предавал людей. Вот почему в доме его бывшей жены и устроили обыск.
Мальчик раньше гордился своим отчимом - точнее, не им, а его служебным положением. Даже когда отчим покинул семью, это не очень опечалило ребенка: все равно на семью распространялось то внешнее уважение, которое оказывалось ей со стороны начальства и прежде. А тут все рухнуло: отчим оказался жуликом. Отчима не любили, поэтому, узнав о его аресте и обыске, никто его не жалел.
Если все в семье построено на лжи, воровстве, эгоизме, праве сильного, предательстве, то рано или поздно это вскроется, и тогда беды не миновать. Особенно тяжело переживают это дети. Недостойные поступки взрослых отражаются не только на их судьбе, но и на судьбе детей. Исправив себя взрослые внесли бы бесценный вклад в дело профилактики психоневрологических нарушений у подрастающего поколения. Тогда и прервалась бы эстафета лжи.
Справедливое воздаяние рано или поздно случится - об этом должны помнить взрослые, совершая тот или иной аморальный поступок. И если вы не хотите, чтобы этот суд наказывал ваших внуков и правнуков, не совершайте таких поступков. Ведь этим отцы и матери так или иначе наказывают своих и чужих детей, ломая их жизнь, внося в их души смятение и чувство вины, заставляя их расплачиваться за грехи, в коих последующие поколения не повинны.