Заикание известно, наверное, столько же, сколько существует человечество. Многие поколения ученых активно занимаются им и по сей день.
Литература о заикании беспредельна. Назовем, например, вышедшую в 1905 году на русском языке книгу члена Французской академии Артура Шервена "Заикание и его лечение". Автор, как и его отец Клавдий Шервен, внес большой вклад в исследование заикания; правда, он рассматривал заикание как единое расстройство, не выделяя его клинических вариантов. А. Шервен указывает, например, что заикание встречается у мальчиков в 10 раз (по нашим данным - в три раза) чаще, чем у девочек. Но современного читателя интересуют не столько суммарные сведения, сколько более дифференцированные: какие виды заикания бывают чаще у девочек, а какие у мальчиков и т. д. Несмотря на то что некоторые данные А. Шервена сейчас представляются устаревшими, тем не менее следует отнестись к его монографии с должным уважением: в ней много такого, что и сейчас вызывает большой интерес. Например, стремление автора обратить внимание читателей на важность диагностирования у заикающихся расстройств дыхания, привлечения педагогов к лечению заикания и т. д.
В последние десятилетия наметились некоторые новые тенденции в изучении заикания и его коррекции. Эти тенденции сводятся к тому, что заикание заиканию рознь (иными словами, бывают самые разные формы заикания по механизмам образования и восприятия пациентом своего речевого дефекта), что заикание - это медико-логопедическая проблема, а не только медицинская или только логопедическая, что только комплексное медико-логопедическое воздействие может эффективно помочь заикающемуся.
Заикание в девяти случаях из десяти начинается в период становления речи, и очень важно своевременно "захватить" его, вылечить, чтобы ребенок пошел в школу уже без речевых дефектов. Это тем более важно сейчас, когда большинство детей в результате проводимой школьной реформы начинают занятия с шести лет.
Заикания разделяются по степени выраженности. Легкие формы входят в компетенцию логопедов, а зачастую и сами родители могут с ними справиться (особенно, если проконсультируются у логопеда). Например, ребенок говорит хорошо, но он по натуре очень впечатлителен, внушаем, любит подражать. Однажды по телевизору или от соседей он услыхал речь с заиканием и стал подражать такой речи. У детей дошкольного возраста все реакции закрепляются очень быстро и легко превращаются в условные рефлексы. Так случилось и с этим ребенком: он стал подражать заикающемуся человеку, потом у него эта ненормальная речь закрепилась, стала привычной, он уже не замечал, что стал бессознательно заикаться. Что тут делать? Родители должны взять на себя главную нагрузку по ликвидации этого вида заикания (по подражанию): деликатно, но убедительно показать ребенку, что подражать не нужно; сами родители должны говорить максимально четко и внятно, заикающихся гостей в дом пускать не нужно, ребенка следует всячески изолировать от заикающихся людей. Одновременно с ним нужно играть в дикторов, артистов, а разве существуют дикторы или актеры, которые говорят невнятно и заикаясь? В процессе такой игры, на которую обычно уходит не более 5-10 дней, ребенок отучается заикаться.
Это, как правило, не патологическая форма заикания, помогают тут родители и воспитатели, а не врачи. Последние играют лишь вспомогательную, консультативную роль. Перекладывать на медиков главную заботу по ликвидации заикания от подражания - это значит обречь дело на поражение, ведь главная работа ложится на плечи родителей и воспитателей. Все родители любят своих детей. Только каждый по-своему. Всякий родитель занимается воспитанием своего ребенка. Даже если занимается мало, плохо, это ведь тоже воспитание, только недостаточное или плохое. Очень часто родители требуют, чтобы им кто-то помогал воспитывать их детей, что кто-то должен исполнять их работу. Нередко они предъявляют врачам и педагогам совершенно необоснованные претензии. Врач может удалить воспаленный аппендикс без советов родителей пациента, но помочь избавиться без поддержки со стороны родителей от заикания, тиков, недержания мочи и многих других психоневрологических расстройств он не в силах. И тут нечего пенять на врачей, обвинять медиков в равнодушии или бессилии. Нужно работать самим родителям.
Есть еще одна форма заикания, ликвидировать которую помогает здравый смысл и терпение родителей: это заикание, обусловленное чрезмерной речевой нагрузкой. Гости изводят ребенка вопросами ("расскажи да расскажи"), по телевизору ребенок смотрит передачи, а потом, захлебываясь от восторга, пересказывает их - все эти и многие другие аналогичные нагрузки могут нарушить речевой аппарат. Это нарушение будет заключаться в ускорении темпа речи, ослаблении самоконтроля за речью, ухудшении произнесения тех или иных звуков, а следом за этим и возникает заикание от перегрузки речевого аппарата. Не нужно тут мудрить: родители должны ограничить нагрузку на речь сына или дочери, не форсировать речь, заставить ребенка говорить четко, внятно, хорошо произносить звуки. Для этого нужно лучше артикулировать, т. е. лучше работать мышцами нижней челюсти, шире раскрывать рот, сильнее смыкать губы при произнесении определенных звуков. И не торопиться говорить.
Обычно такая форма заикания бесследно проходит, если родители будут соблюдать вышеуказанные правила. Ведь даже если логопед либо врач проконсультируют такого ребенка, они все равно посоветуют то, что написано выше. А выполнять эти советы нужно родителям и никому более. Перекладывать эту кропотливую, каждодневную работу на плечи других нельзя.