В чем сущность неврозоподобного логосиндрома? Это наследственное или рано приобретенное недоразвитие речи или разрушение сформировавшейся речи в результате ушибов головы, сотрясений мозга, воспалений мозга, и иных мозговых вредностей. Общим для всех лиц с неврозоподобным логосиндромом является ускорение темпа речи (тахилалия), косноязычие (дислалия) и вытекающее из этого неврозоподобное заикание. Чем больше пациент следит за своей речью, чем медленнее говорит, чем четче выговаривает звуки, тем меньше заикание. Стоит больному уменьшить самоконтроль, начать говорить быстро, захлебываясь, как заикание резко возрастает. Необходимо всячески заставлять ребенка следить за собственной речью, строго требовать от него более четкого произношения - тогда и заикание прекратится. Понятно, что если при лечении логоневроза основную помощь оказывают врачи, знающие психотерапию, то при лечении неврозоподобного заикания основная нагрузка ложится на логопедов и воспитателей, которые обязаны научить ребенка правильно говорить. Научить невозможно без того, чтобы не обращать внимание на то, чему учишь. При лечении же логоневроза, наоборот, нельзя обращать внимание на речевой дефект. Таким образом, в этих случаях подход диаметрально противоположен.
Лечится не только заикание как один из симптомов того или иного расстройства - лечится весь комплекс нарушений. У лиц с неврозоподобным логосиндромом нередки двигательная расторможенность, чрезмерная утомляемость, истощаемость - все это понижает самоконтроль и, следовательно, ухудшает речь, т. е. нарастает тахилалия, усиливается косноязычие и, как следствие этого, появляется и нарастает неврозоподобное заикание. Давно уже было отмечено, что больные с неврозоподобным заиканием мало переживают свой речевой дефект либо вообще его не переживают. На словах они, правда, хотят избавиться от своих речевых дефектов, но только на словах (как и при соответствующих формах недержания мочи, тиках и т. д.). Заставить ребенка выполнять эти правила - главная задача как родителей и воспитателей, так и логопедов. Родители и воспитатели должны быть активнейшими помощниками логопедов, ибо одним только логопедам здесь не справиться.
Во многих городах имеются специальные логопедические детские сады, в которых находятся дошкольники с заиканием. В этих садах детям своевременно оказывается высококвалифицированная помощь.
Нередко неврозоподобное заикание является наследственным. Тут очень важно, чтобы родители тоже лечились от заикания, - тогда и своего ребенка они быстрее вылечат. Все это называется семейной терапией. Если же родители не желают лечиться, а своего ребенка заставляют не заикаться, то эффективность такого лечения, как правило, невелика. Ведь ребенок всегда подражает тем, с кем чаще всего общается, - в первую очередь родителям и воспитателям.
Заикание - болезнь неприятная, с далеко идущими отрицательными последствиями в более старшем возрасте. Поэтому от нее нужно своевременно избавиться. Нет возраста более подходящего для этого, нежели дошкольный и ранний школьный.
К врачу привели 12-летнего мальчика по поводу неврозоподобного заикания и недержания мочи, вызванного наследственным глубоким сном. Казалось бы, врач обязан назначить лечение и отпустить пациента на все четыре стороны: хочешь - лечись, исполняй мои рекомендации, а не хочешь - вольному воля. Если врач будет так думать, его никто не осудит. Заикание ведь не инфаркт или инсульт, от дефектов речи никто еще не умирал.
Но врач попытался вникнуть в суть болезни, почему она появилась, почему не прошла, что из себя представляет маленький пациент. И обнаружилось, что дома у мальчика форменный притон, собираются пьяницы и наркоманы, ребенка заставляют бегать в магазин за закуской, а когда денег нет, то собирать пустые бутылки и сдавать их. Ребенок был зачат в пьяном виде. Да и родители его внешне напоминают тех субъектов, которых в XIX столетии именовали дегенератами.
Ясно, что врачебные рекомендации родители исполнять не будут. Если и дальше будет продолжаться такая жизнь, то ребенок будет вовсе искалечен. Что делать? Начать кампанию по лишению родителей прав? Тогда ребенка отдадут в детский дом, где собраны такие же, как он. У него наверняка будет чувство неполноценности и обозленность против рода человеческого. Надо как-то нейтрализовать "влияние" родителей, определить ребенка на время к каким-то трезвым и добрым родственникам, направить его, наконец, в санаторий. Передать в детский дом проще простого, только что станет потом?
Кто же будет заниматься судьбой ребенка? Не врач же, к которому больной обратился только по поводу заикания и недержания мочи.
Но если перекладывать с плеч на плечи, если учителя будут кивать на медиков, а те на юристов, чем это кончится, будет ли от этого лучше ребенку? История учит, что будет хуже. Из-за этого и продолжается эстафета зла, жестокости, взаимной ненависти. Из-за этого из таких милых, добрых, мягких существ, какими являются дети, вырастают отвратительные существа. Не все, конечно, но некоторые, скажем так. Что же делать? Надеяться, что все взрослые станут такими, как Антон Семенович Макаренко или Януш Корчак, бессмысленно. Великие крайне редки. Их возвеличивают, но редко усваивают существо их опыта и следуют ему. И потому проблемы не решаются и все дурное из поколения в поколение повторяется. Это касается и педагогов, и медиков. Значит, нужен какой-то иной путь.
По нашему мнению, есть только один путь - организация специального сотрудничества школы и врачей, создание медико-педагогических центров, в которых решались бы одновременно и социальные и медицинские задачи. Одним из путей реализации этой идеи пишущий эти строки видит в максимальном расширении сети санаторных учреждений для детей с признаками психоневрологической патологии, в которых кроме врачей и педагогов были бы и психологи, а дети были бы изолированы от своих ненормальных семей, так что контроль за выполнением врачебных советов был бы гарантирован. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.