Больших профессиональных ограничений требуют подростки с анкилозами крупных суставов. В каждом конкретном случае вопрос надо решать различно в зависимости от степени ограничения подвижности, степени сопутствующих трофических расстройств (мышечной атрофии), возможности передвигаться без вспомогательных механизмов (тутора, костылей). Такие поражения нижних конечностей не препятствуют работе,, выполняемой в сидячем положении, например монтажного характера, приборостроения, некоторых профессий связи, лабораторного, ювелирного дела. При этом целесообразнее обучение индивидуальным методом, так как в ПТУ, как мы уже упоминали, обучение даже легким, перечисленным выше профессиям иногда связано с освоением смежных операций и даже профессий, что для таких больных может оказаться затруднительным. При необходимости пользоваться костылем, палкой подростки не могут быть приняты в ПТУ на обучение ни одной профессии. Их следует, несмотря на возраст, направлять во ВТЭК для определения группы нетрудоспособности, что даст возможность работать и обучаться в облегченных условиях (на предприятиях и учебных заведениях системы социального обеспечения).
Поражения верхних конечностей (отсутствие пальцев, деформация их, деформация и анкилоз крупных суставов и др.) более значительно ограничивают пригодность подростков к освоению основных рабочих профессий, однако возможности трудоустройства все же имеются. Ограничение двигательной, функции в крупных суставах - плечевом, локтевом при сохранности функции кисти не препятствует выполнению мелких слесарно-сборочных, радиомонтажных работ, сборке оптических приборов, часовых механизмов, электровакуумных и полупроводниковых приборов, выполнению некоторых лабораторных, мелких пошивочных, счетно-канцелярских, брошюровочно-переплетных (не на крупных агрегатах) работ.
Сложнее выбор профессии при повреждении кисти (деформации пальцев, отсутствие их, стойкие контрактуры). Ориентироваться при этом следует на сохранность силовой, удерживающей, охватывающей функции кисти; значительное их нарушение, что имеет место при отсутствии большого пальца либо трех других пальцев на работающей руке, является препятствием для обучения в профессионально-технических училищах. Индивидуально они могут осваивать ряд работ в зависимости от навыков, выработанных второй рукой: например, некоторые лабораторные, счетно-канцелярские работы, библиотечное дело, некоторые профессии связи (операторы), в торговом деле (товаровед, продавец книг, штучных товаров). При сохранившейся возможности захватывать, удерживать небольшие предметы, производить мелкие точные движения пальцами выбор профессии может быть расширен. Помимо изложенных, возможно освоение некоторых простых слесарных работ по ремонту бытовой техники, изготовлению некоторых предметов быта, выполнению некоторых штамповочных работ на педальных штамповочных машинах, не требующих непременного участия и хорошей функции обеих кистей.
Профконсультация при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, часть 1
Часть 2 | Часть 3 | Часть 4 | Часть 5