Оценка физического развития подростка

Правильное определение профессиональной пригодности подростков с отсталостью физического развития имеет чрезвычайно важное значение. Многочисленные наблюдения показали, что целесообразно подобранный труд не только им не вреден, но, наоборот, способствует ускорению их развития и улучшению здоровья. Естественно, что рациональное трудоустройство таких подростков требует прежде всего предварительной правильной оценки физического состояния подростка. Оценка физического развития подростка базируется не только на антропометрических показателях. Она строится на основе учета совокупности всех элементов, характеризующих и состояние его развития, и состояние его здоровья в целом.

При характеристике его развития в целом необходимо: 1) определить, соответствует ли уровень развития паспортному возрасту, и 2) дать оценку морфолого-функционального состояния организма.

Для подростков одним из наиболее важных критериев степени возрастного развития является уровень полового созревания, определяемого по проявлению вторичных половых признаков, и костная зрелость («костный возраст»).

К начальным признакам наступления полового созревания юношей относятся развитие и вытягивание кпереди щитовидного хряща (кадыка), изменения характера голоса, небольшое набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией околососкового кружка, завершение конфигурации мышц по мужскому типу и, наконец, появление оволосения в подмышечных впадинах и на лобке. Всем этим изменениям сопутствует прогрессирующее увеличение тестикул и кавернозных тел.

К начальным признакам наступления полового созревания девушек относятся изменения со стороны грудных желез (поднятие соска, увеличение околососкового кружка), иногда увеличение щитовидной железы, наконец, появление волос в подмышечных впадинах и на лобке. Основным признаком полового созревания у девушек является наступление менархе.

Во врачебной практике стадии полового созревания определяются обычно по степени выраженности волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечной впадине (Ах). У девушек, кроме того, отмечается степень развития грудной железы (Ala) и возраст начала менструаций (Me). Стадии развития вторичных половых признаков оцениваются баллами. Так, стадии развития волосяного покрова на лобке: отсутствие волос - Ро; единичные короткие волосы- Pi; волосы на центре лобка, густые, длинные - Р2; волосы на всем" треугольнике лобка, густые, длинные - Р3; верхняя граница волосяного покрова располагается высоко, намечается волосяной ток по средней линии живота, волосяной покров на лобке образует форму ромба - Р4.

Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине: отсутствие волос - Ах0; единичные волосы - Ах волосы в центре впадины, густые - Ах2; волосы по всей впадине, густые - Ах. Оценка стадий развития волосяного покрова на лобке и в подмышечной впадине в баллах у юношей и девушек одинакова, за исключением состояния Р4, которое характерно для юношей и редко встречается у девушек.

У девушек различают 4 стадии развития грудных желез: детская стадия - Ма0; железы почти не выдаются, сосок поднят над околососковым кружком - Мах; околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выдаются - Ма2 железы приподняты на большом участке, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса – Ма3,; сосок поднимается над околососковым кружком, размеры и форма желез, как у взрослых, - Ма4.

Уровень развития вторичных половых признаков обозначается так называемой «половой» формулой, в которую включены стадии выраженности всех указанных выше признаков, например у юношей Ах2Р3, у девушек - Ах\Р2Маг. У девушек, кроме того, следует добавлять сведения о возрасте начала менструаций, например AxtP2Ma2MeH, при отсутствии менструаций – AxaP1MaMea.

Следует отметить, что степень развития волосяного покрова в подмышечной впадине (Ах) далеко не во всех случаях тесно связана со степенью развития других признаков, поэтому этот показатель является наименее надежным. К подобному же выводу пришли и другие исследователи. Поэтому основное внимание у юношей следует обращать на степень развития волосяного покрова на лобке (Р). У девушек наиболее выраженными показателями являются Ма и Me.

Возраст начала менструаций у девушек Ленинграда колеблется от 10 до 17-18 лет, однако средний возраст составляет 13,9- 14,2 года. В возрасте 15 лет девушки с отсутствием менструаций составляют только 3%.

Одним из объективных признаков физической зрелости является костный возраст. Стадии оссификации отдельных частей скелета имеют четкие возрастные характеристики, поэтому, по предложению Е. П. Стромской, могут быть включены в число дискретных показателей уровня физического развития. При значительной отсталости физического развития отмечается запаздывание появления точек окостенения и времени появления синостозов эпифиза и диафиза. Наиболее простым способом оценки состояния костной зрелости у подростков является характеристика стадий оссификации кисти, которая может быть получена при рентгенографии.

Важным показателем уровня развития является длина тела {рост стоя), поскольку общеизвестна высокая корреляция длины тела с различными показателями физической зрелости. Оценка этого параметра основывается на сопоставлении роста стоя данного подростка с так называемыми нормативами физического развития. Такие нормативы разрабатываются для отдельных климатических зон на основании массовых обследований больших контингентов подростков края, области, республики. Известно, что средняя длина тела юношей и девушек одного и того же возраста различных городов и областей страны заметно различается. Так, по данным Д. И. Арон, А. Б. Ставицкой, средний рост школьников Ленинграда, Киева, Прибалтийских республик заметно выше, чем соответствующих контингентов средней полосы страны, Сибири, Мурманска. По многочисленным литературным данным известно, что рост подростков-горожан несколько выше, чем рост сельских жителей. Поэтому при пользовании оценочными таблицами физического развития необходимо быть уверенным в их репрезентативности для данной местности.

В качестве средних величин роста стоя принято считать все варианты, находящиеся в пределах х ± 1ох, где х - средняя величина; ах - среднее квадратическое отклонение, характеризующее разброс индивидуальных величин по отношению к средней. Т. е. все отклонения роста стоя как в положительную, так и в отрицательную сторону, находящиеся в пределах 1ах, должны рассматриваться как вариант нормы.

Таким образом, оценка соответствия биологического возраста паспортному должна проводиться по комплексу показателей.

Известно, что в пубертатный период, когда происходит перестройка нейроэндокринной регуляции, нередки случаи гетерохронного развития отдельных функций, выраженность которого превышает средние возрастные варианты и связана с дисфункцией отдельных звеньев всей нейроэндокринной системы. Поэтому оценка гармоничности развития отдельных морфологических и функциональных структур приобретает (в приложении к подростковому возрасту) важное диагностическое значение при определении состояния физического развития подростка в целом. Оценка гармоничности физического развития основывается на соотношении различных показателей тотальных размеров тела и некоторых количественных признаков уровня функционального развития. Наиболее распространенным является сопоставление веса и окружности грудной клетки с длиной тела. Такое сопоставление может проводиться на основе так называемых шкал регрессии. Шкалы регрессии представляют собой таблицы, в которых указаны средние варианты сочетающегося признака (например, веса или окружности грудной клетки) при данной длине тела (росте стоя).

Для юношей в возрасте 15 лет средний рост находится в пределах 161 - 175 см, что у подростка ростом, например, 168 см, вес должен быть в пределах 50,5 - 63,0 кг, окружность грудной клетки - в пределах 78,6 - 86,4 см. У юноши ростом 153 см в случае пропорционального, гармоничного развития вес должен быть в пределах 36,4 - 48,9 кг, окружность грудной клетки - 71,2 - 79,0 см и т. д. (опять таки в качестве среднего варианта приняты величины в пределах у ± для, для каждого признака).

В случае, если вес и окружность грудной клетки ниже минимального среднего варианта, следует заключить о дисгармоничности развития за счет дефицита веса или окружности груди. Подобные случаи могут быть следствием каких-либо хронических заболеваний, недостаточного питания, неправильного режима труда и отдыха и т. д. Однако, как показали массовые обследования подростков Ленинграда, в последние годы число лиц с дисгармоничным развитием за счет дефицита веса или окружности грудной клетки заметно сократилось, в то время как так же отчетливо растет число подростков с дисгармоничным развитием за счет избыточного веса (в таких случаях вес подростка превышает средний максимальный вариант для данного роста. Однако, прежде чем давать заключение о дисгармоничности развития за счет избыточного веса, следует определить, связано ли это обстоятельство с повышенным жироотложением или с высоким уровнем развития мускулатуры.

Шкалы регрессии рассчитываются на основе коэффициентов регрессии - Ry(x). (Коэффициент регрессии - это величина, на которую изменяется данный признак, например, вес, при изменении роста стоя на 1 см). Поскольку коэффициенты регрессии в различных областях страны неодинаковы, то и соответствующие шкалы регрессии должны быть построены на местном материале.

При характеристике уровня и гармоничности развития необходима оценка не только тотальных размеров тела (по данным антропометрии), но и состояния некоторых функций, прежде всего мышечной силы и жизненной емкости легких. В. М. Волков и Г. И. Вербицкий нашли тесную связь между уровнем полового развития и мышечной работоспособностью у подростков. Более высокому уровню полового развития соответствовали более высокая сила сжатия кисти и становая сила. Поэтому мышечную силу целесообразно учитывать как дополнительный признак гармоничности происходящего развития. Этот показатель особенно необходим в случае, если решается вопрос о профессиональной пригодности подростка.

Жизненная емкость легких, определяемая при спирометрии, также в отдельных случаях может служить дополнительным критерием уровня развития дыхательной функции. Однако этот показатель чрезвычайно вариабелен, может изменяться в течение дня и далеко не всегда прямолинейно связан с уровнем физического развития индивидуума в целом. В литературе приводятся сведения о том, что в некоторых случаях жизненная емкость легких оказывается ниже у лиц с заведомо лучшим физическим развитием. По-видимому, к показателям жизненной емкости легких как критерию функциональной зрелости организма следует подходить с большой осторожностью.

На подростков с отсталостью физического и полового развития неблагоприятное влияние могут оказывать чрезмерное физическое и нервное напряжение, вынужденная длительная рабочая поза, вынужденный ритм работы (например, при сборке на конвейере), высокие уровни шума и вибрации, контакт с токсическими веществами, высокая или низкая температура окружающей среды, и др. Совершенно недопустимой следует считать работу, связанную с переноской тяжестей, с постоянным напряжением какой-то группы мышц, с мелкими быстрыми однообразными движениями. Однако, с другой стороны, таким лицам не следует и чрезмерно ограничивать объем физической нагрузки, предлагая только легкую и сидячую работу. Им следует рекомендовать такие виды труда, при которых в работу вовлекаются разные группы мышц, развивается дыхательная функция, улучшается нервно-мышечная координация и нарастает общий тонус организма. Работа должна быть связана с возможностью частой смены положения тела, с разнообразными движениями, но без чрезмерного физического напряжения, с возможностью действовать в своем собственном ритме. Необходимо учитывать при этом и габариты оборудования и изделий, с которыми придется иметь дело подростку. Разнообразный характер деятельности, адекватной по своей интенсивности возможностям организма такого подростка, стимулирует регуляторные системы, тренируя и активизируя их, повышая общий тонус организма и способствуя тем самым быстрейшей ликвидации отставания в физическом развитии.

Подросткам с отсталостью физического и полового развития могут быть рекомендованы обучение и работа в рабочих специальностях слесаря-инструментальщика, слесаря механосборочных работ (с мелкими деталями), слесаря по ремонту контрольно-измерительных приборов, монтера по радиотелефонным установкам, испытателя и настройщика полупроводниковых приборов, наладчика радиоаппаратуры, гравера, в некоторых профессиях швейной и трикотажной промышленности, сельского хозяйства и др. Среди специальностей техникумов и вузов выбор профессий еще более широк: геодезия, картография, электрооборудование промышленных предприятий, ряд специальностей машино- и электромашиностроения, электронные и вычислительные машины, авиаприборостроение, радиосвязь, гуманитарные специальности.

При профессиональной консультации подростков с отсталостью физического и полового развития необходимо уточнить, не обусловлено ли оно наличием какого-либо хронического заболевания, в том числе эндокринной системы. В таких случаях объем трудовой нагрузки подростков определяется основным заболеванием с учетом перспективы его дальнейшего развития при условии проведения полноценной терапии. Следует, однако, сказать, что удельный вес таких лиц среди общего количества отсталых в физическом развитии невелик. В подавляющем большинстве случаев отклонения в физическом развитии носят транзиторный характер. При правильном, рациональном режиме труда и отдыха в дальнейшем у таких лиц, отсталость физического развития ликвидируется. Но правильно подобранный труд, и полноценный отдых, с приобщением к занятиям физической культурой, для них особенно важен.