Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 4

Что касается предварительного инструктажа комиссии, проводящей углубленный осмотр подростков, он, с пашей точки зрения, должен предусматривать краткое ознакомление членов медицинской комиссии с возрастными особенностями организма подростков, с целями и задачами осмотра, с особенностями освидетельствования для этих целей, с анализом ошибок и недочетов предыдущих осмотров, проводимых данной комиссией, и значением этих ошибок для решения основной задачи - профессиональной ориентации и, наконец, с ознакомлением с профессиональным составом подростков, подлежащих обследованию, и с характером осмотра в связи с особенностями выполняемого труда. Дело в том, что до настоящего времени углубленное освидетельствование различных контингентов подростков-школьников, учащихся ПТУ различного профиля, работающих подростков проводится без учета возможного влияния на организм факторов труда и без «акцента» на исследовании тех функциональных систем, на которые направлено влияние этих факторов. Например, подростки, обучающиеся профессии токарей или радиомонтажниц, осматриваются всеми специалистами также, при использовании того же набора методических приемов, как и судосборщики, электросварщики, строители, текстильщики. Совершенно очевидно, что производственная практика и работа по этим специальностям связаны с воздействием совсем различных факторов труда, различно влияющих на организм, что требует и разного подхода к осмотру лиц различных специальностей. Скажем, освидетельствование радиомонтажницы и ткачихи не может проводиться совершенно идентично. Наряду с наличием сходных методов осмотра подростков этих двух профессий, для ткачих необходимо еще и тщательное исследование слуховой чувствительности дополнительными методами, исследование состояния мышц верхних конечностей и плечевого пояса, правого плечевого сустава, состояние вен нижних конечностей и стоп (исключение ревматизма). В то же время для радиомонтажниц исследования именно этих систем достаточно в общепринятом объеме, но совершенно необходимо дополнительное исследование некоторых функций зрительного анализатора, тщательная оценка осанки, выявление начальных морфологических изменений позвоночника, а также ранних симптомов воздействия свинца на организм (соответствующие жалобы, данные неврологического освидетельствования, состояние щитовидной железы и др.).

Отсутствие такого дифференцированного подхода к обследованию подростков разных специальностей связано с довольно распространенным мнением о том, что кратковременное (в связи с малым стажем работы) воздействие профессионально-производственных факторов не может вызвать существенных изменений в состоянии здоровья подростков, а поэтому при осмотрах не уделялось, и до сих пор не уделяется, должного внимания выявлению начальных проявлений специфического влияния профессиональных факторов на организм подростков. Между тем за последнее десятилетие наука обогатилась многочисленными данными, свидетельствующими об ошибочности такого представления.

Научные исследования по гигиене труда подростков показали, что неблагоприятное влияние профессиональных факторов сказывается на организме подростков быстрее, чем на взрослых. Неспецифические проявления воздействия этих факторов главным образом со стороны нервно-эндокринной системы, а также соответствующие профессиональные заболевания появляются у подростков при меньших уровнях воздействия и при меньшем стаже работы. Однако особенностью этих состояний является их малая выраженность, они носят начальный характер, что затрудняет их диагностику; тем более важно их выявить и своевременно принять меры к предупреждению прогрессирования и появления выраженных форм профессиональной патологии.

Поэтому периодические медицинские осмотры учащихся ПТУ и рабочих подростков должны проводиться, с одной стороны, с учетом всех требований профессиональной консультации, с другой стороны, они должны обеспечить выявление ранних признаков профессиональных воздействий, для чего необходимо дополнительно к специфике подросткового осмотра заимствовать опыт периодических медицинских осмотров взрослых рабочих, контактирующих с вредными условиями труда (шум, вибрация, токсические вещества, работа на высоте, значительное мышечное напряжение и др.).

Что касается углубленного осмотра школьников, то, поскольку данные этого осмотра должны являться первым этапом работы по профессиональной ориентации, осмотр должен предусматривать тщательное исследование функционального состояния всех органов и систем с учетом возрастных физиологических и морфологических особенностей организма.

В свете всего изложенного задачи подросткового врача представляются весьма серьезными не только в организационно-методическом плане, но и в отношении определения общего состояния подростка - как врача-интерниста, проводящего терапевтическое освидетельствование. Важно учесть, что задачи этого осмотра не исчерпываются только определением, здоров ли подросток или имеет какое-либо заболевание. Необходима оценка функционального состояния организма, определение,
насколько это возможно в условиях таких осмотров, степени функциональной работоспособности исследуемых систем, их тренированности и приспособленности к труду вообще и в конкретных условиях в частности. Для выполнения этой задачи,
помимо общепринятых приемов исследования внутренних органов, необходимо применение дополнительных функциональных методов, важных не только для уточнения диагноза, но в основном для ранней диагностики функциональных нарушений,
установление степени их выраженности, имеющей большое значение при рекомендации подростку определенной деятельности.

Применение функциональных методов исследования важно не только для подростков с некоторыми заболеваниями, но и в не меньшей степени для так называемых «практически здоровых» подростков, поскольку этот термин, в общепринятом его понимании, означает лишь отсутствие патологического процесса, но не отражает функционального состояния организма, т. е. истинное здоровье подростка, без чего невозможна правильная рекомендация профессии. Вместе с тем именно среди этой категории «практически здоровых» нередко могут встречаться лица с нерезко выраженными, возрастными функциональными отклонениями со стороны различных систем, могущими существенно нарушать работоспособность организма.

Это прежде всего касается подростков с возрастными функциональными отклонениями и вариантами развития сердца, которые в этом возрасте, как известно, встречаются довольно часто, а также подростков, часто болеющих, особенно такими заболеваниями, которые могут отражаться на функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем (частые ангины, «простудные» заболевания, некоторые инфекционные болезни). Поэтому для таких подростков необходимо применение дополнительных функциональных исследований, хотя бы простейшими, доступными при массовых освидетельствованиях, методами: функциональные пробы с дозированной нагрузкой (пробы Гельфанда, Мартине, Левина), ортостатическая проба, проба Штанге, выборочное электрокардиографическое исследование с нагрузкой; некоторые дополнительные методы исследования функции внешнего дыхания, вполне доступные в поликлинических условиях. Применение дополнительных методов функционального исследования сердечно-сосудистой и дыхательной систем приобретает особую важность при решении вопроса о годности даже «практически здоровых» подростков к обучению профессиям, предъявляющим повышенные требования к этим системам: в строительстве, судостроении, прядильно-ткацком производстве, в горячих цехах металлообрабатывающей промышленности.

Приведенные рекомендации по методике осмотра не подменяют и не умаляют значимости инструкций и указаний органов здравоохранения по организации и проведению предварительных и периодических медицинских осмотров подростков, они лишь дополняют и конкретизируют ряд положений, не разработанных инструкциями. Учет изложенных особенностей медицинского освидетельствования подростков повысит качество осмотров и приблизит их к требованиям и задачам профессиональной ориентации.


Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 1
Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 2
Специфика медицинского освидетельствования подростков, часть 3