Официальная медицина, конфликты с врачами

Корреспондент:
- Не считаете ли вы одним из недостатков современной медицины своеобразный врачебный технократизм?


Академик Б.В. Петровский:
- На мой взгляд, мы, пациенты, бываем чаще всего недовольны главной фигурой медицины – врачом. Как-то очень уж изменился в современном мире его профессиональный облик. Когда-то замечательный русский терапевт М. Я. Мудров говорил: «Если после разговора с врачом больному не стало лучше - это не врач». Теперь нам часто становится легче от действий врача, от лекарств, различных медицинских манипуляций, от скальпеля и физиотерапии и реже - от разговора с врачом. Он обычно предпочитает говорить не с нами, а с нашими анализами. Это, может быть, и рационально, но не удовлетворяет больного человека. Недавно в Польше было проведено любопытное социологическое исследование на тему «Как оценивает общество чуткость и сердечный подход врача к больному?» Вот результаты опроса 3200 человек. Этот вопрос сейчас широко обсуждается в медицинских кругах. Появилось даже особое «неогиппократическое движение», ставящее целью «защиту гуманных ценностей врачебной науки и искусства», которым, в частности, «угрожает дегуманизация, связанная с чрезмерным культом лабораторных методов в диагностике и терапии».

Но важно понять, чем обусловлено это «увлечение» - новыми возможностями, открытыми перед врачами развитием науки и техники. Что это «увлечение» - «злая воля» врача или объективная закономерность, без которой не может быть выполнен его гуманистический долг?

Современная медицина немыслима без «вооружения» самыми совершенными техническими средствами воздействия на человеческий организм. Она базируется на достижениях науки, поднимающих ее на новый уровень - более точной диагностики заболеваний и расшифровки их патогенеза, раннего распознавания и более радикального их лечения.

Я хирург, и назову только некоторые из тех новых технических возможностей, использование которых позволяет спасти тысячи жизней хирургических больных. С появлением созданного нашим соотечественником С. С. Брюхоненко метода искусственного кровообращения мы получим возможность выключать сердце из кровообращения на несколько часов и оперировать на его открытых полостях. Так осуществляются операции радикальной коррекции почти всех пороков сердца, возвращающие многие тысячи больных к полноценной жизни. В хирургии уже сегодня применяются искусственные ткани и органы, кровеносные сосуды и клапаны сердца, фасции и сухожилия. Для диагностики мы теперь все шире используем такие технические средства, как лазеры, ультразвук. Успехи анестезиологии и реанимации открыли возможность управления важнейшими функциями организма во время сложных операций.

Как уже было сказано выше, решается волнующая проблема пересадки органов.

Может ли современный врач игнорировать достижения науки и техники? Это было бы грубой ошибкой. Все наши успехи базируются на этой прочной научной основе, и главная забота органов здравоохранения состоит в том, чтобы не отстранять врача от «увлечения» новыми возможностями, а как можно лучше вооружить его ими. Таков неизбежный путь развития медицины. Больше того, сейчас возникает задача использования счетно-решающих устройств для помощи врачу в установлении диагноза и лечении болезни. Внедрение всей этой техники не только не мешает нормальному общению врача с больным, но и, напротив, освобождает большой резерв времени для такой добросердечной беседы.

Однако необходимо помнить, что врач и в беседе с больным, и в лекциях перед населением, и в выступлениях в общей прессе должен быть предельно осторожен, чтобы не принести своими словами вреда. Я полагаю, что далеко не все наши медицинские проблемы должны обсуждаться с людьми, не имеющими медицинского образования, поскольку они не в состоянии разобраться в существе вопроса и могут сделать для себя неправильные и опасные для здоровья выводы. Всем известна, например, так называемая болезнь третьего курса в медицинском институте: студент на этом курсе впервые слушает курс лекций по клинической медицине, и бывает, что он сразу находит у себя многие тяжелые болезни, вроде рака желудка, сифилиса и т. д. Разумеется, никаких болезней у него нет, но может возникнуть психическая травма, которая приводит иногда к душевным расстройствам и даже самоубийствам. Известно также, что слово врача - сильнодействующее средство при непосредственном контакте с больным. Поэтому каждое такое слово всегда должно быть мудрым, умелым, осторожным.

Достижения современной науки и техники требуют всемерного повышения квалификации врача. Это главная проблема сегодняшнего дня. Все остальные проблемы связаны накрепко с этой узловой, центральной. Без высокой квалификации врача любая медицинская техника, любые достижения медицинской науки мало полезны. От воспитания и квалификации врача во многом зависит дальнейший прогресс организации медицинской помощи. Мы вправе гордиться тем, что наше здравоохранение располагает десятками тысяч первоклассных медицинских специалистов. Но и при этом необходимо постоянно совершенствовать врачебную квалификацию.

Недавно было проведено изучение состояния и качества медицинской помощи в стационарах некоторых областных городов страны. По выборочной оценке экспертов, 5-6% больных, направленных в стационары, вообще в этом не нуждались. В 13-18% случаев в стационарах не подтверждался диагноз, поставленный поликлиническими врачами. Из лечившихся в поликлиниках перед госпитализацией было полностью обследовано 57% больных. В то же время и врачи стационаров задерживали обследование на 4-9 дней в 15-20% случаев, в связи с чем задерживалось лечение больного. У 17% больных были необоснованно продублированы все обследования в поликлинике и в больнице.

Такие факты показывают, что повышение квалификации врача таит в себе огромные возможности совершенствования нашего здравоохранения по всем основным направлениям, раскрывает резервы. Этому вопросу мы уделяем большое внимание.

Когда мы говорим о квалификации врача, то под этим термином, конечно, подразумевается и то несомненное обстоятельство, что эта профессия требует от человека, который ею занимается, особых качеств, прежде всего особого отношения к больному, особой врачебной сердечности. Это требование остается обязательным для всех времен, для любых условий. «Технизация» медицины лишь обостряет эту необходимость, испытывает на прочность квалификацию того или иного медика. Квалификация врача - это не только его знания, его профессиональный опыт, но и особые врачебные качества души, воспитание врачебного мышления.