Таким образом лихорадка отнюдь не безразлична для организма, в некоторых случаях она может быть тяжелым патологическим процессом.
Но лихорадка может быть и весьма полезной. Умеренное повышение температуры тела способствует активации ряда ферментов, интенсификации некоторых процессов обмена веществ в организме и повышению сопротивляемости последнего по отношению к фактору, вызвавшему заболевание. Некоторое повышение температуры активирует процессы фагоцитоза и тем самым способствует борьбе организма с инфекцией. Наконец, многие микробы требуют для своей жизнедеятельности определенный температурный оптимум и повышение температуры в лихорадящем организме приводит их к гибели. Основываясь именно на этой особенности лихорадочной реакции австрийский психиатр Юлиус Вагнер-Яурег в 1914 году предложил повышать температуру больного, т. е. вызывать у него лихорадку, для борьбы с такой тяжелой болезнью, как сифилис. В настоящее время лечение лихорадкой (пиротерапия) является одним из важных терапевтических средств в борьбе с этой болезнью.
Приведенные в этой и других записях примеры достаточно четко показывают, что при ряде патологических состояний возникающие в организме «поломы» могут играть несомненно саногенетическую роль и становиться основой развития защитных процессов. В этом проявляется мудрость эволюции. На организм воздействует так много различных раздражителей, в том числе и патологических, что вряд ли можно было в процессе эволюции сформировать и закрепить специфические защитные реакции на каждый из этих раздражителей. И природа пошла по пути универсализации. Она сформировала и закрепила один главный механизм - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. И возможность обращать себе на пользу патологию, возможность использовать нарушения для защиты - это высшая форма выработавшейся в процессе эволюции способности организма приспосабливаться к условиям меняющейся среды.
Мы видим, что могут возникнуть ситуации, когда враг неожиданно протягивает нам руку помощи. Но, к сожалению, нередки и другие ситуации, когда друг начинает нам оказывать медвежью услугу и его помощь оборачивается вредом. Так на основе бурной интенсификации защитных сил могут развиваться тяжелейшие патологические состояния, и иногда вследствие безудержного и, если так можно выразиться, «неумного» развития защитно-приспособительных механизмов организм может погибнуть.