Становление половой системы в антенатальном периоде онтогенеза


Основные звенья эндокринной и половой систем начинают функционировать еще в антенатальном периоде онтогенеза. Этот факт лишний раз подтверждает положение, согласно которому все органы и системы должны завершить (хотя бы в основных чертах) свою дифференциацию до момента рождения.

При сопоставлении гистохимических характеристик аденогипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников на ранних этапах антенатального развития наблюдается повышение функциональной активности данных органов в сроки 9-11 недель. На этапах 12-14, 15-17 недель повышение функциональной активности щитовидной железы совпадает с понижением функциональной активности аденогипофиза и коры надпочечников. Продолжение формирования коррелятивных взаимоотношений наблюдается и в период 18-20 недель, когда повышение функциональной активности аденогипофиза сочетается с пониженной функциональной активностью щитовидной железы, коры надпочечников и совпадает с началом структурной дифференциации яичников.

В последующие периоды антенатального развития (21-34 недели беременности) отмечается динамический параллелизм гистохимических характеристик всех анализируемых фетальных эндокринных органов (аденогипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, яичников). Функциональная активность указанных желез на сроках 21-34 недель прогрессивно увеличивается.

После 27 недели беременности между щитовидной железой и аденогипофизом, с одной стороны, и корой надпочечников и яичниками с другой - формируются коррелятивные взаимоотношения по принципу «обратной связи»: повышение функциональной активности аденогипофиза и щитовидной железы в 26-30 недель антенатального развития совпадает с началом дифференцировки коры надпочечников по клубочковому типу и завершением процессов структурной дифференцировки в яичниках с появлением в них на сроке 28 недель зрелых, полостных фолликулов. Следует заметить, что усиление функциональной активности в коре надпочечников и в яичниках происходит на 4 недели позже (30-35    недель), чем в аденогипофизе и щитовидной железе. Известно, что существует определенная взаимосвязь между выработкой хорионического гонадотропина плацентой и гистоэнзимологическими показателями аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников. Повышение функциональной активности аденогипофиза, щитовидной железы и коры надпочечников в период 9-11 недель беременности совпадает с первым пиком подъема экскреции хорионического гонадотропина. Очевидно, на ранних этапах онтогенеза указанные органы находятся под регулирующим влиянием плацентарных гормонов, а хорионический гонадотропин играет пусковую роль в активизации указанных желез.

Как показано Е. А. Пушкаревой, во второй половине беременности титр хорионического гонадотропина снижается. В этом периоде происходит усиление функциональной активности собственного эндокринного аппарата плода.

После 27 недели внутриутробного периода происходит формирование коррелятивных взаимоотношений в системе гипофиз - щитовидная железа - надпочечники - яичники.

Второй пик подъема экскреции хорионического гонадотропина приходится на период 32-34 недели и соответствует высокому уровню гистохимических реакций в аденогипофизе, щитовидной железе, коре надпочечников и яичниках.

Установлен факт, свидетельствующий о том, что при физиологическом течении беременности к 32-34 неделе завершаются морфологические усложнения и функциональные изменения в аденогипофизе, щитовидной железе, надпочечниках, гениталиях.

К сроку 32 недели завершается также и окончательное формирование стенки артериальных сосудов плода.

К моменту рождения плода гистоэнзимологические показатели свидетельствуют о снижении функциональной активности в указанных железах. Снижение уровня гистохимических реакций в данных органах после 34 недели беременности совпадает с выраженным уменьшением содержания хорионического гонадотропина. Что касается фетальных яичников, то наиболее выраженная гормональная активность их отмечена на сроке 32-34 недели беременности, причем эта степень гормональной активности до конца беременности не снижается. Закономерность, согласно которой за 1,5 месяца до рождения функциональная активность надпочечников временно снижается и в то же время максимально повышается стероидопродуцирующая функция яичников, имеет определенный биологический смысл. Она свидетельствует о том, что процессы коррелятивных взаимоотношений между гипофизом, надпочечниками и яичниками (или, по терминологии М. М. Завадовского, «принцип обратной связи») формируется еще внутриутробно.

Следует полагать, что параллелизм динамики функциональной активности фетальных эндокринных органов плода и уровня экскреции хорионического гонадотропина еще раз подтверждает наличие единой фетоплацентарной системы в антенатальном периоде онтогенеза.

О характере секретируемых эндокринными органами плода гормонов можно судить по реакции других отделов половой системы. Для фетальных эндосальпинкса, эндометрия и слизистой оболочки влагалища срок 32-33 недели также является этапным: в них прослеживается лютеиновое влияние. Женские гонады плода вырабатывают эстрогены, а после 33 недели спектр стероидных гормонов, выделяющихся плодом, пополняется прогестероном.

Параллельное рассмотрение морфологии эндометрия и функциональной активности яичников у тех же плодов привело к убеждению, что между изменениями в этих двух объектах на протяжении антенатального периода онтогенеза имеется определенная корреляция. Следовательно, взаимосвязь между яичниками и эндометрием, столь характерная для женщин в репродуктивном периоде, формируется еще во внутриутробном периоде онтогенеза.

Существенной особенностью функциональной дифференциации эндокринных желез плода являются: а) волнообразное течение этого процесса, б) «иерархический» принцип организации и функционирования эндокринной системы, в) формирование коррелятивных взаимоотношений с 15-16 недели беременности.

Несмотря на то, что железы внутренней секреции довольно рано (на 5-10-й неделях) автономно начинают проявлять специфическую гормональную активность, усиление этой функции приходится на последний триместр внутриутробного периода, когда формируется взаимосвязь с гипофизом. Наблюдается асинхронность включения желез во взаимосвязанную эндокринную систему. Так, значительную дефинитивную активизацию аденогипофиза констатируют авторы в 27 недель, коры надпочечников - в 30 недель, щитовидной железы - в 32 недели, яичников - в 33 недель. Указанные факты могут свидетельствовать о том, что уже в антенатальном периоде онтогенеза гипофиз начинает занимать «главенствующее» положение среди эндокринных желез.

Существенной особенностью функциональной дифференциации эндокринных желез является волнообразное течение этого процесса. Например, вслед за значительной функциональной активизацией желез, которая констатируется в срок 27-33 недели, наступает период гипофункции, сменяющийся в связи с родами и послеродовой адаптацией новым усилением активности.

Фазы функциональной активизации эндокринных желез совпадают с пиками уровня экскреции хорионического гонадотропина у беременной женщины. Ведущая роль хорионического гонадотропина и других плацентарных активаторов несомненна. Кроме того, в железах внутренней секреции постепенно созревают белковые акцепторы, способные со временем отвечать на действие тропных гормонов гипофизарного, хориального или материнского происхождения. И хотя созревание тканевых акцепторов генетически детерминировано, в случаях, когда имеется неблагоприятное воздействие факторов внутриутробной среды, этот процесс заметно (иногда необратимо) нарушается. Следует заметить, что эндокринные фетальные органы и органы-мишени приобретают свойство усиливать свою функцию еще и потому, что во внутриутробном периоде неуклонно совершенствуется как их иннервация, так и васкуляризация. Готовность сосудистой системы предшествует очередным функциональным трансформациям фетальных органов и отчасти обусловливает их.

Период внутриутробной жизни, ограниченный сроками 24- 34 недели, следует считать одним из критических в отношении становления функции изучавшихся эндокринных желез и звеньев половой системы.

Если при физиологическом течении беременности установлены достаточно четкие закономерности дифференциации фетальных органов, то при патологическом ее течении эти закономерности в подавляющем большинстве случаев (60-80 %) не прослеживаются. Показательно, что осложненное течение беременности не всегда и не во всех органах обусловливает отклонение от нормального хода дифференциации. Наибольшую чувствительность к неблагоприятным условиям внутриутробной среды проявляют зденогипофиз, щитовидная железа, надпочечники и сосуды плода. В 80-92% наблюдений отмечена их патологическая функциональная дифференциация. Менее чувствительны к патологическим воздействиям (48-60%) эндометрий, яичники и эндосальпинкс. Наименьшая чувствительность (13%) отмечена в эпителии стенки влагалища и наружных гениталий. Характер нарушений функциональной дифференциации проявляется одним из двух вариантов: либо активизацией (иногда чрезмерной), либо подавлением активности. При этом недлительный поздний токсикоз, грипп, перенашивание беременности, применение экзогенных стероидов чаще влекут за собой активизацию морфологических и функциональных изменений органов или в ряде случаев более раннее включение этих органов в систему. Между тем внутриутробная хроническая  инфекция,  длительно  текущий поздний токсикоз, изосерологический конфликт нередко влекут за собой угнетение функций органов либо более позднее включение их в функциональную систему. Иногда угнетение функций бывает настолько выраженным, что функциональные преобразования запаздывают на 10-18 недель. Строгой специфичности в действии патологического фактора не обнаружено. На характер нарушения (активизация или угнетение) влияет не столько тип патологического фактора, сколько продолжительность его влияния и срок беременности, на котором он действует.

В фетальном периоде имеются свои узловые, критические периоды, дифференцированные для различных органов. Действие повреждающего фактора в критических периодах может быть особенно пагубным для органов и систем. Установлено, что в этиологии ряда эндокринопатий и гинекологических заболеваний (первичный гипопитуитаризм, гипогипертиреоз, инфантилизм, ювенильные кровотечения, первичное бесплодие, первичная трубная беременность, аменорея и др.) немаловажную роль играют неблагоприятные условия внутриутробного развития.

Если неполноценность эндокринных желез может проявиться сразу после рождения (например, неполноценность надпочечниковых желез в период острой фазы адаптации новорожденного), то недостаточность половых органов будет обнаружена лишь в препубертатном и пубертатном периодах, когда эти органы начинают играть важную роль.

Профилактика перечисленных патологических проявлений должна проводиться не только во время критических периодов, совпадающих с имплантацией и плацентацией (период эмбриогенеза), но и в сроки дальнейших морфологических и функциональных преобразований (фетальный период).

В антенатальном периоде онтогенеза человека в случае необходимости следует проводить интенсивные лечебные и профилактические мероприятия.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: