Исследование функции звукового анализатора у младенцев


У нормально слышащего младенца можно практически установить наличие слуха между 10-м и 15-м днем жизни: при громком крике, при звуке свистка у него подергиваются мышцы лица, приходят в движение веки. Показаниями к исследованию слуха у грудного ребенка должны служить: 1) соответствующий анамнез родителей; 2) отсутствие «слухового внимания», т. е. рефлекса на звуки, и отсутствие «вестибулярного внимания», т. е. рефлекса на перемену положения.

Общее правило: при исследовании слуха нужно стать позади исследуемого ребенка, так как исследование только тогда представляет ценность, когда ребенок не видит звучащего предмета. В противном случае неслышащий ребенок будет тянуться к необычному для него предмету - реакция на новое. Необходимо учесть, что сотрясение пола, стук при закрывании дверей воспринимаются физически, и реакция ребенка на полученную вибрацию не указывает на наличие слуха; то же относится и к хлопанью в ладоши у самого уха. Этими методами не удается установить степень и характер глухоты, которая может быть частичной или полной.

Более объективным, научно обоснованным способом исследования слуха у младенцев до 3-4 месяцев является метод условных рефлексов. Для выработки условного рефлекса нужно пользоваться каким-нибудь звуковым раздражителем, например будильником (удобство в смысле переноски и постоянства источника звука). Продолжительность действия раздражителя - приблизительно 30 секунд до и в начале каждого кормления. Появление первого сочетанного рефлекса, т. е. сосательные движения губ при издавании привычного звука, обычно происходит у слышащего ребенка на 4-й неделе производства опыта. При этом, однако, необходимо исключить рефлексы от соприкосновения ребенка с грудью матери, рефлексы положения и др. Для этого начинают исследование с грудной методики, а заканчивают рожковой, т. е. кормление идет из рожка с завязыванием глаз ребенка, причем изолируют все раздражители, кроме слухового.

По мере роста и развития ребенка острота слуха или степень его понижения может быть определена исследованиями при помощи речи и камертонов.

У детей старшего возраста исследованию слуха камертонами должно предшествовать исследование слуха речью (шепотной, разговорной). Исследование камертонами и речью дополняет одно другое, так как камертон дает один тон, в то время как слова состоят из совокупности разных тонов. При исследовании шепотом или разговорной речью нужно закрыть ребенку глаза, чтобы он не мог следить за движением губ исследователя; одновременно с этим заглушают одно ухо, вставляя в слуховой проход указательный палец, как пробку, и производя трение его другим пальцем. Заглушение уха может быть достигнуто также при помощи трещотки.

Слова следует произносить с одинаковой интенсивностью, а именно остаточным воздухом после выдоха. Нормальное ухо воспринимает шепотную речь в зависимости от высоты тонов на расстоянии от 5 (басовые тоны) до 20 м (дискантовые тоны).

Для того чтобы исследовать слух, нужно стать на максимально допускаемое размерами помещения расстояние от больного (практически достаточно расстояние в 6-8 м) и произносить слова, постепенно приближаясь к нему, пока он правильно не повторит слово. Так определяют порог слышимости. В случае необходимости увеличить расстояние, например если исследование производят в небольшой комнате, исследующий становится спиной к исследуемому. Это соответствует приблизительно удвоению расстояния. При желании еще больше удлинить расстояние исследующий становится к исследуемому спиной, а исследуемый повертывается к исследующему ухом, не подлежащим исследованию и, следовательно, закрытым ватой и пальцем. Это соответствует приблизительно   утроенному расстоянию.

Отношение фактического слуха (для басовых, дискантовых   тонов) к нормальному для данной   группы тонов выражает остроту слуха данного индивидуума.

Часто ребенок повторяет услышанное лишь после вопроса: «Что я сказал?» Эту особенность следует учитывать при исследовании слуха у детей.

Для языка каждой народности необходимо иметь специально составленный список слов, состоящих из звуков как высоких, так и низких тонов.

Камертон представляет собой звучащий упругий стержень, дугообразно согнутый в середине и снабженный ножкой. Бранши низкого камертона снабжены грузами для устранения обертонов; таким образом, камертон дает относительно чистый тон.

Как уже сказано, человеческое ухо способно различать звуки начиная с 16 колебаний до 20 000 колебаний и более в секунду. Между нижней и верхней границей слуха нормальное ухо различает все без исключения тоны. Совокупность всех этих тонов называется непрерывной тонскалой. Может случиться, что некоторые тоны не различаются в тех или иных участках тонскалы, тогда говорят о люках в тонскале. Наоборот, при глухоте иногда несколько тонов все же слышны - это так называемые слуховые островки.

Определение восприятия звучания отдельных камертонов называется качественным исследованием. Определение продолжительности звучания называется количественным исследованием. Низкий камертон С128, дающий 128 колебаний в секунду, после приведения его в сильное колебание звучит примерно 170 секунд. Высокий камертон С2048 звучит 50 секунд. Если разделить фактическую продолжительность звучания, выраженную в секундах, на количество секунд нормального звучания данного камертона, то полученное отношение определит остроту слуха у исследуемого ребенка.

Звуковые вибрации камертона могут быть переданы внутреннему уху воздушным путем (поднесение камертона к ушной раковине) и костным (ножки камертона устанавливают на голове исследуемого).

Для исследования слуха у детей старшего возраста производят качественные пробы камертоном.

1. Опыт Ринне («соотношение проводимостей» - по терминологии Б. С. Преображенского). Звучащий камертон С128, поднесенный к ушной раковине ребенка с нормальным слухом, будет слышим дольше, чем этот же камертон, приставленный ножкой к кости сосцевидного отростка. В этом случае говорят, что симптом Ринне положителен ( + ). Может случиться и так, что у больного слух понижен, а симптом Ринне положителен. Положительный симптом Ринне при пониженном слухе означает поражение звуковоспринимающего аппарата. Если соотношение слышимости меняется, через кость звучащий камертон слышен дольше, чем через воздух, т. е. симптом Ринне отрицателен (-); это говорит о поражении звукопроводящего аппарата наружного или среднего уха. При отрицательном симптоме Ринне потеря слуха может быть вызвана заболеванием наружного или среднего уха или обоих вместе.

Допустим, что ребенок болен воспалением наружного уха, при котором наружный слуховой проход резко сужен и отоскопия, крайне затруднительна. В этом случае симптом Ринне отрицателен, но если осторожно ввести в наружный слуховой проход узенькую воронку, то повторный опыт с камертоном даст положительный результат, что исключает одновременное поражение среднего уха.

2. Опыт Швабаха («опыт определения костной проводимости»- по терминологии Б. С. Преображенского). Этот опыт дополняет предыдущий. Костная проводимость удлиняется при заболевании звукопроводящего аппарата, при поражении звуковоспринимающего аппарата она укорачивается («симптом Швабаха укорочен»). Опыт Швабаха производят так. Камертон C128 ставят на темя нормально слышащего, а затем на темя исследуемого и сравнивают продолжительность костной проводимости в обоих случаях. В норме костная проводимость по Швабаху равна приблизительно 18 секундам. С этой цифрой сравнивают вторую, полученную у исследуемого ребенка.

3. Опыт Вебера («опыт латерализации звука» - по терминологии Б. С. Преображенского). Опыт Швабаха дает общую ориентировку относительно заболевания звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата, а опыт Вебера позволяет установить локализацию процесса в определенном ухе. Для этого камертон ставят на темя или на лоб; нормально слышащий ощущает звук в голове или одинаково в обоих ушах. Предположим теперь, что правое ухо больное, и повторим этот опыт. Лучшая слышимость в больном ухе (при опыте Вебера - «латерализация звука в больное ухо», или «симптом Вебера вправо») указывает на болезнь наружного или среднего уха, т. е. звукопроводящего аппарата.

Объяснение. Звук проводится через кость к внутреннему уху и отчасти отражается лабиринтной стенкой. Отраженные звуковые волны выходят через среднее ухо и наружный слуховой проход (ретроградное распространение). Встречая на своем пути препятствие в виде серной пробки, экссудата, звук снова отражается плотной средой, и эта отраженная волна усиливает первую. Допустим, однако, что исследуемый в нашем примере лучше слышит левым (здоровым) ухом. Это означает, что на правой стороне имеется поражение звуковоспринимающего аппарата.

Описанные опыты дают возможность исследовать в соответствующих случаях детей раннего возраста. Если во время воспаления среднего уха поднести камертон C128 к больному уху, то ребенок не реагирует, но если осторожно поставить звучащий камертон на кость позади больного уха, то глаза у ребенка поворачиваются в сторону больного уха (усиление костной проводимости с больной стороны). Если тот же звучащий камертон поставить на середину головы, то ребенок тоже устремляет взгляд в сторону больного уха, т. е. происходит латерализация звука.

Поражение лабиринта можно предположить в том случае, если ребенок при двустороннем гнойном среднем отите не реагирует на звучащий камертон. Если же при таком двустороннем отите ребенок вздрагивает при прикосновении звучащего камертона, то лабиринтита, видимо, нет.

4. Опыт Желе. Этот опыт следует применять для установления изолированного анкилоза стремечка в нише овального окна. Опыт производят так: наружный слуховой проход герметически закрывают оливой резинового баллона и на середину головы ставят звучащий камертон, как при опыте Вебера. При сжатии баллона происходит вдавление стремечка в нишу овального окна, отчего внутрилабиринтное давление повышается. При этом восприятие звука камертона у нормально слышащего ослабевает (Желе +, т. е. положительный) ; при анкилозе стремечка звучание камертона не заглушается (Желе-, т. е. отрицательный), так как внутрилабиринтное давление не изменяется.

Необходимо помнить, что однократного камертонного исследования недостаточно; лишь тождественный результат после повторных исследований позволяет сделать определенное заключение.

Для практического исследования слуха достаточно иметь два камертона: Cm для низких звуков и С2048-для высоких.

Часы могут также служить для исследования слуха, однако следует принять во внимание, что разные часы дают различную громкость звука и к тому же звук, издаваемый часами, отличается однотонностью.

В последние годы для исследования слуха стали применять электроакустический аппарат - так называемый аудиометр, основной частью которого является звуковой генератор, дающий сравнительно чистые тоны. Изменение высоты и громкости звука очень легко определить по шкале аппарата, что делает его удобным для быстрой проверки остроты слуха на разные тоны. Результаты измерения слуха обозначаются в децибелах, т. е. в единицах силы звука. Исследование слуха тональным аудиометром может быть дополнено речевым аудиометром, в котором испытательным сигналом служит речь различной громкости. В речевом аудиометре громкость голоса диктора находится под контролем измерительного прибора.

Для исследования слуха у маленьких детей предложен специальный аудиометр, внешний вид которого напоминает музыкальный ящик с окошком. Ребенку предварительно объясняют, что когда он услышит звук, то должен нажать кнопку, - тогда в окошечке покажется картинка. Громкие звуки в начале исследования сменяют постепенно менее интенсивными, пока ребенок не перестает реагировать. Такое исследование слуха получило название «игровой аудиометрии».

Обычно принято исследовать слух в комнате, изолированной от внешних шумов («сурдо-комната»).

Таким образом, на основании исследования слуха речью, камертонами, а также электроакустическим аппаратом можно получить те или иные данные, характерные для поражения звукопроводящего или звуковоспринимающего аппарата или их комбинации.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: