Периоды детского возраста и особенности развития эндокринной системы


Вся отечественная педиатрия полностью основана на возрастной оценке функций детского организма.

Детально изучив особенности роста и развития детей, морфологические и физиологические особенности развития организма, Н. А. Гундобин, один из основоположников отечественной педиатрии, предложил схему деления детства на отдельные периоды.

Периоды детского возраста

I. Период внутриутробного развития плода (утробное детство).
а. Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
б. Фаза плацентарного развития (плод).


II. Период новорожденности.

III. Период вскармливания грудью (грудной или младший, ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов.
а. Преддошкольный возраст (средний и старший ясельный возраст).
б. Дошкольный возраст.


V. Период отрочества (младший и средний школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

Каждый период детского возраста имеет свои особенности.

Рассмотрим кратко эти периоды с эндокринологических позиций.

I. Период внутриутробного развития продолжается в среднем 270 дней. Он включает фазы эмбрионального развития (первые 3 месяца беременности) и плацентарного (с III по X месяц) развития.

В период плацентарного развития большое значение имеет становление интрареналовой системы, т. е. развитие эпителиальных мезодермальных элементов, из которых впоследствии формируется интерреналовая система. В этот же период происходит и развитие инсулярного аппарата.

На появление различных отклонений в формировании плода большое влияние оказывают эндокринные нарушения у матери (сахарный диабет, диффузный токсический зоб) и другие вредные факторы.

II. В периоде новорожденности, начинающемся с момента перевязки пуповины и длящемся в среднем 18-24 дня, все основные функции ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Многие особенности данного периода объясняются морфологической незаконченностью строения тканей и органов, несовершенством их функции. Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. В этот период проявляются недоношенность, функциональная неполноценность ряда органов и систем, уродства, последствия родовой травмы, врожденные инфекции и т. д.

III. Период вскармливания грудью, длящийся до 1 года, характеризуется относительной функциональной незрелостью органов пищеварения и интенсивным ростом тела. Именно в это время, вначале постепенно, а затем полностью, прекращается влияние гормонов, которые поступают с молоком матери, начинают функционировать более интенсивно щитовидная и зобная железы, интерреналовая система претерпевает обратное развитие. Эндокринные заболевания в этом периоде возникают редко, но может быть выявлена врожденная дисфункция коры надпочечников, гиперфункция щитовидной железы.

IV. Период молочных зубов продолжается с 1 года до 6-7 лет и характеризуется большими количественными изменениями. Совершенствуются все функции организма. При этом гормон щитовидной железы имеет очень большое влияние на рост ребенка в первые 2-3 года жизни. Отмечается повышение влияния шишковидной и зобной желез. К концу данного периода влияние щитовидной железы несколько ослабевает, но усиливается активность передней доли гипофиза, в частности повышается выделение соматотропного гормона, который является главным фактором, определяющим линейный рост детей вплоть до периода полового созревания.

В этом периоде уже чаще встречается эндокринная патология: заболевания гипофиза (гипофизарный нанизм), сахарный диабет, микседема, ожирение, заболевания надпочечников (дисфункция их, опухоли).

V. Период отрочества продолжается от 7 до 15-16 лет. Он делится в свою очередь на младший школьный - от 7 до 11 -12 лет и средний школьный, или препубертатный, периоды - от 11 -12 до 15-16 лет. В это время чаще всего встречаются различные эндокринные заболевания. Наибольший процент случаев сахарного диабета у детей приходится именно на этот период, более часто наблюдаются и заболевания щитовидной железы.

В период отрочества начинает проявляться деятельность половых желез, резко усиливается функция гипофиза, а в пубертатном периоде - периоде полового созревания - уже могут наблюдаться определенные отклонения, требующие коррекции.

VI. В пубертатный период наиболее отчетливо проявляются большие изменения в деятельности эндокринной и сердечно-сосудистой систем, бурно развивается половая сфера. Вот почему он имеет особое значение для педиатра-эндокринолога.

Время наступления пубертатного периода зависит от многих факторов - национальности, климатических условий, особенности питания, условий жизни, пола и т. д.

В среднем у мальчиков он наступает с 15-16 лет, у девочек - с 12-14 лет (с момента наступления менархе). Этот период заканчивается соответственно к 18-20 годам.

Следует еще раз подчеркнуть, что в сроках наступления пубертатного периода отмечаются значительные индивидуальные особенности.

В пубертатном периоде в организме происходят сложные нейрогормональные сдвиги. Тормозящее влияние шишковидной железы на гипоталамическую область снижается, секреция гонадотропинов гипофиза усиливается, что ведет к развитию половых органов и тормозит влияние гормона роста, продуцируемого передней долей гипофиза. В коре надпочечников начинают усиленно вырабатываться андрогены. Повышенная экскреция андрогенов обеспечивает появление вторичных половых признаков: у мальчиков увеличиваются половой член и мошонка, развивается вторичное половое оволосение, у девочек заметно увеличиваются клитор и большие половые губы.

Андрогены у мальчиков и у девочек влияют на рост и развитие мускулатуры и на процессы созревания скелета. На организм девочки оказывают весьма существенное воздействие андрогены, вырабатываемые корой надпочечникоз. В отличие от мальчиков, у которых продукция андрогенов происходит и в яичках, у девочек андрогены в яичниках вырабатываются в весьма незначительных количествах.

У девочек наступление пубертатного периода во многом зависит и от функции яичников. Под влиянием фолликулостимулирующего гормона гипофиза происходит созревание фолликулов яичника. Это в свою очередь вызывает образование эстрогенов, феминизирующее действие которых способствует росту матки, влагалища, малых половых губ, молочных желез. По данным Натансона и сотрудников, у девочек, начиная с 10-11 лет, резко возрастает среднее количество эстрогенов, выделяемых с мочой; в ней обнаруживают и гонадотропины. Постепенно выделение эстрогенов принимает циклический характер. В возрасте 13-15 лет под влиянием стимулирующего действия лютеинизирующего гормона начинает проявляться влияние желтого тела. Это вызывает овуляцию и выделение в кровь прогестерона. Происходит становление циклического процесса - чередования образования эстрогенов и прогестерона. Однако нередко нормальное половое развитие протекает в несколько иной последовательности. Это всегда необходимо учитывать при оценке состояния развития обследуемого подростка.

Необходимо помнить, что существуют физиологические вариации времени наступления пубертатного периода.

Уилкинс приводит следующий перечень этих вариаций:
1) запаздывание наступления пубертатного периода;
2) конституциональный тип преждевременного полового развития;
3) конституциональные различия в росте и соотношении подкожного жирового слоя;
4) преждевременное развитие вторичного оволосения (premature pubarche);
5) преждевременное развитие молочных желез (premature thelarche);
6) вариации характерных мужских и женских черт;
7) различия во внешнем облике и психические особенности;
8) гирсутизм у девочек;
9) гинекомастия у мальчиков;
10) расстройство менструаций;
11) крипторхизм.

Однако в этот перечень входят отклонения, которые могут быть названы патологическими.

Безусловно, не всегда можно провести точную грань между вариациями, укладывающимися в чисто физиологические рамки, и патологическими, но в настоящее время уже собрано столько сведений и разработаны такие методы обследования, что наметить эту грань можно.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Михаил Жуковский

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: