Сопоставление цитологической картины вагинальных мазков и экскреции прегнандиола с мочой


Исследование кольпоцитологическим методом функции желтого тела имеет важное практическое значение. По повышению продукции прогестерона в лютеиновую фазу цикла обычно косвенно судят о функциональной активности желтого тела и об имевшей место овуляции. Все применяемые в клинической практике тесты функциональной диагностики, и в том числе кольпоцитологическое исследование, являются лишь показателями продукции прогестерона в организме и его биологического действия. Для проверки достоверности этого метода совместно с О. Н. Савченко обследованы 113 женщин в возрасте 22-38 лет. Из них у 50 отмечался нормальный ритм месячных, а у 63 - различные его нарушения. У всех обследованных прослежен характер изменения кольпоцитологических показателей в динамике в течение 1-2 месяцев. Одновременно производилось измерение ректальной температуры, определение прегнандиола в суточной моче в фолликулиновую и лютеиновую фазы цикла. У некоторых больных также исследовалась экскреция эстрогенов. В ряде сомнительных случаев исследовался эндометрий в лютеиновую фазу цикла.

Только у 18 из 50 женщин с ненарушенным ритмом месячных, практически не предъявлявших никаких жалоб со стороны половых органов, оказался двухфазный менструальный цикл со средним выделением прегнандиола с мочой во II фазу цикла 3,12 мг/24 ч, что указывало на достаточную активность желтого тела. Расхождений в определении характера менструального цикла по кольпоцитоло-гическому методу исследования и по определению экскреции прегнандиола с мочой не наблюдалось.

При ановуляторных циклах у 16 обследованных экскреция прегнандиола колебалась в среднем от 0,542 жг/24 ч в фолликулиновую фазу до 1,03 мг/24ч в лютеиновую. Кольпоцитологические данные как при низких степенях пролиферации, так и при высоких уровнях КИ и ЭИ носили монотонный характер. Лютеиновые преобразования отсутствовали. Ректальная температура также указывала на монофазный характер менструального цикла. Расхождений в определении характера менструального цикла по кольпоцитологическим данным при определении прегнандиола в моче не наблюдалось.
При недостаточности II фазы цикла, отмеченной у 16 обследованных, в 4 случаях имело место расхождение в диагнозах. Так, выделение прегнандиола в моче в лютеиновую фазу цикла достигало 2,500 жг/24 ч (что считается нормой для лютеиновой фазы), а кольпоцитологические данные или совершенно не указывали на наличие лютеиновых преобразований, или они были очень слабо выражены. Вместе с тем ЭИ и КИ в лютеиновую фазу оставались на уровне величин средней фолликулиновой фазы, что говорило за наличие чрезмерной для II фазы цикла пролиферации. Для анализа причин этого несоответствия произведено определение экскреции эстрогенов с мочой и изучено состояние эндометрия. Оказалось, что у данных больных имело место низкое выделение эстрогенов в фолликулиновую фазу цикла и значительное их повышение в лютеиновую фазу. Гистологическое исследование эндометрия указывало на различные степени пролиферативных изменений.

Как пример, можно привести данные, касающиеся больной П., страдающей бесплодием, у которой экскреция эстрогенов в моче на 24-й день цикла была в несколько раз выше (85,4 мкг/24 ч), чем в фолликулиновую фазу (4,4-9,8 мкг/24 ч), в эндометрии, так же как и при кольпоцитологических исследованиях, не было обнаружено секреторных преобразований. Вместе с тем данные исследования прегнандиола во II фазу цикла указывали на достаточный его уровень (2,63 мг/24 ч).
 
Таким образом, группа больных, у которых наблюдалось расхождение в определении второй фазы цикла, представила особый интерес, так как оказалось, что расхождения в диагнозе обусловлены чрезмерно высокой для второй фазы цикла эстрогенной стимуляцией и недостаточной активностью желтого тела. Данные кольпоцитологических исследований отражали высокую эстрогенную стимуляцию. Отсутствие признаков лютеиновых преобразований косвенно свидетельствовало о слабой функции желтого тела.

Полученные данные показали, что как при опсоменорее с монофазным циклом, так и при аменорее, когда имели место низкие показатели экскреции прегнандиола, расхождения в диагнозах при оценке менструального цикла по кольпоцитологическим данным и по выделению прегнандиола не наблюдалось.

Влагалищные мазки указывали только на низкие или умеренные степени пролиферации; у ряда больных с аменореей - на атрофические изменения. Лютеиновых преобразований не наблюдалось. Исследование прегнандиола также указывало на низкие уровни экскреции у данной группы больных.

Расхождение в диагнозах имело место у 2 больных с опсоменореей и у 5 с менометроррагией. Учитывая достаточную (выше 2 мг/24- ч), хотя и непродолжительную экскрецию прегнандиола, можно было сделать заключение о двухфазном цикле. Однако кольпоцитологические исследования указывали на высокую пролиферацию, которая во II половине цикла превосходила уровни I половины. Лютеиновые преобразования, как правило, отсутствовали, у 3 больных они были слабо выражены. Для выяснения причин расхождения диагноза мы исследовали экскрецию эстрогенов в сопоставлении с состоянием эндометрия. Анализ показал, что у этих больных наблюдалась высокая экскреция эстрогенов во II фазу цикла, которая превосходила таковую в I фазу. Гистологическое исследование эндометрия в лютеиновую фазу цикла указывало на пролиферативные изменения его.

Проведенные исследования показывают, что в большинстве случаев отмечается хорошая корреляция между уровнем выделения прегнандиола с мочой и кольпоцитологическими данными, если наблюдения проводятся в динамике. Однако в ряде исследований между этими показателями имеется расхождение и при достаточно высоком уровне выделения прегнандиола не отмечается снижения кариопикнотического и эозинофильного индексов и лютеиновых преобразований вагинального эпителия во II фазу цикла. В эндометрии при этом также обнаруживаются различные степени пролиферации при полном отсутствии или слабо выраженных секреторных преобразованиях. Характерно, что во всех группах этих больных отмечалась низкая экскреция эстрогенов в I фазу цикла при резком ее повышении во II фазу. Видимо, у этих больных вследствие низкой продукции эстрогенов во время фолликулиновой фазы цикла не происходит надлежащей подготовки слизистой влагалища и матки к действию прогестерона, которое в норме проявляется всегда после достаточной эстрогенной стимуляции. К тому же влиянию прогестерона на вагинальный эпителий и эндометрий мешает необычно высокая продукция эстрогенов во время лютеиновой фазы у этих больных. У ряда больных это усугубляется еще и уменьшением длительности гормональной активности желтого тела, когда высокое выделение прегнандиола наблюдается всего два-три дня. Недостаточная эстрогенная стимуляция во время I фазы менструального цикла может снижать эффект прогестеронового действия на эндометрий и на слизистую влагалища во II фазу. Развитие гиперплазии эндометрия и пролиферативных изменений влагалищного эпителия при достаточном уровне выделения прегнандиола дает основание предположить возможность неполноценности развития фолликула, а затем и желтого тела, которое не способно вызвать соответствующую трансформацию эндометрия.

В наших исследованиях у больных миомами матки, как страдающих кровотечениями типа меноррагии, так и без них, при сопоставлении кольпоцитологических данных экскреции эстрогенов было отмечено, что слизистая влагалища наиболее быстро и чутко реагирует на усиление стимулирующего влияния активных фракций эстрогенов-эстрадиола и эстрона, даже если продукция прогестерона достаточная. Вопрос о развитии гиперплазии эндометрия и пролиферативных изменений слизистой влагалища при достаточной продукции прогестерона заслуживает очень серьезного внимания. Такие же на первый взгляд парадоксальные реакции наблюдала М. А. Капельгородская при обследовании больных с фибромиомами матки. При нормальной или несколько пониженной экскреции эстрогенов в фолликулиновую фазу цикла, нормальном соотношении фракций эстрогенов на протяжении всей первой половины цикла и повышенной экскреции эстрогенов в лютеиновую фазу цикла в эндометрии наблюдались пролиферативные изменения различной степени) несмотря на то, что продукция прогестерона оставалась достаточной. По-видимому, органы и ткани-мишени, к которым относятся матка, влагалище, молочные железы, способны более чутко реагировать на продукцию эстрогенов. При нарушении характера этой продукции, даже при нормальном ритме месячных, могут возникать некоторые патологические процессы в матке и молочных железах, о чем нередко сигнализируют данные кольпоцитологических исследований в случаях, когда экскреция прегнандиола с мочой практически не отклоняется от общеустановленных норм.

Вместе с тем, если рассматривать вопрос о том, имеется ли корреляция между кольпоцитологическими изменениями и экскрецией эстрогенов и прегнандиола с мочой, то следует заключить, что в большинстве случаев эта корреляция имеется. Особенно отчетливо она проявляется тогда, когда экскреция эстрогенов с мочой существенно (в ту или иную сторону) отклоняется от физиологической нормы. При низких уровнях экскреции эстрогенов вагинальный эпителий характеризуется очень слабой степенью пролиферации или атрофическими изменениями; выделение эстрогенов с мочой в больших количествах, как правило, сочетается со значительными пролиферативными изменениями в слизистой оболочке влагалища.

В случае совместного действия двух гормонов (эстрогенов и прогестерона) их стимулирующее влияние проявляется согласно определенным соотношениям. При нормальном менструальном цикле в I фазу его преобладающее действие эстрогенов вызывает возрастающую пролиферацию вагинального эпителия. Возрастающее влияние прогестерона и убывающая эстрогенная стимуляция во II фазу цикла вызывают появление лютеиновых преобразований и уменьшение величин ЭИ и КИ.

Наиболее сложными представляются кольпоцитологические изменения при нарушениях гормональной стимуляции в репродуктивный период жизни женщины. Если продукция эстрогенов высока, а прогестероновая стимуляция недостаточна, то состояние влагалищного эпителия прежде всего будет отражать высокую эстрогенную стимуляцию. Эти не соответствующие норме высокие степени пролиферации влагалищного эпителия могут быть использованы как диагностический тест, указывающий на неполноценное развитие фолликулов в яичниках. Как мы уже указывали, для полноценного проявления прогестероновой стимуляции при нормальном цикле нужна соответствующая подготовка эндометрия и слизистой влагалища достаточной эстрогенной стимуляцией. Если эта подготовка не происходит вследствие низких уровней эстрогенов в I фазе цикла, тогда достаточные уровни прогестерона во II фазе цикла могут не вызвать ни соответствующих клеточных изменений слизистой влагалища, ни секреторной трансформации эндометрия.

Таким образом, для расхождений между кольпоцитологическими данными и экскрецией гормонов в моче имеются определенные причины. Так, несоответствие между величинами экскреции эстрогенов и степенью пролиферации вагинального эпителия может возникнуть при длительном действии эстрогенов на низком или умеренном уровне, без влияния гормонов-антагонистов. Примером тому могут служить умеренные или низкие величины экскреции эстрогенов при дисфункциональных маточных кровотечениях и высокие степени пролиферации, особенно часто наблюдающиеся в период задержек месячных перед кровотечениями. Более подробно данный вопрос освещен в главе, касающейся дисфункциональных маточных кровотечений.

Также следует отметить роль гормонов-антагонистов в возникновении возможных несоответствий кольпоцитологических данных с уровнем экскреции эстрогенов, наблюдающихся при некоторых патологических состояниях, связанных с нарушением взаимодействия яичников с корой надпочечников. Влияние андрогенов на подавление пролиферации слизистой влагалища особенно отчетливо выявляется у больных с повышенной продукцией этих гормонов, например, при врожденной вирилизирующей гиперплазии коры надпочечников. Выделение эстрогенов у такого рода больных находится на уровне величин их экскреции в среднюю фолликулиновую фазу нормального менструального цикла. Вместе с тем кольпоцитологические данные указывают на низкие степени пролиферации влагалищного эпителия или умеренные степени атрофии. Избыточное количество андрогенов нейтрализует достаточную продукцию эстрогенов, и состояние влагалищного эпителия отражает суммарный эффект гормональной стимуляции.

Поэтому влияние гормонов-антагонистов на изменения влагалищного эпителия может быть одной из причин, почему кольпоцитологические данные не могут быть признаны показателем эстрогенной насыщенности организма, хотя влагалищные мазки и отражают в известной мере удельный вес эстрогенных фракций, влияющих на пролиферативные процессы слизистой вагины.

Так, например, при неполноценности желтого тела, особенно на фоне высокой эстрогенной стимуляции, данные кольпоцитологического исследования будут отражать главным образом степень эстрогенной стимуляции, а не величину продукции прогестерона желтым телом. О физиологической насыщенности организма эстрогенами можно судить только по совокупности лабораторных данных и клинических, отражающих продукцию эстрогенов и других половых гормонов в организме.

Для наиболее полной характеристики функции желтого тела необходима совокупность нескольких тестов функциональной диагностики и проведение их в динамике, так как принятая за норму экскреция прегнандиола может быть как при недостаточности желтого тела, так и при некоторых патологических изменениях в деятельности фолликулярного аппарата яичников.

С другой стороны, следует учесть и реактивность тканей эндометрия и влагалища. Слизистая влагалища, будучи эффекторным органом, воспринимающим гормональные стимуляции, подвержена также сумме влияний со стороны нервных, гуморальных и местных факторов, например, воспаления. Поэтому кольпоцитологические данные лучше подкреплять данными каких-либо других тестов функциональной диагностики. Совпадение данных двух или нескольких тестов увеличит достоверность сведений, а расхождение их - при соответствующем анализе может выявить причину патологического гормонального влияния.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: