Связь нарушений в зубочелюстной системе с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта


Работа органов челюстно-лицевой области рассматривается как часть работы пищеварительного тракта.

Роль органов челюстно-лицевой области в сложных процессах жизнедеятельности организма достаточно подробно изучена И. П. Павловым и его школой. И. П. Павлов различает две взаимосвязанные фазы в пищеварении: рефлекторную и секреторную. В рефлекторной фазе огромная роль принадлежит нервному аппарату, заложенному в челюстно-лицевой области. Им воспринимаются различные раздражения, связанные с пищей: вид, запах, непосредственное соприкосновение пищи со слизистой оболочкой и органами полости рта, жевание, глотание и т. д. В результате восприятия внешних раздражений нервным аппаратом челюстно-лицевой области настраивается работа железистого аппарата полости рта, желудка и поджелудочной железы. В связи с этим важно с ортопедической точки зрения рассмотреть акт жевания как один из факторов, влияющих на функцию желудочно-кишечного тракта, поскольку он обусловливает длительность раздражения (время пребывания пищи во рту), механическую и химическую обработку пищи.

Вопрос о функции жевания и влиянии этой функции на пищеварение давно изучается физиологами и стоматологами. В целом принято считать, что чем полноценнее акт жевания, тем обильнее и качественно выше желудочная и поджелудочная секреция рефлекторной фазы.

Лондон в опытах на собаках доказал, что моторная функция желудка изменяется в связи с различной степенью измельчения пищи. Автор кормил собаку одной и той же пищей, но кусками различной величины. Если куски пищи были весом 40 г, ее в желудке через 3 часа оставалось 63%, при весе 10 г - 40%, при весе 5 г - 37%. При кормлении молотым мясом через 3 часа в желудке находилось 27% пищи.

А. И. Бетельман, изучая связь между актом жевания и работой слюнных желез до и после удаления зубов, пришел к заключению, что в случае нарушения целостности зубочелюстной системы компенсаторно усиливается работа слюнных желез и секреторная функция желудка. Усиление секреторной деятельности желез внутренней секреции автор рассматривает как компенсацию недостаточной работы жевательного аппарата. На основе этого автор приходит к выводу, что приспособляемость пищеварительной системы создает условия для полноценного переваривания пищи даже при некоторой недостаточной ее обработке в полости рта, а это служит предпосылкой для ограничения показаний к протезированию.

В процессе исследований установлено, что акт жевания влияет на моторную функцию желудочно-кишечного тракта. И. С. Рубинов при кормлении эзофаготомированных собак, у которых пища в желудок не поступала, получал типичные для разной пищи кривые безусловных и условно-рефлекторных движений желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом установлено, что активное жевание тонизирует гладкую мускулатуру желудка.

Яркие изменения в деятельности желудочно-кишечного тракта в связи с поражением зубочелюстной системы отмечены нами при изучении раненных в лицо с повреждением челюстей, когда имело место полное выключение жевательного аппарата у ранее здоровых людей. Полученные данные свидетельствовали о возникновении выраженных нарушений регуляторных функций органов пищеварения при тяжелых поражениях жевательного аппарата и резко пониженной сопротивляемости желудочно-кишечного тракта ко всякого рода инфекциям и интоксикациям. Желудочно-кишечные заболевания при челюстных ранениях возникали часто и протекали остро; несмотря на лечение, трудно нормализовалась деятельность желудочно-кишечного тракта; больные быстро, и резко истощались.

Как правило, лица, у которых полностью выключена функция жевательного аппарата, сразу начинали жаловаться на изжогу, обильное слюнотечение, чувство тяжести после еды, несмотря на диетическое питание и предварительную механическую обработку пищи; иногда отмечалось чувство жара и потливости после приема пищи; у многих возникал перемежающийся стул (запоры, сменяющиеся поносами).

Лабораторные исследования желудочного сока этих больных подтверждали наличие связи между актом жевания и секреторной функцией желудка. Состав желудочного содержимого резко менялся; имел место быстрый переход от пониженной секреторной функции желудка к повышенной и от состояния быстрого истощения к спонтанной секреции-желудка. Кроме изменений секреторной функции желудка, менялась и его моторика: отмечалась усиленная перистальтика желудка при замедленной эвакуации содержимого.

Наличие выраженных нарушений деятельности желудка тут же после выключения жевательного аппарата может быть объяснено реакцией раздражения в ответ на новые условия пищеварения, когда возникает необходимость возместить исключенную функцию жевательного аппарата функциональной эластичностью нервно-железистого аппарата самого желудка. В результате происходит усиление желудочной секреции, перистальтики и более длительная задержка пищи в желудке. Выключение акта жевания исключает также важное действие слюны, вследствие чего пища не проходит одной фазы обработки, что дополнительно осложняет работу желудочно-кишечного тракта.

Если полное выключение жевательного аппарата, как показал опыт, вызывает резкую ответную реакцию со стороны желудочно-кишечного тракта, то спустя более или менее длительное время (наши наблюдения равны 5-10 годам) раздражение секреторной и моторной функции желудка постепенно снижается, возникает компенсация или наступает стойкая декомпенсация. У одних нормализуется деятельность желудочно-кишечного тракта, несмотря на продолжающееся полное выключение жевательного аппарата, у других явления расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта нарастают, несмотря на применение специально обработанных продуктов питания и соблюдение пищевого режима. Это можно объяснить индивидуальной мобильностью органов пищеварения. Следует подчеркнуть, что у лиц, у которых отмечалась компенсация, все же возникали выраженные морфологические изменения в строении слизистой оболочки,- в частности имела место гипертрофия или атрофия слизистой оболочки желудка.

Общим фактором для всех лиц, у которых выключена функция жевательного аппарата, является нарастающее исхудание, выявляющееся в резком расхождении между ростом и весом, неспособность к физической работе и быстрая утомляемость, что объясняется сниженной сопротивляемостью организма на повышающуюся функциональную нагрузку.

Таким образом, имеются бесспорные доказательства прямой связи между деятельностью жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта.

Детальному изучению подвергнуты также лица, у которых имело место частичное поражение зубных рядов или полное отсутствие зубов в результате кариеса зубов или амфодонтоза. В отличие от описанного выше полного выключения жевательного аппарата в этих случаях имеет место постепенное снижение его функции, что вызывает другую реакцию в организме человека, знание которой весьма важно для определения значения ортопедического лечения и понимания сложности показаний к ее применению в зависимости от степени поражения зубочелюстной системы.

Д. А. Энтин и его сотрудники, используя, как это делали другие исследователи, специальное диетическое питание и последующие копрологические исследования с биохимическим изучением содержания в кале жиров и углеводов, пришли к заключению, что усвояемость пищи снижается при нарушении деятельности жевательного аппарата, вызванной частичной потерей зубов. Хорошее пережевывание повышает усвояемость пищевых веществ.

Б. Н. Торчинский изучал связь между степенью поражения зубочелюстной системы и секреторно-моторной функцией желудка. Им было обследовано 55 человек с различным состоянием жевательного аппарата. В результате он пришел к выводу, что недостаточность последнего вызывает повышенное раздражение железистого аппарата желудка в виде ахлоргидрии. Снижается и эвакуаторная способность желудка.

Б. Н. Бынин на основании клинических данных установил, что при поражении зубной системы имеют место гастриты. Грубая неразмельченная пища повреждает слизистую оболочку пищевода и желудка.
 
Следует отметить и противоположные изложенному факты. Так, при изучении раненых с челюстно-лицевыми повреждениями мы отмечали случаи и нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта, несмотря на полное выключение жевательного аппарата, что говорит о возможной высокой компенсаторной мобильности организма человека.

С. Е. Гельман и другие авторы установили, что весьма часто при здоровом состоянии желудочно-кишечного тракта деятельность последнего не нарушается, несмотря на частичные дефекты в зубных рядах. Автор наблюдал 200 человек с хроническим заболеванием желудочно-кишечного тракта и установил, что 75% из них к началу заболевания не имели каких-либо нарушений в зубочелюстной системе, но, как правило, плохо использовали ее (неаккуратное жевание, поспешная еда). Он пришел к выводу, что правильное использование зубов не менее важно для общего пищеварения, чем абсолютное количество зубов. Правильное использование жевательного аппарата даже при наличии дефектов в зубных рядах может обеспечить необходимую обработку пищи. Последнее подтверждается многими исследованиями. Так, изменяя, основные элементы жевания (массу, твердость и время), удавалось получить достаточную его эффективность, несмотря на нарушение зубочелюстной системы. У человека при сравнительно небольшой потере зубов изменение в основных элементах жевания происходит условно-рефлекторным путем. В целях приспособления вырабатываются определенные приемы, предохраняющие желудок от проникновения в него плохо разжеванной пищи (человек одномоментно берет в рот небольшие куски только мягкой пищи, жесткую предварительно вне рта механически обрабатывает или смачивает в жидкостях, меняет ее физические свойства).

Эти данные говорят о развивающейся компенсации при возникновении того или иного дефекта.

Механизм компенсаторных процессов у человека очень сложен, поскольку компенсация является результатом воздействия многообразных социально-биологических факторов, помогающих организму мобилизовать, свои ресурсы и рационально их использовать при том или ином дефекте или заболевании.

Приспособляемость не ограничивается лишь одним органом, непосредственно участвующим в работе, а базируется на синергическом участии ряда органов.

Развитие компенсаторных механизмов происходит в процессе жизнедеятельности органов и систем человека. При этом создаются новые амортизационные механизмы, полностью отвечающие требованиям, выдвигаемым функцией органов.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от ряда факторов. В основе его лежит биологическая способность живой ткани отвечать усилением функции на внешнее раздражение, определяемая сложнейшими коррелятивными связями между периферической и центральной нервной системой. Центральная нервная система, координирующая все процессы, посылает импульсы к периферии.

В результате развития местных и общих компенсаторных механизмов создаются условия, при которых организм человека, несмотря на наличие дефектов в зубной системе, оказывается в состоянии удовлетворительно функционировать.

Внутрисистемная перестройка происходит последовательно, соответственно постепенному разрушению зубной системы, и осуществляется быстро, благодаря чему через непродолжительное время человек оказывается полностью приспособленным к своему дефекту.
 
Итак, нарушения целостности зубочелюстной системы не безразличны для жизнедеятельности организма. Они могут быть компенсированы или наступают состояния декомпенсации. Поэтому важно сохранять целостность зубной системы, а при нарушениях восстанавливать ее.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: