Дифиллоботриозы, природные очаги и профилактика



VI. Дальневосточный регион. За немногими исключениями очаги дифиллоботриозов в регионе характеризуются умеренной степенью пораженности и малой интенсивностью инвазии населения. По данным Л. И. Синовича, средняя пораженность коренного населения Дальнего Востока составляла 4,3%. Отмечена достоверная, но небольшая разница между пораженностью детей (2,3%) и взрослых (5,4%), что характерно даже для малоинтенсивных очагов инвазии D. latum. Поэтому можно предположить, что у людей на Дальнем Востоке паразитируют другие лентецы. У русского населения Хабаровского края дифиллоботриозы регистрируются в десятых-сотых долях процента, хотя в Хабаровске около половины заболеваний имеют местное происхождение. В некоторых поселках по нижнему Амуру инвазировано 7,1-8,7 и даже 23% населения, но другие исследователи выявили дифиллоботриоз у 0,7% русского и 1,5-2,6 коренного населения. В бассейне р. Уды, по данным Л. И. Синовича, было поражено 0,65-1,5% населения, реки Тумнин-10%,   (орочи). На Камчатке очаги дифиллоботриозов известны только на севере, в Корякском автономном округе. В среднем коренное население северо-запада Камчатки инвазировано лентецами в 3,8, северо-востока - в 1,6% случаев. На Сахалине значительная пораженность коренного населения (до 20,6%) отмечена в северных районах, главным образом на побережье. Л. И. Синович, Л. В. Тихонова на северо-восточном побережье в нижнем течении реки Тым выявили дифиллоботриоз у 16,4% нивхов, на побережье Татарского пролива - у 19,1% населения, в низовьях реки Поронай -до 23%, в глубинных же частях острова - только у 2,9% жителей. Интенсивность инвазии лентецами на Дальнем Востоке невелика: 1 лентец выделялся при лечении у 75,4%, 2- 3 экз. - у   19,1%,   более   4 экз. - у   5,5% инвазированных. Относительно интенсивные инвазии отмечены только на Сахалине (до 17-25 лентецов). Довольно многочисленны находки на Дальнем Востоке дифиллоботриид у домашних, диких млекопитающих и у диких птиц: D. latum - у собак, домашних кошек, серебристо-черных лисиц и норок в звероводческих хозяйствах, волка, медведей, барсука; D. dendriticum - у домашних кошек, чаек, длинноносого крохаля и т. д. Имеется немало указаний на обнаружение плероцеркоидов дифиллоботриид у рыб, но требуются дополнительные исследования по установлению видовой принадлежности личинок. П. Б. Гофман-Кадошников описал плероцеркоидов нового типа F из камчатской кеты. О находках личинок D. latum у дальневосточных рыб имеются лишь единичные сообщения. В самоэкспериментах В. Н. Шпилько и других установлено эпидемиологическое значение плероцеркоидов, определенных как личинки D. latum, из тайменя.

Ситуация в отношении дифиллоботриозов на Дальнем Востоке выяснена еще далеко не полно.

В связи с освоением новых территорий, гидростроительством, развитием транспорта, миграцией населения и другими процессами внимание специалистов привлекает вопрос о влиянии антропогенных факторов на распространение дифиллоботриозов. Однако необходим вдумчивый подход, в частности, к вопросу о возникновении новых очагов дифиллоботриозов. Очаг на озере Убинское не был учтен, но позже исследователи пришли к заключению, что очаг существовал и ранее. В Поволжье очаги имелись до сооружения водохранилищ, но были малоинтенсивными.

Убедительных примеров формирования новых (а не интенсификации ранее имевшихся) очагов инвазии D. latum не так уж много. Новый очаг формируется, вероятно, в бассейне Дона. В некоторых районах отмечены инвазия рыб плероцеркоидами D. dendriticum и возникновение HOIS их очагов дифиллоботриоза чаечного в результате интродукции и акклиматизации пеляди - дополнительного хозяина паразита, а также занос яиц лентеца в водоемы дефинитивными хозяевами - птицами во время их перелетов. Эти наблюдения представляют интерес и для специалистов зарубежных стран.

Вопросы борьбы с дифиллоботриозами встали перед гельминтологией уже в 20-30-е годы. Организация научных исследований и мероприятий по борьбе с дифиллоботриозами выдвигалась в числе задач медицинской гельминтологии на вторую пятилетку. Те же задачи становились на Всесоюзном совещании по борьбе с гельминтозами населения в третьей пятилетке. Однако широкие исследования по проблеме диффилоботриозов и оздоровительные мероприятия стали проводиться с 50-х годов.

В 1957 г. в Петрозаводске была организована первая межобластная конференция по дифиллоботриозам, на которой была представлена развернутая программа исследований и сформулированы задачи борьбы с дифиллоботриозами. В 1965 г. в Ленинграде состоялась Советско-финская конференция по дифиллоботриозам. Различные аспекты проблемы обсуждались на многих конференциях, совещаниях, симпозиумах союзного, республиканского, зонального уровней.

Система комплексных противодифиллоботриозных мероприятий, предусматривает прежде всего выявление инвазированных, для чего используются общепринятые методы гельминтокопровоскопии; вспомогательным методом является массовый опрос населения об отхождении фрагментов лентеца, особенно целесообразный в малоинтенсивных очагах, где сплошное лабораторное обследование трудно выполнимо. Однако метод опроса мало пригоден для выявления инвазированных D. dendriticum, у которых обычно отходят короткие фрагменты стробилы, не всегда замечаемые больными.

Дегельминтизация инвазированных - следующее важное звено в системе борьбы с дифиллоботриозом. Эффективные при дифиллоботриозе препараты мужского папоротника и некоторые другие из-за токсичности и сложности процедуры лечения не отвечают требованиям, предъявляемым к средствам, пригодным для массовой дегельминтизации. В этом отношении большие преимущества имеет фенасал - отечественный аналог зарубежного йомезана, полученный в 1961 г. А. Ф. Бехли и М. Б. Брауде и уже в 60-е годы внедренный в широкую практику. Рразработана технология изготовления фенасала в таблетках, что более удобно для лечения и не уступает в эффективности порошкообразному препарату. Одно из достоинств фенасала в том, что он значительно снижает жизнеспособность яиц лентеца, выделяющихся после лечения с фекалиями и полуразрушенными стробилами.

Малая устойчивость яиц лентецов к воздействию высоких, низких температур, дезинфицирующих веществ позволяет использовать в девастационных целях регламентированные санитарными правилами методы и средства физической и химической дезинфекции и дезинвазии фекалий, сточных вод и т. д. Обязательным мероприятием является охрана окружающей среды от загрязнения необезвреженными нечистотами человека и животных. К перспективным методам профилактики относится экологически обоснованное регулирование численности щуки и вселение в водоемы ценных рыб - безопасных или малоопасных в эпидемиологическом отношении.
Важный элемент в системе борьбы с дифиллоботриозом - санитарно-гельминтологическая экспертиза рыбы и рыбных продуктов и обезвреживание зараженной условно годной рыбы. На основе исследований 3. М. Аграновского разработаны и утверждены «Временные правила санитарно-гельминтологической оценки рыбы, зараженной плероцеркоидами широкого лентеца, направляемой в предприятия рыбной промышленности и общественного питания». Однако централизованное обезвреживание рыбы может осуществляться и контролироваться лишь на предприятиях, основное же эпидемиологическое значение имеет рыба, которую вылавливает население или приобретает у рыбаков.

Поэтому особенно важное значение в борьбе с дифиллоботриозом имеет санитарное просвещение. Особенно результативны индивидуальные и групповые собеседования. Санитарному просвещению отводится первостепенное место в борьбе с дифиллоботриозом в Финляндии.

Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: