Содержание эпидемиологического обследования при сибирской язве


Получив экстренное извещение о выявлении лечебным учреждением больных или подозрительных на заболевание сибирской язвой людей, эпидемиолог немедленно связывается с ветеринарными специалистами и организует совместное проведение эпидемиологического и эпизоотологического обследований.

Имея предварительные сведения, содержащиеся в экстренном извещении, эпидемиолог совместно с ветеринарными специалистами составляет орентировочный план проведения обследовательской работы. В ходе обследования этот план видоизменяется и дополняется в соответствии с фактическими данными, получаемыми по каждому из ниже описываемых разделов обследовательской работы.

Ознакомление с документацией. В лечебных учреждениях эпидемиолог знакомится с амбулаторными картами, историей болезни, результатами лабораторных исследований, изучает анамнез, клинические проявления болезни, локализацию патологических процессов, используя беседы с лечащими врачами, личный осмотр и опрос, больного.

Форма и течение инфекционного процесса при сибирской язве находятся в тесной связи и в прямой зависимости от места внедрения возбудителя в организм человека, а следовательно, и от механизма передачи. Уже одно это обстоятельство дает возможность избрать наиболее правильные пути проведения эпидемиологического обследования.

В подавляющем большинстве случаев (92-96%) у людей сибирская язва протекает в кожной форме, связанной с заражениями через кожные покровы при контакте с источниками или факторами передачи инфекции.

Локализация кожных поражений указывает на условия, при которых мог заразиться заболевший. Так, например, язвы в области кистей рук чаще всего возникают в результате контактных заражений при забое больных животных, разделке туш, обработке шкур, кож, шерсти, щетины или при уходе за животными, уборке скотных дворов, захоронении трупов, при транспортировке животноводческого сырья, иногда при заражениях через инфицированные рукавицы, перчатки. При локализации кожных поражений в области шеи и лба следует думать о возможности заражения через инфицированные меховые или шерстяные изделия (шапки, воротники, шарфы, башлыки); язвы в области лица говорят о возможном заражении через инфицированные кисти для бритья, через укусы слепней, мух-жигалок или о заносе возбудителя руками; поражения в области ступней обычно связаны с заражениями при уборке и переработке навоза, изготовлении самана, земляными работами или с заражениями через инфицированную обувь, шерстяные носки.

Редко встречающиеся легочная и кишечная формы сибирской язвы дают эпидемиологу основание считать, что заражение произошло воздушно-пылевым путем при легочной форме и алиментарным путем при кишечной форме. Обе эти формы заболевания характеризуются крайне бурным и тяжелым течением инфекционного процесса, почти всегда заканчиваются летальными исходами на 2-3-е сутки и обычно диагностируются посмертно. Инкубационный период при этих формах очень короткий - от нескольких часов до 2 суток.

В санитарно-эпидемиологических учреждениях просматриваются имеющиеся материалы ранее проводившихся эпидемиологических обследований, данные по анализу причин, структуры, движения и характера заболеваемости людей сибирской язвой, сведения о проводившихся профилактических прививках и других мероприятиях по борьбе с этой инфекцией. В случае необходимости и при возможности используется помощь квалифицированных специалистов, занимающихся изучением эпидемиологии сибирской язвы, работающих в медицинских институтах, противочумных учреждениях и отделах особо опасных инфекций республиканских, краевых и областных санитарно-эпидемиологических станций, а также квалифицированных эпизоотологов.

В лабораториях, занимающихся бактериологическими и другими методами исследований по сибирской язве, просматриваются результаты лабораторных исследований материалов от больных и с объектов внешней среды.

В учреждениях ветеринарной службы производится ознакомление с документацией, характеризующей эпизоотологическое состояние по сибирской язве на обслуживаемой территории.

Для успешного проведения эпидемиологического обследования необходимо иметь следующие основные эпизоотологические данные:

1) о последних случаях заболеваний животных и причинах их возникновения;

2) о движении заболеваемости животных за последние годы с анализом причин возникновения эпизоотии и спорадических случаев заболеваний;

3) о движении, наличии и дислокации на обслуживаемой территории стационарно неблагополучных пунктов и почвенных очагов возбудителя;

4) об охвате поголовья совхозного, колхозного и индивидуального скота профилактическими прививками.

При обследовании очага и других объектов тщательно проверяются ветеринарная и хозяйственная документация па поступающие партии животных, мяса, сырья, фуража, на продажу и вынужденный забой животных, на захоронение и сжигание трупов павших животных, разрешения на рыночную торговлю животными, мясом, шкурами, молоком и другой продукцией животноводства.

Опрос. Короткий инкубационный период (максимум 8 суток) облегчает выявление, а затем и фактическую проверку анамнестических данных и тех обстоятельств, при которых в этом периоде произошло заражение. Однако не всегда при опросе больного и его родственников удается получить сведения, соответствующие действительности, особенно в тех случаях, когда больной, его родственники или знакомые сами являются виновниками заражения людей сибирской язвой (вынужденный забой животных, продажа мяса, шкур, кож, захоронение трупов павших животных, производимые без узаконенного ветеринарного освидетельствования). В подобных случаях для выяснения действительных обстоятельств, приведших к заражению людей сибирской язвой, и с целью срочного проведения мероприятий по предупреждению дальнейших заболеваний людей эпидемиолог обязан прибегнуть к помощи административных органов. Одновременно с опросом эпидемиолог производит осмотр больного с участием и с помощью лечащих врачей, чтобы получить отправные данные (форма, течение, локализация болезненных поражений) для выявления условий заражения.

При собирании эпидемиологического анамнеза необходимо выяснить следующие основные данные, помогающие правильно ориентироваться в установлении места, времени, причин и обстоятельств заражения:

1) наличие профессиональных, бытовых, случайных контактов с животными и характер этих контактов;
 
2) наличие больных или павших животных в колхозном, совхозном и в личном хозяйстве заболевшего;

3) участие в вынужденном забое и разделке туши убитых животных, захоронении трупов, причем обязательно выясняются все подробности, связанные как с самим процессом забоя (кто владелец животного, что послужило причиной вынужденного забоя, где происходил забой и разделка туши, кто персонально принимал в этом участие), так и с реализацией мяса, шкуры и субпродуктов забитого животного;

4) наличие контактов с животноводческим сырьем, в частности импортным, характер этих контактов;

5) пребывание и участие в работах на территориях, зараженных или подозрительных на заражение возбудителем сибирской язвы;

6) покупка и использование кустарных кожевенных, меховых и шерстяных изделий незадолго перед заболеванием;

7) укусы слепнями, комарами, мухами-жигалками.

Тщательно выясняют, подвергался ли заболевший прививкам против сибирской язвы и когда.

Осмотр очага. Действующими очагами сибирской язвы служат совхозные, колхозные, индивидуальные животноводческие хозяйства, включая территории населенных пунктов и предприятий, при наличии выявленных или не выявленных источников инфекции (больных животных), в том числе и те, где случаев заболеваний людей в данное время не обнаружено.

За последние годы в связи с улучшением ветеринарного контроля и обслуживания, особенно в результате ежегодного проведения плановой профилактической вакцинации животных, в совхозных и колхозных хозяйствах резко снизилась заболеваемость сибирской язвой животных и людей. В то же время каких-либо существенных улучшений в работе ветеринарной службы по выявлению и предупреждению возможности возникновения очагов сибирской язвы в индивидуальных животноводческих хозяйствах не произошло, между тем как поголовье личного скота продолжает увеличиваться. В Средней Азии, Закавказье, Северном Кавказе в индивидуальном владении находится значительное количество крупного и особенно мелкого рогатого скота. По этим причинам в настоящее время вновь возникающие очаги сибирской язвы в индивидуальных хозяйствах в большинстве случаев выявляются медицинскими работниками при эпидемиологическом обследовании случаев заболевания людей. Возникновение очагов сибирской язвы на территориях населенных пунктов в личных хозяйствах рабочих, служащих, колхозников стало основной причиной заболеваемости населения этой инфекцией.

В районах с развитым индивидуальным животноводством в 90-95% случаев заболевания людей оказываются так или иначе связанными с «микроочагами» сибирской язвы во дворах личных владельцев скота. Этому способствует крайне незначительный охват профилактическими прививками членов семей индивидуальных владельцев скота.

В результате вынужденных, бесконтрольных подворных забоев животных заражаются не только те, кто принимал непосредственное участие в забое, снятии шкуры и разделке туши, но и лица, приобретающие мясо, шкуру, субпродукты убитого животного, которые нередко реализуются его владельцем на рывке или среди односельчан. Кроме того, инфицированный участок двора на месте забоя на долгие годы остается опасным резервуаром возбудителей сибирской язвы, если он не будет обнаружен и обезврежен. Такие участки нередко служат причиной заражения сибирской язвой детей, которые во время игры обычно копаются в земле.

Именно в этих случаях больные и их родственники, избегая ответственности, стараются при опросе скрыть или извратить истинные причины и обстоятельства заражения. В процессе осмотра и обследования очага эпидемиолог и эпизоотолог должны установить действительные причины и условия заражения, тем более при групповых заболеваниях людей, выявить всех лиц, имевших контакты с источниками и факторами передачи инфекции, с целью их экстренного профилактического лечения.

В практике обследовательской работы иногда приходится сталкиваться с такими фактами, когда справки, разрешающие вынужденный забой и реализацию мяса заболевшего сибирской язвой животного, выдаются после небрежно или неквалифицированно проведенного ветеринарного осмотра; имели место отдельные случаи, когда такие разрешения выдавались без предварительного обследования животных.
 
По действующему законодательству виновные в такого рода действиях лица должны привлекаться к административной или судебной ответственности.

При совместном обследовании очага сибирской язвы, помимо тщательного изучения конкретных причин заражения людей, устанавливаются следующие основные данные, необходимые для разработки и осуществления мероприятий по его ликвидации:

1) причины возникновения очага (откуда, когда и как была занесена в хозяйство инфекция);

2) территориальные границы очага и угрожаемые зоны;

3) возможные пути выноса инфекции за пределы очага (вывозы, перегоны, продажа животных, реализация мяса и сырья, вывоз фуража и др.);

4) наличие и месторасположение старых и вновь образовавшихся почвенных резервуаров возбудителя (скотомогильников, пастбищных участков, скотных дворов, инфицированных возбудителями сибирской язвы);

5) нарушения ветеринарно-санитарного режима содержания животных (порядок выявления и изоляции больных животных, ветеринарный осмотр и вынужденный забой животных, способы уборки и захоронения трупов павших животных, дезинфекция почвы, помещений и других объектов);

6) нарушения санитарно-гигиенических правил по охране людей от заражения;

7) охват профилактическими прививками людей и животных;

8) данные лабораторных исследований людей, животных, почвы и других объектов внешней среды.

По каждому случаю заражения людей, связанного с вынужденным забоем, дополнительно выясняется:

1) подвергалось ли заболевшее животное перед вынужденным забоем ветеринарному обследованию, кто производил это обследование, было ли выдано разрешение на забой;

2) кто персонально участвовал в обслуживании заболевшего животного, забое, снятии шкуры и разделке туши;

3) как и где реализовалось мясо, субпродукты, шкура забитого животного, кто персонально пользовался этой продукцией;

4) где производились забой и разделка  туши, где хранились мясо, субпродукты, шкура забитого животного;

5) какой контакт и на какой территории имело заболевшее животное перед вынужденным забоем с другими животными;

6) были ли привиты против сибирской язвы животные, члены семьи их владельца, лица, принимавшие участие в забое;

7) имели ли представление эти лица об опасности заражения, связанной с вынужденным забоем; каков уровень их санитарно-гигиенической грамотности.

На предприятиях по обработке продукции животноводства в настоящее время регистрируются лишь редкие единичные случаи заболеваний рабочих. Еще реже регистрируются случаи бытовых заражений через инфицированную одежду, обувь, кисти для бритья и через укусы кровососущих переносчиков. Основные вопросы, требующие выяснения при обследовании предприятий:

1) где, когда и при выполнении какой работы мог заразиться больной;

2) какие объекты внешней среды послужили факторами передачи возбудителя;

3) откуда поступают на предприятие животные, сырье, шерсть, щетина и другая продукция животноводства, где и какому ветеринарному контролю подвергаются; наличие ветеринарной документации;

4) подвергались ли полученные партии сырья дезинфекции, каким методом, с какими результатами;

5) как проводятся мероприятия по охране людей от заражения (инструктаж, медицинские осмотры, обеспечение спецодеждой, стирка и дезинфекция спецодежды, очистка и дезинфекция помещений, инвентаря, оборудования, профилактические прививки и др.).

На возможность редко встречающихся случайных заражений через инфицированную одежду, кисти для бритья, укусы кровососущих указывают:

1) отсутствие каких-либо контактов больного в течение 8 суток до начала болезни с животными, мясом, кожевенным сырьем, шкурами, шерстью, инфицированной почвой, навозом;

2) локализация язвы в области трущихся об одежду участков кожи (лоб, шея, запястья и др.);

3) укусы кровососущих переносчиков в анамнезе, локализация язвы на месте укуса.
 
Лабораторные методы исследования. В процессе обследования очага сибирской язвы и других объектов лабораторным исследованиям подвергаются:

1) материалы, взятые от животных с клиническими признаками заболевания или от их трупов (кровь, кровянистые выделения из носоглотки и кишечника);

2) материалы из объектов внешней среды (почва, навоз, мясо, кожи, шкуры, шерсть, щетина и др.).

Для обнаружения сибиреязвенного антигена в материалах из объектов внешней среды (кожа, шерсть, шкуры и др.) широко применяется весьма чувствительная серологическая реакция термопреципитации по Асколи, для постановки которой используется специфическая преципитирующая сыворотка.

В эпидемиологической и лечебной практике широко применяется метод диагностики сибирской язвы с помощью химического препарата антраксина, разработанный Э. Н. Шляховым. Этот метод основан на способности организма больного сибирской язвой, переболевшего ею или вакцинированного, отвечать местной аллергической реакцией в виде гиперемии и инфильтрата на внутрикожное введение препарата. У переболевших и вакцинированных положительные реакции на антраксин сохраняются в течение многих лет; у заболевших сибирской язвой положительные аллергические реакции наблюдаются уже в первые дни болезни.

Бактериологическое исследование материала на возбудителя сибирской язвы должно производиться только в специально оборудованных медицинских или ветеринарных лабораториях.

Лабораторные методы исследований должны также широко использоваться для контроля за эффективностью противоэпидемических мероприятий по обезвреживанию инфицированных объектов внешней среды (дезинфекция помещений, оборудования, сырья, обеззараживание инфицированных участков почвы и др.).

Читать далее Противоэпидемические мероприятия при сибирской язве


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: