Электрические реакции кожи при остром аппендиците


Признанные диагностические симптомы аппендицита - симптом Щеткина-Блюмберга, Ровзинга, напряжение мышц в правой подвздошной области и др. не всегда позволяют составить четкое представление о поражении аппендикса, особенно у маленьких детей. Кроме того, расстройство чувствительности, боль и защитное напряжение мышц, по Л. А. Орбели, - суть вторичные явления - следствие изменения биофизического состояния кожи.

Наблюдения за изменением биофизического состояния кожи, вызванного сегментарными вегетативно-трофическими висцеро-кутанными рефлексами, с одной стороны, открывают перспективы для использования в диагностике объективных энергетических показателей (электрических потенциалов, температуры, инфракрасного излучения и т. д.), а с другой - позволяют производить исследования, не вызывая боли, страха перед возможной болью и других неприятных ощущений.
 
На протяжении 15 лет нами обследовано более 2,5 тысяч больных с различными заболеваниями внутренних органов, головного мозга, периферической нервной системы и т. д. Настоящее сообщение касается, главным образом, распределения статических электрических потенциалов кожи и их изменений при остром аппендиците.

Нами изучалась разность статических электрических потенциалов между условным нулем и пунктами на коже туловища, головы или конечностей. Условный нуль (подошва) по всей площади значительно превосходил размеры изучаемых пунктов кожи.

Для измерений статических электрических потенциалов использовались исключительно неполяризующиеся электроды с мягкими марлевыми контактами.

Измерения величин электрических потенциалов производились ламповыми милливольтметрами, которые снабжены специальными фильтрами.

Описанная методика исследований позволила выяснить, что распределение величин статических потенциалов кожи животных и человека не определяется плотностью ее желез, как считалось ранее. Распределение электрических потенциалов также не «является независимой функцией кожи», как утверждали Мунк и Флокенхаус.

Топография величин электрических потенциалов зависит от состояния некоторых мест анатомического разделения и входа в кожу нервных стволиков и сосудисто-нервных пучочков. Часть из них является пунктами с повышенной физиологической активностью - активными точками кожи.

Величины статических электрических потенциалов в активных точках кожи, в свою очередь, зависят от состояния внутренних органов и головного мозга.

У здорового человека в условиях относительного физиологического покоя, после семичасового сна, натощак величины электростатических потенциалов в активных точках кожи лишь немногим отличаются друг от друга.

Активные физиологические процессы изменяют равномерное чередование величин более выражено в том пункте, который имеет непосредственное отношение к работающему органу, то есть в органоспецифических пунктах этого органа. Чем больше почка выделяет азотсодержащих продуктов, чем выше кислотность и переваривающая сила желудочного сока и чем сильнее сокращения рога матки у собак, тем резче выражены изменения электрических потенциалов в соответствующих органоспецифических пунктах кожи.

Природа этих изменений рефлекторная. Рефлексы, обусловленные раздражением внутреннего органа, вызывают изменения электрических потенциалов кожи при полностью разрушенном спинном мозге и только значительная новокаиновая блокада, перерезка нерва, входящего в органоспецифический пункт, или экстирпация узлов симпатической цепочки их устраняет.

Следовательно, изменения электрических потенциалов кожи в наших экспериментах связаны с вегетативными рефлексами или вегетативно-трофическими в частности.

Такое утверждение находит свое подтверждение еще и в том, что в органоспецифических пунктах могут быть обнаружены плотные узелки, утолщение или истончение кожи, повышенная температура и более интенсивное инфракрасное излучение, измененная электропроводность и сопротивление кожи электрическому току, максимальная болезненность, местный лейкоцитоз, повышенная реакция оседания эритроцитов, иное протекание аллергических реакций, повышенное содержание ацетилхолина, наиболее частая локализация различных кожных поражений.

Кроме того, у здорового человека после еды в кожных органоспецифических пунктах желудка наблюдается изменение метаболизма, о чем можно судить по приращению статических электрических потенциалов на 10-20 мв, без каких-либо сдвигов или нарушений чувствительности кожи к прикосновениям, теплу или холоду.

Все перечисленное говорит о том, что висцеро-кутанные рефлексы, приходящие к органоспецифическим пунктам кожи, имеют вегетативно-трофическую природу.

Характерным для них является подчиненность общим физиологическим положениям, легшим в основу принципа доминанты.

По отношению к рефлексам (нами просмотрено 200 верифицированных оперативным путем случаев аппендицита) эти закономерности проявляются в следующем.

Больной мог жаловаться на боли в правой, левой подвздошных, в эпигастральной областях, в зоне почек (даже при положительном симптоме Пастернацкого), но максимальные изменения статических электрических потенциалов выявлялись в точках аппендикса и так в 198 случаях.

В острых случаях аппендицита проявляются два варианта взаимоотношений между активными точками кожи.

При флегмонозных формах по величинам электрических потенциалов пункты аппендикса как бы господствовали над всеми пунктами кожной поверхности. Другие пункты характеризовались меньшим изменением электрических потенциалов, слабо выявлялись и были как бы заторможены. Абсолютная величина электрических потенциалов в этом господствующем пункте была значительно выше или ниже по сравнению с другими точками кожи.

В 135 случаях гангренозных и флегмонозных форм аппендицита величины колебались: при понижении - в пределах 7-22 мв, при повышении - 70-90 мв, при катаральных формах аппендицита соответственно - 18-54 мв и 65-80 мв.

Однако при остром поражении отростка главенствующим является не абсолютная величина электростатического потенциала, а соотношение величин с максимальным отклонением в органоспецифическом пункте аппендикса.

При исследовании распределения электростатических потенциалов у больных аппендицитом выявилось еще одно обстоятельство. Величины электрических потенциалов в точках кожи, связанных с аппендиксом и расположенных в области точки Мак Бурнея, могли быть понижены. В то же время в точках на крестце (в правом углу ромба Михаелиса), наоборот повышены. Может быть обнаружено только понижение величин электрических потенциалов как в пунктах правой подвздошной области, так и в области правой части крестца.

Главной является не абсолютная величина электростатического потенциала. Она может зависеть от гелио-геомагнитных факторов. А соотношение величин - господство или акцент органоспецифического пункта аппендикса.

В ряде случаев, когда в порядке дифференциальной диагностики необходимо выявить главный пораженный орган и орган, находящийся в состоянии скрытого доминирования, более четкие результаты дает электродинамический способ исследования. Он основывается на том, что возбуждение в центральной нервной системе имеет способность к широкой иррадиации, что очаг возбуждения в центральной нервной системе является пунктом притяжения для возбуждений, идущих от других раздражаемых поверхностей, что нервный процесс направляется в сторону сильнейшего очага возбуждения. Деятельность какой-либо системы нейронов или дуги высшего уровня несовместима с деятельностью другой системы. Переход в активное состояние и деятельность одной системы предотвращает наступление деятельности в другой.

В целом же, по А. А. Ухтомскому, основным свойством доминантного очага являются: повышенная возбудимость, стойкость возбуждения, способность к суммированию и инерции, а также развитие сопряженного торможения в других очагах.

Правда, высказанные положения Н. Е. Введенского, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского касаются в основном центральной нервной системы и соматических реакций, но мы расширяем их в отношении деятельности вегетативной нервной системы и ее трофических свойств в частности. Как уже было упомянуто, изучаемые нами реакции являются вегетативно-трофическими, имеющими особенность осуществляться и при разрушенном спинном мозге.

Методически электродинамические наблюдения осуществляются следующим образом. На избранные органоспецифические пункты (аппендикса, сигмовидной кишки, правого яичника, желудка, почки, мочевого пузыря и т. д.) стационарно устанавливаются электроды. Условный нуль - подошва - обильно смачиваются физиологическим раствором и на нем закрепляется электрод.

При волевых и пассивных сокращениях мышц, нарочитом кашле, появлении врача, медсестер, звуках кареты скорой помощи и других раздражениях организма человека извне максимальные приращения электрических потенциалов регистрируются в том органоспецифическом пункте, который имеет непосредственное отношение к интенсивно функционирующему или пораженному органу. Изменения электрических потенциалов в других органоспецифических пунктах проходят в зависимости от интенсивности процессов в соответствующих органах.
Одним из демонстративных примеров в этом отношении является переключение висцеро-кутанной вегетативно-трофической органоспецифической доминанты с желудка на мочевой пузырь и обратно.

Если до еды напряжение мышц и нарочитый кашель вызывали примерно одинаковые приращения электрических потенциалов в исследуемых пунктах, то после еды максимальные изменения электрических потенциалов на те же раздражения появлялись в точках желудка. В точках мочевого пузыря выявлялся намек на некоторое увеличение реакции. Со временем нарочитый кашель сопровождался сначала одинаковой реакцией как в точках желудка, так и в точке мочевого пузыря, затем только в точке мочевого пузыря.

Такая зависимость между двумя органами в определенной степени соответствует положению И. П. Павлова о том, что нервный процесс в центральной нервной системе направляется в сторону очага повышенного возбуждения, и мыслям П. К. Анохина о состоянии «скрытого доминирования».

Именно в данном примере мочевой пузырь и сомато-вегетативные центры мочеиспускания сначала находились в стадии скрытого доминирования. Еда усилила формирование доминанты опорожнения мочевого пузыря, но она не достигла своего разрешающего предела и тормозилась активацией процессов в желудке, вызванных едой и нахождением в нем пищи. Когда доминанта мочеиспускания сформировалась, то деятельность желудка перешла в скрытое доминирование. Раздражения, падающие на организм, в первую очередь усиливали доминантное состояние мочевого пузыря и во вторую-доминанту деятельности желудка. Такая особенность висцеро-кутанных реакций могла соответствовать степени интенсивности процессов, происходящих в мочевом пузыре и желудке.

Аналогичными закономерностями характеризуется и поражение аппендикса. В острых случаях аппендицита максимальные приращения электрических потенциалов выявляются в его органоспецифических пунктах кожи.

Примером может служить наблюдение над Галиной Г-кой, когда нарочитые раздражения больной сопровождались максимальными реакциями в пункте аппендикса. При переключении доминанты на сердце приращения электрических потенциалов в точках аппендикса менее выражены. Они вновь достигают максимума при непосредственном воздействии на отросток (пережатии и отсечении). После удаления отростка (хирургическом устранении доминанты) они переключились на другие органы и были особенно заметны перед выпиской больной, когда создалась доминанта на желудочное пищеварение.

Катаральные формы аппендицита также сопровождаются образованием выраженной формы доминанты, но она менее резко проявляется в сравнении с флегмонозными формами поражения отростка.

Кроме того, ослабление доминанты говорит о затухании процесса. Последнее определилось на операции, выявившей легкую форму катарального аппендицита.

Следует особо заметить, что при позывах на мочеиспускание или дефекацию, при болях в области сердца висцеро-кутанная доминанта с пораженного органа может переключиться на соответствующие им органоспецифические пункты. Опорожнение мочевого пузыря, прямой кишки или устранение болей в области сердца восстанавливают доминанту пораженного органа.
 
Электродинамический способ исследования дает более четкие результаты по сравнению с электростатическим. Он объективно указывает (и в достаточно короткое время - 20-40 мин.), идет ли процесс на убыль или нет (усиливается или ослабляется доминанта). При усилении доминанты операция в большей части случаев констатировала флегмонозные и выраженные формы катарального аппендицита.

Таковы факты. Они на наш взгляд могут быть использованы для дальнейшего развития принципа рефлекторной диагностики поражения внутренних органов, в частности, аппендицита. Каково бы ни было расположение аппендикса - ретроцекальное, в малом тазу или верхушкой к эпигастральной области, благодаря постоянным анатомическим сегментарным вегетативно-трофическим связям его с определенной областью кожи и пунктами в ней, наиболее резкие изменения электростатических потенциалов и их приращения в форме доминанты наблюдаются в этой области и в ее органоспецифических пунктах.

Стало быть, изменение величины электростатических потенциалов в органоспецифических пунктах аппендикса может говорить о поражении отростка, а усиление приращения электрических потенциалов в этих пунктах может при динамическом исследовании явиться еще одним объективным признаком необходимости оперативного вмешательства.

Следовательно, интенсивные физиологические и особенно патологические процессы во внутренних органах характеризуются образованием висцеро-кутанной вегетативно-трофической органоспецифической доминанты. Она сопровождается биофизическими сдвигами в коже и поэтому может быть уловлена по энергетическим показателям (электрическим потенциалам, температуре, инфракрасному излучению) и использована в целях диагностики или эксперимента.


Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: