Резидуальные отдаленные последствия черепно-мозговых травм


Бострэйм разделяет отдаленные психические изменения после черепно-мозговых травм на следующие пять основных симптомов: эмоциональная инкогерентность, аспонтанность, раздражительность, несобранность наряду с эйфорией и нарушенным вниманием. К. Шнайдер описывает в качестве типов изменения личности три группы со следующими основными признаками в поведении: 1) эйфоричность, многоречивость, обстоятельность, правдолюбие; 2) апатия, отсутствие побуждений, тупость, медлительность, неповоротливость; 3) раздражительность, брюзгливость, взрывчатость, своенравность, недисциплинированность. Он считает деменцию и изменение личности осевыми симптомами хронического органического повреждения мозга.

По мнению Шульца, осевым симптомом отдаленных последствий наряду с головными болями и головокружением (связанными с повышением вегетативной лабильности) являются медлительность, быстрая утомляемость, понижение внимания, отсутствие интереса к труду и раздражительность. "Эмоциональное состояние слабости" в понимании Бонхоэффера похоже на "неврастенический синдром" и состояние раздражительной слабости по Витке. Кремер говорит частично о недостаточном, частично об избыточном реагировании у больных с мозговыми повреждениями и объясняет это положение короткой формулировкой "аффективная чувствительность для нивелирующих рядов раздражения понижена, а восприимчивость для неожиданных раздражений повышена".

Таким образом, в то время как, с одной стороны, интеллектуальное снижение и мнестические нарушения ставятся на первый план, с другой - надо подчеркнуть аффективную чувствительность, неадекватное поведение при обращении с другими. Наконец, во всех случаях имеется непостоянство, переменчивость, подвижность аффективного равновесия. Некоторые авторы говорят о "типичных" последствиях повреждений головного мозга, как будто у каждого раненого можно констатировать те же самые психические и интеллектуальные изменения только по количественной градации. Описывается "средняя" картина, которая якобы характеризуется однообразием симптоматики. Это упрощенное описание не соответствует фактам.

Имеется, например, целый ряд больных с повреждениями мозга, у которых нельзя обнаружить медлительности или ослабления внимания. Они могут реагировать даже быстрее, чем в среднем люди с неповрежденным мозгом. Также ускорена вся их моторика, а реакции на сменяющиеся внешние впечатления быстры и уверенны. Увиденное схватывается быстро и может так же хорошо воспроизводиться. Часто отмечаемые нарушения в смысле уменьшения и ослабления жизненных резервов у таких больных с повреждениями мозга отсутствуют. Наоборот, они производят впечатление лиц, обладающих повышенной жизнеспособностью и большой работоспособностью. Они не являются сверхчувствительными к шумам. При проверке интеллектуальных способностей не выявляется никаких уловимых нарушений. В случае необходимости оперативных вмешательств в область глазницы результаты проверки интеллектуальных способностей, полученные перед операцией, можно сравнить с результатами послеоперационными. При этом во многих случаях отмечалось повышение интеллектуального коэффициента. У таких больных повреждение находится не в витальной сфере или в области формальных способностей, а на уровне, который невозможно проверить в опыте по определению интеллекта.

Это расхождение в характеристике и определении травматических психических изменений основывается частично на том, что исследователи часто подходят к этому вопросу с разных точек зрения. Врач-терапевт рассматривает многие психические нарушения как выражение вегетативной дистонии и тем самым сравнивает с привычными картинами из своей собственной специальности. С чисто неврологической точки зрения, при неврологических исследованиях и дополнительных методах психические нарушения могут ускользать как "неуловимые" для этих методов. Если в неврологическом статусе имеются "легкие отклонения", то делается заключение о "легком" травматическом повреждении мозга. Социальное снижение больного, тяжелые конфликты с окружающими и агрессивное поведение при обследовании истолковываются часто как психопатологические реакции, зависящие от травмы.

Когда делают попытку сгруппировать отдаленные психические последствия мозговых травм в очаговые повреждения и общие повреждения, то к очаговым нарушениям относят в первую очередь не только нарушения речи, действий и понимания, но и такие состояния, которые сравнимы с последствиями префронтальной и трансорбитальной лейкотомии. Их можно рассматривать как "психические" очаговые нарушения. Эти обе формы отдаленных психических последствий констатируют преимущественно при открытых черепно-мозговых травмах с повреждением соответствующих областей коры головного мозга. Само собой разумеется, что и эти картины сопровождаются так называемыми общими нарушениями. Они определяются только по ведущим симптомам.

Общие нарушения не связаны в мозгу с единой функцией. В основе их лежат диффузные повреждения вещества головного мозга. К ним причисляют функциональную слабость мозга, органические изменения личности и деменцию. Явления интеллектуального снижения вследствие мозговой травмы нередко выражены умеренно. Они возникают чаще вследствие сочетания травматических мозговых изменений с атеросклеротическими, алкогольно-токсическими и наследственно-дегенеративными явлениями изменения мозга. У таких больных с разнообразными церебральными повреждениями, как правило, возникает сочетание симптомов деменции и изменения личности.

Согласно новым данным, повреждения при боксе, видимо, также ведут к аналогичным картинам в результате суммирующихся диффузных изменений нервных клеток. Таким образом, второе болезнетворное начало может быть также травматического характера, если только оно возникает через небольшой промежуток времени после первого (предшествующего) повреждения. Во многих случаях термины "органическое изменение" и "органические изменения личности" употребляются как синонимы. При этом не проводится разницы между изменением личности с деформированием характера и общим снижением и огрубением. Эпилептическое изменение личности тоже подпадает под это общее понятие органического изменения. Термин "органический" употребляется здесь в противоположность "психическому" и "психореактивному". При употреблении понятия "органический" хотят указать на нечто необратимое в области психопатологии (может быть, на прогрессирующее), в то время как под "неорганическим" понимается нечто преходящее, компенсирующееся и контролируемое.
 
Органическое изменение личности в более узком значении слова нелегко охарактеризовать по определенным свойствам. Проще описать, то, что в это понятие не включается. В первую очередь речь идет здесь, не о количественном, а о качественном изменении интеллектуальных способностей и психических функций в том смысле, что изменение личности меняет сущность человека настолько, что прекращается его развитие. Функциональная слабость мозга, наоборот, включает количественное уменьшение продуктивности, но личность и индивидуальное своеобразие человека остаются нетронутыми. Поэтому в его развитии не наблюдается резких кризов.

Кляйст связывал изменение личности с поражением субкортикальных областей головного мозга. Характерными являются изменения аффективной возбудимости, психомоторики, способности осмысления. Понижается способность перестраиваться с отвлекаемостью и снижением памяти. Кляйст объединил нарушения личности, активности и сознания. Он считал неслучайным, что эпилепсия, сопровождаемая пароксизмальными нарушениями сознания, вызывает самые значительные признаки изменения личности. Изменения личности и характера он относил к повреждениям коры орбитального мозга и верхней лобной доли. Снижение памяти, неустойчивость, слабоволие, бедность воображения и первичные нарушения побуждений являются ведущими симптомами таких повреждений.

На практике, правда, как правило, не проводят такого деления на диэнцефальное и кортикальное изменение личности. Частично эта общая характеристика психопатологической картины оправдана, а именно в тех случаях, когда после черепно-мозговых травм, вызванных ударом о тупой предмет, появляются комбинированные синдромы (например, базальный синдром).

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Клеменс Фауст

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: