Экспериментальная эпилепсия, течение и прогноз


С точки зрения патогенетических предпосылок припадков исследования симптоматической эпилепсии оказались более плодотворными, чем генуинной. Свои основополагающие открытия Джексон построил на тщательном изучении очаговых припадков. В изучении же отдельных вопросов большое значение имеет экспериментальная эпилепсия. Опыты над животными обогатили нас ценными данными о развитии судорожных процессов, о происхождении возбуждения, о способе и путях его распространения, о различиях в возбудимости отдельных участков головного мозга и их отношении к формам припадков. Амантеа вызывал у собак судорожные припадки раздражениями кожных и чувственных участков в таких зонах, корковые поля которых были предварительно стрихнизированы, а Клементи достиг того же самого посредством стрихнизации затылочной коры и одновременной зрительной стимуляцией.

Кватбек вызывал у крыс припадки посредством звуковых раздражений: в первой стадии, когда животные бегали по клетке, обходя препятствия, припадок можно было прерывать прекращением звуковых раздражений; во второй стадии препятствия уже не замечались, а судорожные явления стали настолько автономны, что с прекращением звуковых раздражений они не приостанавливались; в третьей же стадии наступали сначала тонические, а затей клонические судороги. Сообщалось о том, что наложение на кору головного мозга или на область подкорковых ядер алюминиевой пасты через несколько недель или месяцев вызывает судорожные припадки. Путем экспериментов удалось также установить специфическое действие отдельных веществ, связанных с судорожным процессом, как, например, ацетилхолина, а также выявить сравнительную эффективность противоэпилептических медикаментов. Этим путем удалось также выяснить, что противосудорожное действие люминала обусловлено не изменением возбудимости нейронов, а скорее влиянием на процессы, регулирующие возбудимость.

Юнг и его сотрудникам впервые удалось зарегистрировать в area striata кошки как спонтанную, так и измененную световыми раздражениями и эпилептическими судорогами активность отдельных нервных клеток. Для исследования судорожных припадков у человека большое значение имеют припадки, индуцированные метразолом, так как они воспроизводят обычные для больного припадки. Экспериментально вызванные припадки по их внешнему виду являются точным воспроизведением спонтанно возникающих судорог.

Течение и прогноз. Большинство судорожных заболеваний начинается до 20-го года жизни, около одной трети - после 30 лет; в более позднем возрасте судорожная готовность ослабевает. Чаще всего начало этих заболеваний приходится на первый год жизни, затем на возраст между 11 и 12, между 17 и 18 и между 30 и 40 годами. Судорожные припадки, возникающие до 6-го года жизни, обусловлены преимущественно мозговыми повреждениями в раннем детстве. Криптогенная эпилепсия начинается чаще всего между 6 и 20 годами; во многих случаях в первые школьные годы выступают абсансы, за которыми спустя несколько лет следуют большие припадки, постепенно - при отсутствии лечения - учащающиеся. Молниеносные, кивающие и кланяющиеся судороги и пропульсивные малые припадки начинаются преимущественно на первом году жизни, пикнолепсия - между 4 и 14 годами, импульсивные малые припадки - в возрасте 10-20 лет, но в большинстве случаев между 14 и 17 годами. Психомоторные припадки могут начинаться в любом возрасте. Начало эпилепсии пробуждения приходится на второе десятилетие, тогда как ночная эпилепсия не приурочена к какому-либо определенному возрасту. В жизни больного эпилепсией имеются пятилетия, как "богатые", так и "бедные" судорогами; во всяком случае, критические фазы развития находятся в этом отношении под наибольшей угрозой.

Частота припадков. Интервалы между припадками различны в зависимости от степени тяжести болезни; в начале болезни светлые промежутки часто продолжаются 4 недели, а в благоприятных случаях могут тянуться целыми годами. Во время этих промежутков на электроэнцефалограмме обнаруживают примерно в половине всех случаев - чаще во сне и после гипервентиляции - дизритмию, изменение частоты ритмов, смену очагов, синхронизацию и судорожные потенциалы. У здоровых родственников больных эпилепсией в 55% случаев наблюдаются патологические колебания потенциалов.
 
Несмотря на то что новые медикаменты внесли значительный переворот в дело лечения эпилепсии, у многих стационарных больных эта болезнь протекает все еще тяжело. В нашей больнице у большинства эпилептиков наблюдается ежегодно от 5 до 30 припадков в год (сюда относятся большие, малые и психомоторные формы припадков). Менее 4 припадков в год наблюдается лишь у немногих больных, а от 31 до 100 припадков - также у небольшой группы. У 3 из 1554 больных было свыше 220 припадков в год; у одного больного было 300 припадков. Малых припадков в году было у 16 больных более 200, у 12 более 300, у 4 более 400, а психомоторных у 3 больных более 200, у 8 более 300, у 4 более 400.

Связь с возрастом. Можно утверждать, что малые припадки и их варианты с возрастом становятся реже, а большие припадки и сумеречные приступы - чаще. Пикнолепсии почти всегда переходят в эпилепсию пробуждения. Изучение кривых, на которых отмечены наряду с частотой припадков также их вид и примененные медикаменты, показывает, что под влиянием фармакологических средств у немалого числа больных генерализованные припадки переходят в психомоторные и малые припадки различных вариантов, а подавление двигательных разрядов может привести к расстройствам настроения и другим исключительным состояниям.

Изменение форм припадков. У больных психиатрического отделения больницы Бетель установлен приблизительно в 10% всех случаев переход одной формы припадков в другую, в значительном большинстве случаев - больших припадков в малые.

Еще по теме:
Эпилепсия
Лечение медью
Диетическое лечение
Реабилитация
Изменение характера
Роль наследственности

На форуме:
Как остановить приступ?
Прогноз судорожных заболеваний не всегда неблагоприятен. Как уже указывал Бинсвангер, имеется немало таких людей, у которых в детстве или в юности наблюдались судорожные припадки, а в зрелом возрасте они прекращались даже без врачебной помощи. По Бумке, это бывает у 3-5% всех больных, которые спорадически страдали припадками. Редкие припадки не препятствуют профессиональной деятельности даже на ответственной работе. По мере увеличения числа припадков растет опасность интеллектуальной деградации и психических изменений. В отношении судорожных синдромов, развившихся в раннем возрасте, прогноз обычно менее благоприятен.

Прогностически благоприятны припадки, появляющиеся впервые после 20-летнего возраста. Респираторно-аффективные судороги протекают в подавляющем большинстве доброкачественно, но это касается не всех припадков, появляющихся в детском возрасте при лихорадочных инфекциях. Что касается форм припадков, то прогностически наиболее благоприятны "чистые" малые припадки, наименее - большие припадки, чередующиеся с сумеречными состояниями. Учащение расстройств сознания обычно ускоряет изменение психики. Психомоторную эпилепсию Нидермайер не считает прогностически безусловно неблагоприятной. В случаях без изменения личности предсказание благоприятнее, чем в противоположных случаях, а Паал утверждает, что наследственная отягощенность не является несомненным признаком неблагоприятного развития болезни. У больных с нормальной электроэнцефалограммой и с небольшими изменениями при провокациях болезнь протекает доброкачественнее, чем при церебральной дизритмии. Если при нормализации электроэнцефалограммы припадки клинически продолжаются, это означает излечение с дефектом. Средняя продолжительность жизни больных эпилепсией на полтора года меньше обычной.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Герхард Скорш

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: