Инфекционные болезни при заболевании олигофренией


Давно уже известно, что некоторые инфекционные болезни могут неблагоприятно влиять на психическое развитие. При патологоанатомических вскрытиях мы констатировали, что в одной группе несомненные поражения головного мозга в результате инфекционных заболеваний имелись в 14% случаев и во второй группе исследований, проведенных позднее, - в 5% случаев. Тот факт, что во второй группе этот процент оказался значительно ниже, чем в первой, объясняется отчасти более тщательной проверкой материала, отчасти же тем, что за последние десятилетия применение антибиотиков привело к снижению частоты инфекционных заболеваний и их психических последствий. Правда, не следует упускать из виду, что многие антибиотики подавляют активность возбудителей преимущественно в соматических органах, тогда как в центральной нервной системе сопротивление инфекциям и способность к восстановительным процессам выражены гораздо слабее.

В качестве причины нарушений психического развития все чаще выступает врожденный сифилис, так как беременные женщины исследуются теперь на сифилис и в случае необходимости получают соответствующее лечение. С другой стороны, как следует из сообщений со всех концов мира, сильно участились заболевания токсоплазмозом. Болезнь поражает ребенка уже до его рождения и приводит к гидроцефальным или кистозным изменениям головного мозга, который по внешнему виду иногда напоминает швейцарский сыр. Гистологически наблюдаются гранулематозный энцефалит с образованием обширных рубцов, обызвествлениями и кистозными участками, и общий энцефаломиелит.

В последние годы было замечено, что возбудители определенных грибковых заболеваний иногда проникают в головной мозг и при известных условиях могут там размножаться. Опубликованные данные говорят главным образом об острых случаях. Не вполне ясно, может ли какая-либо грибковая инфекция, подобно токсоплазмозу, переноситься на новорожденного или на маленького ребенка и приводить к хронической энцефалопатии и к последующему нарушению психического развития. Значительно лучше известна нам деятельность бактерий и вирусов, поражающих мозговые оболочки и паренхиму головного мозга. Для того чтобы можно было судить о роли инфекционных заболеваний в возникновении нарушений психического развития, мы просмотрели амбулаторные карточки всех больных нашей поликлиники и выделили те случаи, в которых инфекционная болезнь должна была считаться причиной последующего слабоумия. Роль менингита здесь не так велика, как роль энцефалита. Было зарегистрировано еще 3 случая полиомиелита.

Управление здравоохранения штата Нью-Йорк в своем статистическом обзоре указало, что из 21 734 больных только у 9 нарушения психического развития были обусловлены менингитом, а по штату Массачусетс таких больных оказалось всего 5. Столь низкие цифры объясняются, вероятно, тем, что клинически часто очень трудно разграничить менингит и энцефалит.

При рассмотрении данных нашей поликлиники нужно иметь в виду, что к нам приводили в первую очередь тех детей, которым с трудом давалось школьное обучение (но часть из них была в умственном отношении развита вполне нормально), детей с психическими расстройствами, плохой успеваемостью и поведенческими аномалиями и, наконец, детей с интеллектуальным коэффициентом от 50 до 70, составляющих самую многочисленную группу детей с психической недостаточностью. Олигофрения типа легкой дебильности является в 80% всех случаев следствием семейных условий или наследственной отягощенности, тогда как инфекционные болезни приводят к более тяжелым формам слабоумия.

По теме в разделе:
Олигофрения
Пограничные случаи
Тяжелые формы олигофрении
Наследственная патология
Психиатрия олигофрении
Патологические процессы при менингите и энцефалите были тщательно изучены на секционном материале больных, умерших в острой стадии заболевания, и у которых патологоанатомические изменения были совсем недавнего происхождения. С точки зрения учения об олигофрении важно, что способность нервной системы к восстановлению чрезвычайно ограничена, в то время как репаративные процессы типа образования рубцов или соединительнотканных разрастаний часто чрезмерны. Ричардс недавно опубликовал интересную работу о гомеостазе. Он показал в ней, что в природе существует не только тенденция к восстановлению утраченного равновесия, но и тенденция патологических процессов нецелесообразным образом выходить за пределы достигнутого равновесия.

Неврологическая и психиатрическая симптоматика была изучена в 16 верифицированных случаях: у 7 больных были судорожные припадки в начальной стадии заболевания, причем у 6 из них они продолжались и дальше; в 13 случаях наблюдались различной тяжести расстройства речи; 12 больных страдали разными формами церебрального детского паралича. Тяжесть симптомов зависит до известной степени от возраста, в котором возникло заболевание. У самых маленьких детей, чья нервная система еще не созрела, обычно встречаются обширные поражения и соответственно очень тяжелая форма олигофрении. Когда энцефалит возникает по достижении ребенком двухлетнего возраста, т. е. когда ребенок уже научился говорить и ходить, расстройства речи и походки могут оказаться как преходящими, так и стойкими. В более позднем возрасте энцефалит чаще всего приводит к расстройствам поведенческого порядка: суетливости, злобности, агрессивности и, разрушительным тенденциям. Интеллектуальный коэффициент в этих случаях снижен лишь незначительно.

Из постнатальных инфекционных болезней, вызываемых бактериями или вирусами, энцефаломиелит со значительным повреждением мозговой ткани может быть обусловлен коклюшем, корью, пневмонией, гриппом, менингитом и др.

Ван Богарт опубликовал весьма обстоятельную и ценную работу о взаимоотношениях между перечисленными выше заболеваниями и энцефалитом. Автор приходит к заключению, что "в рамках этих заболеваний характер неврологического синдрома зависит не только от этиологического агента, но и от реактивной способности нервной ткани. Поэтому тождественные синдромы могут быть этиологически обусловлены различными причинами".

Брутч указал на значение ревматического энцефалита. Наши собственные наблюдения подтверждают мнение этого автора, что существует хроническая форма ревматического энцефалита, связанная со специфическими гистологическими изменениями и выраженным расстройством психического развития.

Клинически картина гемолитической желтухи после erythroblastosis fetalis описана многими авторами. Гистопатологические исследования подтверждают, что эта желтуха может быть одной из причин церебрального детского паралича.

Женский журнал www.BlackPantera.ru:  Клеменс Бенда

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: