Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах


Развитие представлений детей о различных признаках и свойствах Методический принцип: взрослый указывает на объект, обладающий соответствующим признаком или свойством, и называет (фиксирует, выделяет в сознании ребенка с помощью слова) данный признак или свойство. Подобная процедура должна быть многократно повторена в опыте каждого ребенка.

Внимание! Многие признаки и свойства (цвет, величина) достаточно часто отмечаются в повседневной жизни всеми взрослыми, окружающими детей. Поэтому дети редко нуждаются в специальных занятиях, чтобы научиться понимать, что означают слова красный, мокрый, большой, длинный, высокий и т. д. В связи с этим мы предлагаем в начале года провести обследование знаний каждого ребенка и на его основе составить план индивидуальной работы, для того чтобы уделить больше внимания действительно нуждающимся в нем детям.

Перечень основных признаков: цвет (красный, синий, желтый, белый, черный), форма (круг, треугольник, квадрат, четырехугольник, пяти-, шестиугольник; прямая, кривая, волнистая, ломаная линии; шар, куб), размер (контрастные признаки: большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий), контрастные свойства (легкий- тяжелый, мягкий - твердый, теплый - холодный, яркий - тусклый, светлый - темный, гладкий - шероховатый).

Форма работы: индивидуальная или подгрупповая работа в течение всего дня.

Развивать у детей представления о признаках и свойствах предметов следует практически во всех ситуациях, из которых складывается их повседневная жизнь. Опорой при этом должна служить соответствующая мотивация.

Игра с песком создает хорошие возможности для практического выделения в предметах признаков формы, размера и количества. Предоставьте в распоряжение детей разнообразные емкости для изготовления куличиков и скажите, что большой медведь просит испечь ему большой-пребольшой пирог, а куклы хотят маленьких кругленьких пирожных. Маленьким зверушкам нужны маленькие куличики, а большим - большие, одним нравятся круглые пироги, а другим - четырехугольные. Наконец, одна из кукол просит сделать ей точно такой же пирог, как у соседки.

Можно строить гаражи для больших и маленьких автомашин, выкапывать норки для зверей, соотнося их по размеру с будущими жильцами.

Весной дети станут старше и с удовольствием начнут строить дома, замки (высокие и низкие), дороги, мосты и тоннели между ними (широкие и узкие), рыть колодцы (глубокие и мелкие). Если взрослый примет участие в игре, она станет богаче и содержательнее.

Общение с природой. Осенью очень хорошо собирать опавшие листья. Сначала можно разобрать их по форме, а затем разложить листья клена от самого маленького до самого большого, от самого желтого до самого красного. Далее можно отдельно отложить маленькие листочки разной формы и отдельно - большие. Так же можно сортировать желуди, каштаны, шишки.

В раздевалке. Преимущественно зимой, когда на детях много разнообразной одежды, можно использовать ее в качестве дидактического пособия: сравнивать по длине шарфы («Покажите, как важно совместить концы шарфов»), по высоте сапожки; разбирать по парам перепутанные варежки или носки, считать пуговки на рубашке или платье, сравнивать по цвету шапки или рейтузы.


ЗАНЯТИЯ

Цвет
«Город разноцветных человечков». Вы начинаете занятие с рассказа:
- Ребята, хотите, я расскажу вам про город разноцветных человечков? Слушайте. Когда-то, близко ли, далеко ли, был сказочный разноцветный город. И жили в нем разноцветные человечки: красный, желтый, синий - как вы думаете, какие еще?.. И курточка, и штанишки, и лицо, и руки у красного человечка были красные. И жил он в красном домике с красной крышей, и пил из красной (только из красной) чашечки, и ел из красной тарелочки, и спал на красной подушке. И даже кошка у него в доме была красная, а мышки - тоже -какие, как вы думаете?.. И цветочки на окошке... А у желтого человечка и штанишки, и курточка были... И чашечка... и подушка... и собачка... Хотите, у вас тоже будут разноцветные человечки?

Каждый ребенок выбирает себе силуэт человечка, вырезанного из цветной бумаги того цвета, какой ему понравится.

- Дети, попробуйте угадать, что больше всего любит есть ваш человечек. Конечно, продукты тоже своего любимого цвета! Красный человечек любит есть помидоры, клубнику, редиску.., Желтый - репу, бананы, яблоки... Оранжевый - мандарины и апельсины, морковку... Зеленый - горох, салат, петрушку, лук, крыжовник.

Предложите детям нарисовать, вылепить, раскрасить или выбрать в наборе карточек те продукты, которые понравятся каждому из человечков.

Величина
«Гусенички». Дети получают кисти, клей, а также поднос с нарезанными взрослым бумажными полосками двух оттенков зеленого цвета, длинными и короткими. Вы рассказываете, что из этих полосок можно сделать двух гусеничек - длинную и короткую. Попросите детей вспомнить, как гусеницы выглядят, как передвигаются, что едят.

Предложите детям подумать, какого цвета они сделают длинную гусеницу, какого цвета - короткую. Обратите их внимание на то, что полоски разной длины. Для изображения головы предложите детям круги такого же цвета и таких же оттенков.

После наклеивания дети могут дорисовать гусеницам все, что подскажет фантазия: «личики», ножки, щетинку, листья, которые те будут есть.

Постарайтесь индивидуально поговорить с каждым ребенком - какой характер у длинной гусеницы и какой у короткой, дружат или враждуют они между собой, что собираются делать и т. п.

Форма
«Круги». Коллективная аппликация - создание абстрактного, панно из бумажных кругов разного цвета и величины. Дети работают с готовыми, вырезанными воспитателем формами и располагают их на общем большом листе бумаги по своему усмотрению. Вы помогаете детям совершенствовать навыки работы с клеем и обсуждаете, какой круг выбрал ребенок - большой или маленький, какого цвета; куда ребенок собирается его наклеить. Желательно научить детей вначале прикладывать круг на то место, куда они собираются его приклеить, смотреть, красиво ли получается, а затем приклеивать. В ходе этой работы можно начать учить детей соотносить свои действия с уже созданным другими детьми целым, находить место своей детали в сложившейся на этот момент композиции.

Обратите внимание детей на интересные сочетания цвета, на то, что большой круг, будучи наклеенным на маленький, полностью может закрыть, «спрятать» маленький, а маленький, помещенный поверх большого, производит эффект «глазка». Обратите внимание детей на то, что один круг можно наклеить на другой, примерно совместив их центры (естественно, нет необходимости объяснять это детям именно в таких выражениях).

«Треугольники». Это также коллективное абстрактное панно. Важно, чтобы дети работали с треугольниками разных видов.

«Четырехугольники». Для этой работы вы приготовите детям самые разные четырехугольники (в том числе квадраты, ромбы, параллелограммы, прямоугольники, трапеция и др.).

Внимание! Важно, чтобы на описываемых занятиях взрослый постоянно употреблял в своей речи названия всех фигур, не требуя от детей повторения этих названий (но и не запрещая им этого делать).

Коллективный коллаж «Вазы и кувшины». Попросите родителей поискать в старых журналах, на открытках изображения разных ваз и кувшинов и принести их к определенному дню. Рассмотрите вместе с детьми принесенное, а затем наклейте все изображения на два листа бумаги. Обсудите с детьми, чем отличается ваза от кувшина, для чего предназначен каждый из сосудов.

Для Женского журнала www.blackpantera.ru:  В. Шишкина

Еще по теме:


Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: