Бег и олимпиада, история происхождения олимпийских игр

Как утверждают историки, наши предки были выносливыми в ходьбе и беге на длинные расстояния. Так, по свидетельству Геродота, около трех тысяч лет назад девушки с севера Скифии Лаодика (Ладога?) и Гипероха (Великая?) вместе с пятью мужчинами принесли пшеничные дары на остров Делом. Тацит сообщал, что две тысячи лет назад «венеды» (прямые предки славян) исходили все поля и горы от низовий Дуная до Балтики.

Олимпиада

Есть много и других свидетельств, что словено-русы были достойными потомками не только Геракла, но и Ахилла. А в беге Ахиллу не было равных. Вот только вопрос: где он тренировался? По преданию, жители Скифии пошли от потомков Зевса и дочери Борисфена, где-то в этих краях увлекла с собой Русалка и Геракла. Ну а чем это не место и для тренировок Ахилла?..

Около двух тысячелетий назад древнегреческий географ и историк Страбон расположил это место к востоку от острова, находившегося напротив Борисфена. Здесь была роща, посвященная Ахиллу, затем «ристалище Ахилла» - полуостров в виде ленты длиной около 1000 стадий и шириной до 2 стадий.

Примерно в это же время другой видный ученый древности Помпоний Мела свидетельствовал: «Земля простирается вдаль и, соединяясь с берегом только узкою полосою, сжимается мало-помалу, и оканчивается острым углом так, что имеет вид лежащего меча. Говорят, что Ахилл, находясь с флотом в Эвксинском Понте (Гостеприимном море), праздновал здесь игры и обучал свое войско. Посему-то место сие называется ристалище Ахилла».

Такой перевод сделал исследователь Иван Бларамберг, опубликовавший «Рассуждения о ристалище Ахилла» в журнале «Северный архив» в 1825 г. Рощу затем стали считать посвященной Гекате, а часть ристалища, о котором продолжали упоминать древние авторы, называли «священным мысом». Позже появились названия Тендровская коса, мыс Киль-Бурн и др. Коса много раз прорывалась морем. Следует отметить, что соревноваться здесь приходилось на песке. Так что бегать было не очень-то просто и легко.
В 1824 г. при строительстве нового маяка на косе (о. Тендра) был разрыт небольшой курган. Здесь нашли греческие «эмблемы-медали», выпущенные до н. э. монеты и другие предметы. Возможно, некоторые из них использовались в качестве жертвоприношений Ахиллу.

Напомним, что «ристалище» - слово русское. Тогда можно предположить, что русы состязались с Ахиллом. Тем более греки признавались, что далеко стрелять из луков их научили наши предки.

Русы удивляли очевидцев своими соревнованиями и их результатами. Пифей из Массалии (ныне Марсель), например, в путевых заметках, вышедших в 360 г. до н. э., отметил: «На землях скифов мы видели тепло одетых людей с длинными досками на ногах». А чему здесь удивляться? Посмотрите на наскальные северные рисунки, выполненные несколько тысячелетий назад, - лыжников там хватает.

Из других письменных источников известно также, что немцы требовали, чтобы новгородцы не вызывали их на кулачные и фехтовальные бои. В проекте договора 1209 г. указывалось, что и на территории между дворами немецкими не должны быть «терпимы неистовые забавы». И этого требовали великие любители рыцарских турниров!..

Ристало Ахилла - святая память о спорте на Руси, свидетельство его реальных тысячелетних истоков. Так что смотреть соревнования атлетов и участвовать в них наши предки могли у себя на родине, для этого не надо было отправляться в Олимпию и участвовать в Олимпийских играх.

«Чисто поле», лужайки для «игрищ утолченных», ристалища - специальные места для спортивных состязаний на Руси существовали много веков назад. В больших поселениях трипольцев, например недалеко от Днепра, вероятно, для соревнований выделялось круглое поле в центре - «коло», круг. Здесь и могли желающие на празднествах помериться в силе и ловкости, о чем нередко повествуется и в былинах.

Более тысячи лет предки словено-русов имели и непосредственные контакты с греками в Северном Причерноморье, где были большие греческие поселения. У устья Днестра возникли Тира (ныне Белгород) и Никоний (недалеко от Одессы). Чуть ниже современного Николаева у устья Буга образовалась Ольвия (Березань). На месте Севастополя был Херсонес. А Феодосия даже сохранила и до наших дней свое древнее название... И во всех этих крупных городах и других поселениях поменьше спорт был важнейшей составной частью жизни их обитателей.

Конечно, наша популярная команда «Спартак» унаследовала свое название от Спарты и свободолюбивого Спартака, возглавившего восстание рабов Рима. Но не следует забывать и того обстоятельства, что во главе Боспорского государства на протяжении почти трех веков стояли правители из династии Спартокидов. На этих же землях проходили и своеобразные спартакиады, которые вероятно дали первый посыл к проведению Олимпийских игр.

Культура здорового тела в образе «гимнаста из-под Галича» здесь почиталась высоко. Для гимнастических занятий строились великолепные палестры и гимнасии, большие средства тратились на организацию соревнований и физическое воспитание. Занятия физическими упражнениями являлись почетным делом, служили предметом гордости и славы. А выдающиеся атлеты пользовались не меньшим вниманием и известностью, чем правители, ученые и философы.

Такое отношение к атлетам (борцам, ратоборцам, физически развитым людям) в Греции было подкреплено мифами (идеологией), системой спортивных сооружений (экономикой), всей атмосферой мощного античного государства (политикой). Здесь же примерно в V в. до н. э. возник профессионализм среди атлетов. После этого к Олимпийским играм стали готовиться круглогодично и дополнительно участвовать в различных состязаниях за вознаграждение. Однако профессионалы не снизили интереса к физической культуре у тысяч любителей. И все же разрыв в уровнях спортивной подготовки наметился, что отразилось и на результатах соревнований, да и массовости тоже. Не случайно древнегреческий драматург, «отец комедии» Аристофан (ок. 445-385 гг. до н. э.) сетовал, что в эпоху Пелопоннеских войн страна уже не вся состояла из атлетов, как когда-то.

Система спортивных игр в Древней Греции не ограничивалась только Олимпиадами. Вторыми по значению были Пифийские игры. Эти общегреческие празднества и соревнования проходили при храме Аполлона Пифийского в Дельфах у подножия горы Парнас. По преданию, они учреждены самим Аполлоном после победы над змеем Пифоном. Змееборческие мотивы, по мнению все большего числа ученых, уходят корнями в глубь веков. (Попутно заметим, что борьба богатыря против змея пронизывает и русский эпос.)

Первоначально Пифийские игры проводились один раз в 8 лет начиная с VI в. до н. э. На этот период устанавливалось, как и во время Олимпиад, священное перемирие. В Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил активный обмен товарами и новостями. В храме накапливались огромные дары Аполлону. Сам храм считался общегреческим святилищем, а оракул при нем получил известность как самый лучший прорицатель, к которому обращались не только отдельные граждане, но и представители государства. Пророчества облекались в стихотворную форму и выдавались за произнесенные самим Аполлоном.

Пифийские игры первоначально включали в себя музыкальные соревнования, когда в сопровождении кифары (позже - гитара) исполнялись гимны в честь Аполлона. Этот инструмент был известен будущим русам, но к моменту образования Руси, вероятно, доминировали уже гусли. Около 582 г. до н. э. в Пифийские игры были включены соревнования атлетов и состязания на колесницах. Если в Олимпии победители награждались венком из ветвей оливы, то здесь - из лавра, который считался священным деревом Аполлона.

В связи с утверждением христианства римский император Феодосии I в 394 г. н. э. отменил Олимпийские игры как языческие. Почти одновременно прекратились и игры в Дельфах. Любопытно, что русская церковь тоже принимала законы против «эллинских беснований» - спортивных соревнований, игр. Выходит, «игрища» к моменту введения христианства на Руси (988 г. н. э.) были вполне известными занятиями, которые дополнялись или обогащались древнейшими народными состязаниями. Точнее, здесь и не могло быть больших различий. Олимпийские виды (бег, борьба, метание, прыжки в длину, кулачный бой и др.) отразили различные виды соревнований, бытовавших у многих народов. Вот как, например, об этом сказано в «Повести временных лет», отметившей древнейшие обычаи радимичей и вятичей: «...живяху в лесе, якоже и всякий зверь... и браци не бываху в них, но игрища межю селы, схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни, и ти умыкаху жены собе...»

Любопытно, что эта древняя традиция оказалась очень живучей: показал себя парень на «игрищах» (скаканул через большой костер, устоял в кулачном бою, метнул палицу или камень за реку или выше «дерева стоячего») - имеет право и невесту выбирать. Да и красна девица сама на него свой взор обратит: ведь парень - статен телом, возможно, умом да делом. А раз всем хорош - значит, для семьи пригож.

Понятно, что организация и форма игр среди лесных племен отличались от греческих, это было продиктовано условиями небольшой поляны. Но в примыкающих к греческим городам землях элементы греческой организации спорта в жизнь сколотое могли проникать, да и самые сильные и ловкие сколоты наверняка не упускали возможности посостязаться со своими соседями.

Греки придавали Олимпийским играм столь большое значение, что славы удостаивался не только победитель, но и все его потомство. В античном обществе физическое воспитание было нацелено на проявление чувства патриотизма и любви к родине, звало на высокие подвиги, на выполнение священного долга гражданина своей страны - борьбу с врагом. Эти же чувства, кстати сказать, были характерны и для силачей других народов: не посрамить своих земляков перед иноземцами, доказать им свою силу и ловкость, сноровку и умение.

Греческие города вместе с пригородами тянулись вдоль причерноморских побережий иногда на несколько километров. И в каждом из них были палестры и гимнасии - своеобразные «школы спортивного мастерства» и «олимпийского резерва». Уже в V в. до н. э. в Афинах гимнасии достигли полного расцвета: в них прежде всего занимались гимнастикой и другими физическими упражнениями. Позже, во время отдыха от физических упражнений, стали в гимнасиях изучать политику, философию и литературу. Из таких вот учреждений и возник затем Ликей (лицей), основателем которого является Аристотель.

Палестра (в переводе с греческого - «борюсь») - частная гимнастическая школа, которую обычно устраивали для мальчиков до 16 лет, но были школы и для взрослых. Борьба, бег, прыжки, метание копья и диска, гимнастические упражнения, плавание - все это сближало палестры с гимнасиями, при которых иногда частные школы и возникали. Цикл сооружений для них включал гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки и открытые спортивные площадки.

Не правда ли, все это напоминает малый спортивный комплекс, который, по рекомендациям врачей и специалистов по физическому воспитанию детей, должен быть в каждом дошкольном учреждении и современной школе в нашей стране?.. Это тот самый случай, когда знание истории помогает лучше осмыслить происходящее в наши дни, в частности, понять значимость физической культуры и спорта для всестороннего, гармонического развития человека, укрепления его здоровья.

Археологические памятники свидетельствуют и о существовании гимнасии в Пантикапее (Керчи). Так, на надгробной плите в память преждевременно скончавшегося педотриба (воспитателя) Фарнака сохранилась надпись о том, что гимнасии «открыто оплакивал (смерть педотриба. - Авт.) тщетными слезами». Ряд надписей с именами гимнасиархов («директоров школ») обнаружен на плитах и в Херсонесе. В 1904 г. найден текст с гимном в честь Гермеса - покровителя игр, палест и гимнасии. То, что пастушеский бог признавался таким покровителем, говорит о глубинных корнях физического воспитания.

В списке граждан города Горгиппии (на месте нынешней Анапы) упоминается гимнасиарх Фарнакион, что свидетельствует о существовании и там гимнасии. В 1901 г. на берегу Таманского полуострова в местности древней Фанагории найден обломок мраморной плиты II в. н. э., на которой написано: «гимнасия в Фанагории». Метрическая надпись на подобной плите III в. до н. э. тоже сообщала о здешней гимнасии. Все эти учреждения управлялись гимнасиархами.

Копировали ли словено-русы те гимнастические упражнения, которые им доводилось видеть у греков? Если они и делали это, то обязательно привносили и свои особенности. На наш взгляд, это явилось одной из исторических основ, обеспечивших успех русской и других славянских гимнастических школ. Другие народы тоже, имели свои особенности физического воспитания. Задача историков спорта - выявить их и поставить на службу современности.


Ская
16.08.2010 22:49:04
Кто-нибудь знает о процедуре ?  
Ская
16.08.2010 22:58:41
Просто я решила похудеть, а липосакцию делать боюсь, жир только на бедрах, боюсь что один бег мне в этом не поможет.