В Советском Союзе 1 миллион 170 тысяч врачей, значительная часть из них занята лечением пьяниц и последствиями пьянства. Резкое сокращение в стране пьянства автоматически высвободит колоссальное число медицинских работников, и они смогут заниматься своим основным делом - лечить трезвых людей.
Испокон веков в воздействии на пьяниц сочетались два подхода: репрессии и лечение. В наши дни это сочетание оказалось малоэффективным, да и вся история человечества учит тому же. Что же делать? По нашему мнению, главное - это резко сократить производство алкогольных напитков: ведь то, что продается, должно покупаться - иначе зачем же производить? Не со злоупотреблением алкогольными напитками надо бороться, а вообще с употреблением. А для этого нужно не производить эти напитки либо производить в очень ограниченном количестве.
В тех случаях, когда матери являются хроническими алкоголичками, вероятность рождения умственно неполноценного ребенка резко возрастает. К тому же многие такие матери продолжают пить и в период беременности и кормления. Тут уж тем более не миновать беды.
Психиатр из Кишинева Лидия Степановна Куниковская задалась целью выяснить, кто же рождается от матерей, которые в период беременности не только употребляли алкоголь, но и напивались до чертиков (на языке врачей алкогольные галлюцинации такого рода именуются белой горячкой), а потом лечились от алкогольного психоза. Практически у таких матерей не было полноценного потомства, а процент детей-олигофренов, рожденных от них, увеличивался во много-много раз. Большинство этих детей потом содержались в домах инвалидов. Почти все из таких матерей обвиняли свою неустроенную жизнь, неудачи, плохих мужей и т. д. Что здесь первично, а что вторично, трудно сказать: пьянство нарушает семейную жизнь, а семейное неблагополучие приводит пьяниц к еще большему пьянству. Ясно одно: все в конечном итоге зависит от самой личности, от ее воли, здравого смысла, от ее ответственности. Но, к сожалению, алкоголизм разрушает волю, нравственность, разум. Поэтому такие женщины не задумываются над тем, кого они родят, а рожают они в основном ущербных сыновей и дочерей, содержание которых тяжким бременем ложится на плечи государства, т. е. на нас с вами, читатели.
Когда такие матери приводят к психиатру своих несчастных детей, врача охватывает негодование: ну зачем они рожали этих уродов? Почему так легкомысленно отнеслись к будущему ребенку, заведомо зная о его печальном будущем?
Однако эти "матери" редко понимают раздражение медиков - им на все наплевать. Правда, встречались сильно пившие женщины, которые потом одумались, перестали пить, со временем у них появлялись вполне здоровые дети, но все же какие-то отклонения у таких детей иногда отмечались.
Олигофрения - не единственное следствие пьяного зачатия. Часто бывают и иные нарушения: врожденные деформации характера, именуемые психопатиями, судорожные припадки с возможным в последующем развитием эпилепсии, различные виды отставания эмоционального и двигательного развития и т. д. И все это в данном случае - результат пьянства родителей.
Понятно, что если последствия пьянства наслаиваются на последствия патологии беременности и родов другого происхождения (например, наследственного), то состояние ребенка будет еще хуже.
Поражение плода из-за пьянства родителей называется на языке врачей алкогольным синдромом плода. Ему посвящено колоссальное количество научной литературы. Алкогольный синдром плода вызывается главным образом пьянством матери и может проявляться как сразу же при рождении, так и спустя много лет. Иногда по наличию алкогольного синдрома плода врачи устанавливают тщательно скрываемый алкоголизм матери.
Врачи из Шотландии изучили 40 детей, родившихся от матерей-алкоголичек. Двое новорожденных сразу же умерли от уродств, несовместимых с жизнью. У остальных зарегистрированы грубые признаки отставания в физическом и психическом развитии. Что же делать? Приучить родителей не пить - иного ответа быть не может. А как приучить? Вариантов тут много. Ясно одно: нужно хотя бы проинформировать будущих пап и мам, что может случиться с их ребенком, если он будет рожден от пьяного зачатия или в условиях хронического пьянства родителей.
Необходимо раз и навсегда покончить с пьянством, нужно не ссориться с другими членами семьи, нужно беречь себя, ибо, оберегая себя, мать оберегает и ребенка - еще не рожденного, но который имеет право родиться полноценным.
Как бывает досадно, когда родители лишают его этого естественного права!
В февральском номере московского "Журнала невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова" за 1986 год напечатана любопытная статья двух одесских психиатров - А. Н. Моховикова и Б. Г. Херсонского "Матери, страдающие алкоголизмом, и их потомство". Авторы изучили 87 женщин, лечившихся в стационаре по поводу болезненного пьянства. 75 из них имели 139 детей в возрасте от 1 до 33 лет. Одного ребенка имели 34 женщины, двух - 27, трех - 7, четырех - 5, две женщины имели по пять детей. 43 обследованных женщин имели больного алкоголизмом мужа, почти у всех остальных были крепко пьющие мужья или просто собутыльники, которых эти женщины называли мужьями. Таким образом, если женщина - пьяница, то почти всегда она имеет тоже пьющего мужа - непьющий возле нее не удержится.
Каково же состояние 139 детей, рожденных этими супругами? 60 из них психически здоровы, у 29 отмечены нарушения невротического уровня и нарушения поведения, у 11 имеются признаки психического недоразвития с симптомами алкогольной эмбриопатии (иначе - алкогольный синдром плода). Из этих последних у 19 была временная задержка психического развития, у 69 - олигофрения в степени дебильности и у 12 - имбецильность.
Но показывают ли эти цифры точные взаимоотношения между пьянством и болезнями потомства? Нет, конечно. Тут важно выяснить роль времени начала приема алкоголя, продолжительность его, реакцию матери на рождение урода и т. д. Понимая это, А. Н. Моховиков и Б. Г. Херсонский подошли более углубленно к анализу роли разных факторов. Выяснилось, что 69 женщин стали пьяницами спустя какое-то время после рождения детей. Понятно, что у них число психически здоровых детей было намного больше, чем у матерей, пивших и до рождения детей (34 здоровых в первой группе против 14 здоровых у вторых). 37 матерей-пьяниц родили детей с алкогольным синдромом плода.